Чтобы в будущем подросток старался все, что может, делать сам и получал от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания:
· Во-первых, помочь подростку в формировании умений ставить перед собой цель.
· Надо организовать такое дело (дела), которое позволит добиться ребенку хоть небольшого успеха, что прибавит веры в его силы, увеличит их.
· Родителям необходимо научить подростка самостоятельно делать выбор и брать ответственность на себя.
Любые действия и педагогов и родителей, которые воспринимаемые подростками как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции.
Например, донецкий учитель математики Виктор Федорович Шаталов, для того, чтобы ребята, даже самые отстающие в математике, могли добиться первого успеха, стал задавать на дом не одну, не две, не три задачи, как обычно, а … сто! Сто задач сразу! Оказалось, что это не самый тяжёлый, а самый лёгкий урок. Учитель, разумеется, не требовал решения всех ста задач.
«Нет, – говорил он, – выбери сам задачу по силе и реши её. Хотя бы одну. Одну задачу из сотни найти можно, но когда решишь ее самостоятельно, прибавляются силы и опыт». Так постепенно развивается способность решать и более трудные задачи.
Родители могут действовать на примере этого учителя, предлагая множество жизненно важных задач, из которых подросток будет выбирать те, что ему по силам, увеличивая свой багаж опытом, ресурсами, в которые сам будет верить. Такому подростку мир вокруг кажется светлым, многогранным. И когда-нибудь именно таким заботливым родителям, он скажет спасибо.
Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что-либо сделать или решить без помощи взрослых.
|
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Воспитание самостоятельности у подростков
· Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей (пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он).
· Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать.
· Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны его возрасту.
· Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение.
· «Не стойте над душой» у сына или дочки (ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать).
· Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания.
· Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче.
· Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения (если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание).
|
Таким образом, подростковый период – это продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека.
Ваш ребенок уже подросток и воспитывать его, как малыша, не представляется возможным.
В случаях, когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Литература
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология, М.: Академический проект, 2006. 701 с.
2. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007. 271 с.
3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.
4. Маслоу, А.Мотивация и личность/ Пер. с англ. СПб: Питер, 2008. 352 с.
5. Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 224 с.
6. Столяренко, А. М. Психология и педагогика ]: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.