Познакомься с пьесой
1. Внимательно прочти пьесу со всеми авторскими ремарками. (Это полезно сделать 2 – 3 раза в период работы над ролью). Перепиши роль с полными репликами партнёров и ремарками автора. Текст пиши на левой стороне развёрнутой тетради, оставляя чистой правую сторону (для записей). Выпиши всё, что твой герой говорит о себе, и что говорят действующие лица о нём. Вдумайся в смысл этих реплик. Запиши первое впечатление от пьесы и роли, чтобы впоследствии сверить результаты своей работы над ролью с первым впечатлением. Проделай общий анализ роли.
2. Роль есть часть целого (пьесы). Попробуй разобраться в пьесе и роли (проанализируй пьесу и роль):
а) определи, о чём пьеса, о чём роль (тему пьесы и роли) и значение данной роли в пьесе;
б) подумай, ради чего ты будешь эту роль играть? Какие светлые, добрые человеческие стороны ты защитишь, играя эту роль, и какие злые, античеловеческие стороны будешь отрицать, высмеивать. Этим ты найдёшь свою сверхзадачу – перспективу артиста;
в) определи перспективу роли, за что борется твой герой, ради чего он совершает свои поступки и действия в пьесе именно так, а не иначе, и чего он хочет добиться, в конечном счёте. Творчество заключается в постоянном, непрерывном стремлении к сверхзадаче и в действенном выполнении её;
г) определи поступки воплощаемого тобой образа, поступки волевые, зависящие от тебя – образа. Последовательная цепь поступков составит сквозное действие роли. Припомни и нафантазируй живые воспоминания и многочисленные детали, не описанные в пьесе, но могущие иметь героя в различных обстоятельствах – это поможет тебе узнать его взгляды, тайные помыслы, отношения (к вещам, фактам, событиям, людям) и его характер;
|
д) уточни, какие основные черты человеческого характера развиты у твоего героя (хитрый, подозрительный, любопытный, гордый, трусливый, смелый и т. п.) Попытайся понять логику поступков хитрого, подозрительного и т. д.;
е) установи, как ты – образ, относишься к другим действующим лицам, фактам, событиям, происходящим в пьесе. Роль есть комплекс отношений. Ты должен родить в себе искреннее отношение к партнёру, как установлено в пьесе, не забывая при этом, что на сцене «надо видеть то, что дано, а относиться, как задано», т.е. видеть своего товарища, а относиться к нему как к отцу, брату и т. д.;
ж) нафантазируй и продумай предлагаемые обстоятельства, как ты, образ (действующее лицо) - живёшь в среде, быте, обстановке. События, факты, события из своей жизни, аналогичные поступки героя, фактам, событиям, заключённым в рамки пьесы. Используй свои жизненные наблюдения.
Изучи материалы действительной жизни.
Знание жизни – творческая пища актёра и необходимое условие успешной работы над ролью. Постарайтесь изучить материалы из жизни, показанной в пьесе. Накопи больше конкретных впечатлений из жизни, ознакомься с художественными произведениями об этом времени, газетами, журналами, кинофильмами. Обобщи свои наблюдения, сделай выводы и выяви типические черты своей роли.
Первые этапы работы над ролью.
Чаще читай роль про себя (но только не вслух). Не зубри роль, а вдумывайся в текст, слова, мысли свои и партнёров. Необходимо заняться этюдной работой, пытаясь найти целесообразный вариант действий в заданной ситуации. После застольного периода и определённой работы над ролью надо точно знать, как свою роль, так и роль партнёров в своих сценах.
|
а) определи куски, события, как этапы непрерывно развивающегося сквозного действия роли,
б) определи границы кусков и связь между ними. Уточни переход из куска в кусок.
в) поищи подтексты, то, что ты хочешь сказать теми или иными словами, фразами, что у тебя на уме. Помни, что «текст – это повод для действия».
Работая над партитурой роли, определи сценические задачи и логику действий в данных предлагаемых обстоятельствах. (Каждого события, сцены и куска роли.)
Определи задачи, ответь глаголом на вопросы:
1. Что делаю (действие).
