Тема № 10. отечественный и зарубежный опыт
Подготовки психологов.
Учебные вопросы:
1. Зарубежный опыт подготовки психологов.
2. Отечественный опыт подготовки психологов.
3. Содержание и специфика профессионального обучения психологов.
Время: 2 часа.
Вопрос № 1. Зарубежный опыт подготовки психологов.
Вхождение человека в профессиональную деятельность в роли специалиста предполагает прохождение им определенных этапов профессионального образования. Основу профессионального образования психологических кадров составляет систематическое обучение в учебных заведениях различного типа.
Профессиональное образование рассматривается как система образовательных технологий, ориентированных на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений и качеств.
Для реализации целей образования в стране функционирует система образования, представляющая собой совокупность:
Ø системы образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
Ø сети реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов с различными организационно-правовыми формами;
Ø системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Так, в США, высшее психологическое образование включает несколько самостоятельных циклов обучения, каждый из которых завершается получением соответствующей степени и рассматривается как одна из трех ступеней высшей школы, дающая определенные права при продолжении обучения и при устройстве на работу.
Первая ступень представлена двухгодичными колледжами, осуществляющими подготовку кадров среднего звена (как правило, вспомогательный или технический персонал, принимающий участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста). Выпускникам двухгодичного колледжа присуждается степень младшего специалиста.
|
К высшим учебным заведениям второй ступени относятся четырехгодичные колледжи, самостоятельные или входящие в состав университета. Выпускникам четырехгодичного колледжа присуждается степень бакалавра.
Высшими учебными заведениями третьей ступени, ориентированными на подготовку специалистов высокого класса и дающими право на получение степени магистра и доктора наук, являются в основном университеты. В рамках одного университета, как правило, функционируют и исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования, и профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков.
Современное многообразие научных дисциплин, изучаемых студентами психологических факультетов, иллюстрирует классификация психологических отраслей, принятая организаторами 26-го Международного психологического конгресса, состоявшегося 16-21 августа 1996 г. в Монреале (Канада). В список входят следующие отрасли:
1. Методы исследования и статистика.
2. Сенсорные и моторные процессы.
3. Обусловливание и научение.
4. Внимание и восприятие.
5. Поведение животных.
6. Эмоции и мотивация.
7. Нейропсихология.
8. История и теория.
9. Нейронауки.
10. Стадии развития.
11. Память и познание.
12. Половые различия.
|
13. Психология среды.
14. Психология и право.
15. Процессы развития.
16. Язык, речь и общение.
17. Психология здоровья.
18. Социальные проблемы.
19. Социальная психология.
20. Психология образования.
21. Политическая психология.
22. Кросскультурная психология.
23. Человеческий фактор и эргономика.
24. Психология как научная дисциплина.
25. Клиническая и консультационная психология.
26. Индустриальная и организационная психология.
27. Когнитивная наука и интеллектуальные системы.
28. Личностные процессы и над индивидуальные различия.
Внутри каждой категории существует группа от трех до десяти более мелких отраслей (но не менее важных). Например, категория 28 включает: преподавание психологии, этику психологии, организационные проблемы, отношение психологии к другим наукам, развитие психологии в разных странах.
Перечень учебных дисциплин, подлежащих в определенном вузе, достаточно широк и отражает специфику будущего профессионального предназначения выпускника. Кроме того, необходимо учитывать и то, что психология — молодая наука, которая находится в постоянном развитии. Процессы дифференциации и интеграции психологического знания, запросы практики приводят к возникновению новых отраслей и теоретических направлений.
Для сравнения приведем программы подготовки психологов в зарубежных университетах.
В Принстонском университете (США) (срок обучения бакалавра — 4 года) студент должен освоить 30 дисциплин, на каждую отводится один семестр: на 1-3-м курсах - по 4 дисциплины, на 4-м курсе — по 3 дисциплины за семестр. Подготовка докторов философии (срок обучения дополнительно к бакалавриату - 4-5 лет) предусматривает изучение в течение первых двух лет 3-4 дисциплин и сдачу экзамена, а в последующие годы — написание диссертаций.
|
Программа подготовки психологов в Высшей технической школе Дармштадта (ФРГ) включает базовый этап (1—4-й семестры) и этап специальной подготовки.
На первом этапе студент получает основные знания по психологии и проходит практикумы по основам психологии статистики, участвует в экспериментальном и эмпирическом практикумах и двух профессиональных семинарах. Он должен научиться читать специальную литературу на английском языке, уметь коллективно решать научные задачи.
На втором этапе подготовки (5—9-й семестры) студент изучает две дисциплины (“диагностика и оценка” и “методы исследования”), три дисциплины прикладных и одну непсихологическую дисциплину по выбору. Кроме того, студенты углубленно изучают по выбору “когнитивную психологию” или “психологию коммуникаций” и проходят три шестинедельные практики или выполняют профессиональную работу в течение шести недель.
Рассмотрим структуру и направления подготовки еще двух факультетов. Психологический факультет Стокгольмского университета — одного из старейших и авторитетнейших в Европе — состоит из 6 учебно-научных подразделений:
1) биологическая психология,
2) когнитивная психология,
3) клиническая психология,
4) трудовая и организационная психология,
5) восприятие и психофизика,
6) личность, социальная психология и психология развития.
Университет Бен-Гурнон (Бер-Шева) — третий по величине в Израиле. В его структуру входит департамент поведенческих наук, т. е. в первую очередь психология и отчасти социология. Он взаимодействует с департаментами индустриальной инженерии и менеджмента. Студенты обучаются по следующим специальностям:
1) клиническая психология,
2) организационная психология,
3) психология развития,
4) когнитивная психология и нейропсихология,
5) антропология,
6) социология,
7) индустриальная психология.