ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомиться с общим планам строения тела человека, его макро- и микроструктурами, плоскостями; сформировать представление об организме как открытой саморегулирующейся системе.
РАБОТА 1. Общий план строения тела человека
1. Покажите и отметьте на рисунке части тела (Атлас, с. 5, рис. 1).
Рис. 1. Части тела человека
2. Найдите и покажите полости тела: 1. грудная, 2. брюшная, 3. полость таза, 4. полость черепа, 5. Спинно-мозговая, 6.ротовая, 7. носовая, 8. полость глазницы (Атлас, с. 10, рис. 8).
![]() |
Рис. 2. Полости тела человека
3. Плоскости, сечения и оси тела.
Покажите на рисунке плоскости, сечения и оси тела человека.
Рис. 2. Плоскости, сечения и оси тела
Для определения положения органов и их частей в теле человека через него мысленно проводят линии и плоскости их сечения (Атлас, с. 5, рис. 2, 3)
Горизонтальные плоскости проводят параллельно линии горизонта, они делят тело вертикально стоящего человека на верхние и нижние части. Вертикальных плоскостей - две.
Фронтальная идет параллельно Плоскости лба и делит тело на передние и задние части, сагиттальная проходит спереди назад и делит тело на правую и левую части. Горизонтальные и вертикальные плоскости пересекаются под прямым углом.
Линии или оси, проводимые в тех же направлениях, называют: фронтальная (справа налево), вертикальная (сверху вниз) и сагиттальная (спереди назад). Оси используют для характеристики движений в суставах.
РАБОТА 2. Общая характеристика органов
Вспомните, что называют:
Органом –
Системой органов –
Заполните таблицу 1.
Таблица 1.
Топография различных органов
Орган | Расположение | Функции |
Головной мозг | ||
Спинной мозг | ||
Сердце | ||
Легкие | ||
Желудок | ||
Печень | ||
Почки |
Вспомните, что называют тканями, назовите основные группы тканей.
Ткань –
Виды тканей:
….
Перечислите особенности строения и функций животной клетки. Обратите внимание на разнообразие клеток разных тканей (Атлас, с. 14, рис. 14; с 15 — 17, рис. 15 —— 22).
РАБОТА 3. Организм как единое целое
Организм представляет собой живую открытую саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на различные воздействия и изменения внешней или внутренней середы. (Вспомните состав и свойства внутренней среды).
Состав внутренней среды:
Свойства внутренней среды:
Многоуровневая структурно-функциональная организация живой системы обеспечивает, взаимосвязь и взаимодействие всех ее элементов на протяжении жизни. Механизмами этого взаимодействия являются нервная и гуморальная регуляция функций.
Нервная регуляция осуществляется рефлекторно при участии специфических анатомических структур нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. (Вспомните, что называют рефлексом и состав рефлекторной дуги).
Рефлекс –
Состав рефлекторной дуги:
….
Гуморальная регуляция обеспечивается за счет влияния физиологически активных веществ (продукты обмена веществ, гормоны), переносимых жидкостями внутренней среды.
Сравните эти механизмы, заполните таблицу 2.
Таблица 2.
Механизмы регуляции функций
Механизм Признак | Нервная регуляция | Гуморальная регуляция |
1. Скорость включения | ||
2. Форма сигнала | ||
3. Способ сигнала | ||
4. Путь и скорость распространения сигнала к адресату | ||
5. Длительность действия | ||
6. Ответ. Особенности |
Приведите примеры нервной и гуморальной регуляции функции одного и того же органа. В чем проявляется единство двух механизмов?
Пример:
Оба механизма регуляции осуществляются взаимосвязано по общему принципу саморегуляции с обратной связью.
Саморегуляция — свойства организма автоматически поддерживать или восстанавливать постоянство внутренней среды организма и устойчивость его основных функций после какого—либо воздействия.
Обратная связь - влияние информации о результатах предшествующей деятельности системы или органа на аппарат управления, изменяющий последующее функционирование.
Аппаратом саморегуляции являются функциональные системы.
Функциональная система — динамическое объединение различных анатомических образований, как центральных, так и периферических, взаимодействие которых направлено на достижение положительного приспособительного результата.
Приведите примеры жестких и лабильных функциональных систем.
Примеры: