Чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
Ушинский К.Д.
Обоснование проекта.
В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность в развитии навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Однако, наряду с этим, четко проявляется противоречие между обязательностью образования и слабым институтом семьи, невысоким уровнем родительской сознательности и ответственности за воспитание, развитие и обучение ребенка, отсутствием психолого-педагогической и правовой компетентности большинства родителей. Педагогу все труднее находить общий язык с некоторыми родителями учащихся. Необходимость вовлечения родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе и понятие того, что это важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка неоспоримо. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической, правовой и воспитательной культуры родителей. В последние десятилетия возрастает роль семьи и школы как важнейших институтов социализации подрастающего поколения, формирования и образования личности, передачи положительного социального опыта.
С другой стороны, современная школа, столкнувшись с огромным количеством социальных и экономических проблем, оказалась не в состоянии решить задачи воспитания и обучения без укрепления связей с семьей, без взаимодействия педагогов с родителями учеников. Негативные явления в детской среде подтвердили необходимость тесного педагогического союза школы и семьи.
В связи с этим приобретает особую актуальность необходимость просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей.
Нормативно-правовая база проекта.
· Закон РФ «Об образовании» ст. 44. 2013 года
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009 года.
· "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
· Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.
· «Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года»
Содержание проекта.
По результатам мониторинга воспитательной деятельности, и опроса классных руководителей было выявлено снижение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы, участие одних и тех же родителей в различных школьных мероприятиях. При реализации школьного проекта «Школа родительской любви» в 2015-16 учебном году, не удалость полностью реализовать и решить все задачи. Родители неохотно приходят на собрания, не проявляют активности в общешкольных мероприятиях, проявляют потребительское отношение к сфере образования вообще. В результате низок уровень общей родительской культуры, родители не стремятся получить ответы на возникающие в процессе воспитания вопросы, не задумываются о важных аспектах воспитания, что ведет к нарушению детско-родительских отношений и, как следствию, к не успешности детей.
Анализ работы школы с родителями позволяет сделать вывод, что тесный контакт между школой и семьей устанавливается при условии органического сочетания педагогического просвещения с привлечением родителей к активному участию в разносторонней деятельности школы.
Взяв за основу вышеназванные результаты собственного анализа образовательной ситуации, были определены «плюсы» и «минусы» в работе, обозначены проблемы, решение которых является главной задачей.
Наши проблемы
Ø Недостаточное использование педагогами эффективных воспитательных технологий, позволяющих вызвать интерес у родителей.
Ø Низкий уровень психолого-педагогической компетентности родителей и семейных ценностей у школьников и их родителей.
Ø Отсутствие системы сотрудничества школы с семьей, работы с родительскими комитетами классов, информированности родителей о воспитательных мероприятиях, проводимых в школе.
Анализ проведенного мониторинга, сложившейся в воспитательной среде школы ситуации и возникших в связи с этим проблем заставляет задуматься коллектив школы над построением новой системы, способствующей более качественной и эффективной работе педагогов по возрождению интереса родителей к школе и школьной жизни.
Цель проекта:
Создание условий для повышения уровня родительской культуры взрослых и детей с помощью создания организационно – управленческой и содержательной моделей родительского образования
Задачи:
Ø .Создать условия для конструктивного взаимодействия: родитель – обучающийся - учитель;
Ø .Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей посредством реализации моделей, предложенных в проекте.
Ø Вызвать интерес и привлечь родителей к управленческой деятельности в школе.
Ø Организовать творческую деятельность в системе родитель-ребенок-учитель для реализации проекта.
Ø Формировать позитивное отношение родителей и учащихся к школе.
Ожидаемые результаты проекта
Результаты проекта | Способы достижения результата |
Влияние изменений в результате реализации проекта на ситуацию в школе. | Будет создан реальный инструмент, адаптированный и готовый к внедрению в воспитательный процесс школы, в данный момент такой инструмент отсутствует. Наличие положительного опыта сотрудничества. Увеличение количества посещений родительских собраний и внеклассных и школьных мероприятий. |
Соответствие результатов цели, задачам проекта | В результате реализации проекта создается инструмент для достижения поставленной цели. |
Конкретные к оличественныерезультаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта | Проведение 4 тематических собраний в каждой параллели, направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей. Всего 44 собрания. Работа клуба «Школа активных родителей» планирует провести 5 занятий. Совместных мероприятий с детьми - 34. Подготовка родителей будущих первоклассников рассчитана на 5 занятий. Повысить долю родителей, включившихся в воспитательную и общественную деятельность школы до 80%. Информированность о реализации проекта через школьный сайт 2 раза в месяц. |
Конкретныекачественныерезультаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта | Получение качественного продукта, адаптированного к условиям и требованиям современной школы, путем апробации разработанных материалов в условиях школы. Овладение технологиями родительского образования. |
Эффект проекта в долгосрочной перспективе | Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации. Появление материала готового к внедрению и использованию в школах. Повышение имиджа школы. |
Целевая аудитория: учащиеся МБОУ “Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»”, их родители и учителя школы.
План- график реализации проекта.
Основные этапы | Сроки проведения проектной работы | Содержание проектной работы |
1 этап - подготовительный | Сентябрь-октябрь 2019 года. | 1.Изучение материалов мониторинга. 2.Научно-теоретическое осмысление системы работы с родителями. Разработка нормативно-правовой базы проекта. 3.Презентация проекта на общешкольной родительской конференции. 4.Работа по планированию и реализации проекта с педагогами школы, через ШМО классных руководителей. |
2 этап – собственно проектный | Ноябрь-декабрь 2019 года Январь-май 2020 года | 1.Выполнение плана по реализации моделей в работе с родителями. 2 Создание оптимальных условий для внедрения новых педагогических технологий в работы с родителями. 3.Повышение мотивации родителей к формированию родительской культуры и управленческой деятельности в школе. 4.Реализация моделей проекта. |
3 этап – обобщающее - аналитический | Май-июнь 2020 года | 1.Анализ и оценка собственного замысла изменений воспитательного процесса, конструктивные решения по изменению проекта и его использования. 2.Стимулирование творческих педагогов. |