2. Для чего делаю (хотение).
3. Как я делаю (приспособление).
Если ответы на первые два вопроса определяются заранее, то ответ на вопрос «Как я делаю» ищется в процессе действия, в живом общении.
4. Продумай «второй план» роли. Продумай второй план во всех сценах. Что тебя волнует больше всего, о чём ты неотступно думаешь. У человека, готовящегося к трудным экзаменам, например, второй план – экзамены. Чтобы он ни делал, он невольно думает о предстоящих экзаменах.
5. Попытайся найти зерно своего образа. Зерно роли – это то, что помогает актёру логически воспроизводить жизнь создаваемого образа, «жить в образе». Отыскав в себе зерно данной роли, актёр начинает чувствовать в себе образ и поступать во всём только так, как мог бы поступить образ. Зерно заставляет актёра искать положения и слова, логически необходимые образу. Ощущение зерна роли – это вершина творчества актёра.
|
6. Исходя из сквозного действия и «зерна» роли, отбирай и разрабатывай в процессе словесного действия нужные для роли видения. Создай киноленту видений. Помни, о чём бы ты ни говорил в пьесе, о чём бы ты не думал, всё это ты должен «видеть2 и точно знать (как свою собственную комнату, как свою жизнь, как своих родных, близких и знакомых). Поэтому точно представь себе то, что ты рассказываешь, говоришь и думаешь. Закрой глаза и пофантазируй, попытайся увидеть внутренним оком созданный тобой «кинофильм».
Работа над ролью дома.
а) нафантазируй себе прошлое образа – его жизнь, предшествуемую описываемой в пьесе. Создай биографию образа: кто ты, образ? Что ты, образ, пережил за свою жизнь, почему ты такой (подозрительный, смелый, трусливый) и почему ты любишь или ненавидишь или относишься ещё как – то к другим действующим лицам? Вспомни с живыми подробностями и деталями самые яркие эпизоды, события, факты, случаи из жизни образа. Выдели самое важное и эмоциональное. Биографию сочиняй от себя, используя местоимения «я», а не «он», «она»;
б) создай «сегодняшний день» за кулисами, где ты, точнее твой персонаж, действующее лицо. Кто твой персонаж? С кем он сейчас виделся? Что делал? Куда он идёт? Таким в «образе», ты и должен выйти из – за кулис на сцену. Всегда, на репетиции, и перед выходом на сцену в спектакле, следует проделывать над собой этот эксперимент. Тогда ты будешь выходить на сцену не из – за кулис, а с улицы, из соседней комнаты с определённым настроением вызванным тем, что там с тобой «происходило»;
в) поищи в жизни конкретные элементы внешней характеристики своего образа (как он ходит, говорит, держится, ест) и научись так же ходить, говорить, держаться и т. д. Искать типические черты для своего героя необходимо у нескольких людей того характера и круга, к которому принадлежит герой. Эти типические черты надо соединить в одном сценическом образе. От этого обобщения образ станет живым, выразительным и многогранным. Для того, чтобы приблизиться к изображаемому образу, тебе нужно найти в своём теле, манерах и голосе такие элементы, которые соответствовали бы пластике речи и внутренней жизни изображаемого персонажа.;
г) поделай домашние этюды, поживи «в образе» дома, налей «в образе» чай, поговори с друзьями, почитай книгу, посмотри кинофильм, походи «в образе» по улице.;
д) сочини жизненные обстоятельства, не предусмотренные с пьесой, и поставь данный персонаж в эти придуманные обстоятельства, найди для себя убедительные ответы на вопросы, что бы сделал (как поступил), если бы ты на самом деле был данным действующим лицом.
е) создай, нафантазируй «внутренний монолог» - это молчаливые реплики на слова, монологи твоих партнёров. «Внутренний монолог» - это молчаливое отношение действующего лица к тому, о чём говорит партнёр. Уметь слушать – это значит уметь молча отвечать собеседнику своими чувствами, мыслями и физическими действиями. Помни, что на сцене ты слушаешь, а не молчишь.