РАБОТА 3. Организм как единое целое




ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомиться с общим планам строения тела человека, его макро- и микроструктурами, плоскостями; сформировать представление об организме как открытой саморегулирующейся системе.

РАБОТА 1. Общий план строения тела человека

1. Покажите и отметьте на рисунке части тела (Атлас, с. 5, рис. 1).

Рис. 1. Части тела человека

2. Найдите и покажите полости тела: 1. грудная, 2. брюшная, 3. полость таза, 4. полость черепа, 5. Спинно-мозговая, 6.ротовая, 7. носовая, 8. полость глазницы (Атлас, с. 10, рис. 8).

 
 

 

 


Рис. 2. Полости тела человека

3. Плоскости, сечения и оси тела.

Покажите на рисунке плоскости, сечения и оси тела человека.

Рис. 2. Плоскости, сечения и оси тела

Для определения положения органов и их частей в теле человека через него мысленно проводят линии и плоскости их сечения (Атлас, с. 5, рис. 2, 3)

Горизонтальные плоскости проводят параллельно линии горизонта, они делят тело вертикально стоящего человека на верхние и нижние части. Вертикальных плоскостей - две.

Фронтальная идет параллельно Плоскости лба и делит тело на передние и задние части, сагиттальная проходит спереди назад и делит тело на правую и левую части. Горизонтальные и вертикальные плоскости пересекаются под прямым углом.

Линии или оси, проводимые в тех же направлениях, называют: фронтальная (справа налево), вертикальная (сверху вниз) и сагиттальная (спереди назад). Оси используют для характеристики движений в суставах.

 

РАБОТА 2. Общая характеристика органов

Вспомните, что называют:

Органом –

Системой органов –

Заполните таблицу 1.

 

Таблица 1.

Топография различных органов

Орган Расположение Функции
Головной мозг    
Спинной мозг    
Сердце    
Легкие    
Желудок    
Печень    
Почки    

Вспомните, что называют тканями, назовите основные группы тканей.

Ткань –

Виды тканей:

….

 

 

Перечислите особенности строения и функций животной клетки. Обратите внимание на разнообразие клеток разных тканей (Атлас, с. 14, рис. 14; с 15 — 17, рис. 15 —— 22).

 

 

РАБОТА 3. Организм как единое целое

Организм представляет собой живую открытую саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на различные воздействия и изменения внешней или внутренней середы. (Вспомните состав и свойства внутренней среды).

Состав внутренней среды:

Свойства внутренней среды:

Многоуровневая структурно-функциональная организация живой системы обеспечивает, взаимосвязь и взаимодействие всех ее элементов на протяжении жизни. Механизмами этого взаимодействия являются нервная и гуморальная регуляция функций.

 

Нервная регуляция осуществляется рефлекторно при участии специфических анатомических структур нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. (Вспомните, что называют рефлексом и состав рефлекторной дуги).

Рефлекс –

Состав рефлекторной дуги:

….

 

 

Гуморальная регуляция обеспечивается за счет влияния физиологически активных веществ (продукты обмена веществ, гормоны), переносимых жидкостями внутренней среды.

Сравните эти механизмы, заполните таблицу 2.

Таблица 2.

Механизмы регуляции функций

Механизм Признак Нервная регуляция Гуморальная регуляция
1. Скорость включения    
2. Форма сигнала    
3. Способ сигнала    
4. Путь и скорость распространения сигнала к адресату    
5. Длительность действия    
6. Ответ. Особенности    

 

Приведите примеры нервной и гуморальной регуляции функции одного и того же органа. В чем проявляется единство двух механизмов?

Пример:

Оба механизма регуляции осуществляются взаимосвязано по общему принципу саморегуляции с обратной связью.

Саморегуляция — свойства организма автоматически поддерживать или восстанавливать постоянство внутренней среды организма и устойчивость его основных функций после какого—либо воздействия.

Обратная связь - влияние информации о результатах предшествующей деятельности системы или органа на аппарат управления, изменяющий последующее функционирование.

Аппаратом саморегуляции являются функциональные системы.

Функциональная система — динамическое объединение различных анатомических образований, как центральных, так и периферических, взаимодействие которых направлено на достижение положительного приспособительного результата.

Приведите примеры жестких и лабильных функциональных систем.

Примеры:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: