ГЛАВА 1. Понятие добра и зла в русской языковой картине мира




Введeниe

Cовременная лингвистика большое внимание удeляeт изучению природы различных концептов. Исследователи пытаются выявить содeржательную сторону концeптов, их образованиe и функционированиe в систeмe языка. Рассмотрeниe различных оппозиций в языкe (добро-зло, жизнь-смeрть) позволяeт расширить прeдставлeния о мирe чeловeка: отношeниe eго с общecтвом,этичeскиe, моральныe и философскиe стороны eго мeнталитeта. Каждый писатeль по-разному раскрываeт особeнности оппозиций, в творчecком мирe писатeля рeальный мир прeдставлeн с новой стороны, поскольку необходимо учитывать особенности восприятия писатeлей.

В разные исторические периоды исследователей привлекал поиск

философских, моральных и этических категорий, которые определяют жизнь народа. К таким категориям, несомненно, относятся такие концепты, как жизнь, смерть, истина, ложь, добро, зло и другие. Как мы видим, центральное место в языковой картине мира русского народа занимают лексемы, связанные с морально-нравственными качествами человека. При упоминании концептов учитываются явления, которые актуальны как для конкретного человека, так и для группы или человечества в целом.

В рамках концептуальных полей отдельные концепты могут образовывать различные группы, в том числе и оппозиции.

Под оппозицией принято понимать объединение двух различных объектов(концептов), «связанных … таким образом, что мысль не может представить один, не представив другой. Новиков утверждал, что единство оппозитивных членов всегда формируется при помощи понятия, содержащего оба противочлена и разлагающегося на эксплицитную оппозицию, когда оно относится к конкретной действительности.

Таким образом, концептуальные оппозиции – это такие объединения концептов, которые построены на антонимичности наиболее общего и частных содержательных признаков и средств их выражения(при обязательном наличии общего семантического компонента),например, свой-чужой, свет-тьма.

В число основных объединений этического наполнения входит концептуальная оппозиция «добро-зло», которая имеет свое особое наполнение и содержание, поскольку была вербализована из фольклорных текстов. Эти концепты являются базовыми. Добро и зло рассматриваются как общие понятия морали, предельные полярные характеристики человеческого мира.

В настоящий момент времени возрос интерес исследователей к изучению теории концепта. Изучению этого вопроса, посвящены работы Н.Ф. Алеференко, Ю.Д. Апресяна, З.Д. Попова, Д.С. Лихачева, Т.И. Вендиной.

Все исследователи сходятся в мысли о том, что добро и зло являются базовыми понятиями в языковой картине мира. Шаталова дает такое определение картины мира. Картина мира-это сумма накопленных человеком знаний по мере освоения им бытия.

Мне удалось найти исследования, которые посвящены исследованию концептов «добро-зло». Это труды Лотри Л.В, Моспановой Н.Ю., Кириллиной Н.Ю, но мне не удалось найти работы, которые были бы посвящены изучению концептов «добро-зло» в творчестве Батюшкова. Этим объясняется актуальность моего исследования.

Поэтический текст-это сложная организация, в которой есть комплексная организация языковых средств, поэтому и необходим многоаспектный анализ при анализе поэтического текста. Анализ поэтических текстов конкретного поэта позволит нам сделать вывод о восприятии мира поэтом и о том, как важные для народа концепты и понятия отражены в творчестве конкретного поэта.

Объект исследования: поэтическое творчество К.Н.Батюшкова

Предмет исследования: содержательные и структурныеособенности оппозиции «добро и зло» на основе их вербальной и невербальной объективации в языке лирики К.Н. Батюшкова.

Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:

-описать различные подходы к описанию оппозиции «добро-зло»

-выявить особенности языкового выражения концептов «добро-зло» в поэтических текстах

-определить родственные связи лексем, актуализирующих смысл концептуальной оппозиции «добро-зло» в рамках поэтического пространства К.Н. Батюшкова

-описать лексические, морфологические и словообразовательные особенности лексем, характеризующих концепты «добро-зло» в языке К.Н.Батюшкова.

-доказать, что полярные концепты «добро и зло» в рамках поэтического текста образуют сложное пространство, включающее зону пересечения исследуемых концептов.

Гипотеза исследования: художественный текст расширяет представления человека об окружающей картине мира. Оппозиция «добро-зло» важна для понимания художественного пространства писателя, однако за счет использования средств художественной выразительности данная оппозиция становится более понятной для читателя.

Научная новизна исследования: Впервые на материале художественного текста была предпринята попытка языкового анализа концептов «добро и зло», мы постарались обосновать оппозиционную связь концептов. Мы постарались описать концепты со стороны плана содержания и со стороны плана выражения.

Материалом для исследования послужили извлеченные из поэтических текстов К.Н. Батющкова составляющие концептов «добро и зло». Методом сплощной выборки мы собрали 520 примеров, фиксирующих лексические средства обозначения единиц, моделирующих образный слой представленных концептов.

Теоретическая значимость исследования: На нащ взгляд, нам удалось расширить круг проблем, связанных с особенностью функционирования концепта «добро и зло» в поэтических текстах.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть полезны на уроках русского языка, факультативных занятиях по русскому языку и литературе.

Методы исследования:

-наблюдение над языковым материалом и его описание

-метод сплошной выборки

-дистрибутивный метод

-семантический анализ

-интерпретация языковых фактов

-компонентный анализ

-контекстуальный анализ

-лексикографический анализ

-статистический анализ

Теоретической основой работы послужила мысль о том, что каждый язык имеет свой набор символов, концептов, благодаря которым можно узнать соответствующее общество.

Наша работа состоит из введения, где обосновываются цели, задачи, актуальность исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе мы рассматриваем концепты «добро и зло»в русской языковой картине мира. Дается характеристика концепта «добро и зло» в философии, в христианском богословии и в народных представлениях.о

Во второй главе мы поговорим о личности и судьбе К.Н. Батюшкова

Во третьей главе рассматриваются способы представления концепции «добро» в лирике К.Н. Батющкова.

В четвертой главе рассматриваются способы представления концепции «зло» в лирике К.Н. Батюшкова.

 

В заключении подведены итоги исследования, формулируются выводы и намечаются перспективы дальнейшей работы.

 

 

ГЛАВА 1. Понятие добра и зла в русской языковой картине мира

1.1. Концепты «добро-зло» в философии.

Добро и зло- центральные категории философии. В них выражаются представления о человеческом бытии. Они являются мерилом всего положительного и всего отрицательного в жизни человека. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека.

Философский словарь говорит нам о том, что добро и зло-это оценочные понятия, обозначающие позитивные и негативные аспекты человеческой деятельности и являются противоположностью друг друга [ ФС 1991.С.124].

Проблемами добра и зла занимались Н.А.Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Л.М. Лопатин, С.Н. Трубецкой. Философы считали, что данные концепты являются важнейшей составляющей этической системы, без решения проблемы зла невозможно понять структуру добра.

Большинство исследователей сходились во мнении, что преимущественной точкой отчета человеческой деятельности является лексема с позитивной направленностью-добро [ФС,С.145-146].

По мнению Бердяева, добро-это то, что общество считает нравственным, достойный подражания. Зло же имеет противоположное значение: то, что является безнравственным, достойным осуждения.

Философская категория «добро» тесно связана с понятием благо. Следовательно, все, что направлено на созидание, укрепление и сохранение блага-это добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что считается благом.

Философы высшим благом считали совершенствование отношений в обществе и совершенствование самой личности. Все, что способствует развитию личности-это добро, а все то, что не способствует развитию личности и общества-это зло.

Гегель видел связь концепта «добро» с гуманизацией человеческих отношений: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку. Зла же, по мнению Гегеля, это то, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

Как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях –это не есть реальное добро, а это добро потенциальное. Не является добром и хороший поступок, ставший результатом злонамеренных мотивов.

Добрыми должна быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, а особенно безнравственные средства.

По своему содержанию зло противоположно добру. Оно выражает представления обо всем безнравственном, дает представление об отрицательных моральных качествах и это слово помогает нам дать оценку отрицательным поступкам людей.

К злу относят такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние.

Дифференциация культуры выделяет различные планы в общем понятии зла:

- Космический план (зло-хаос, который угрожает мировому порядку)

-Социальное (зло выступает в облике общественной силы-слоя-противопоставляет себя целому и разлагает его)

-Человеческий (зло как дисгармония телесных и духовных качеств личности)

Таким образом, добро и зло-понятия относительные. Августин, Соловьев и Мур считают добро высшим моральным понятием. Гоббс и Зиммель считали добро абсолютом, а зло они видели в первородной греховности человека.

1.2. Концепты добро и зло в православии

В православном богословии концепты предстают как многомерные явления, связанные с разнообразными формами человеческой жизни: религиозной, социальной, этической, эстетической. Добро и зло связаны не только с человеком, но и с окружающим миром. В православии у слова «добро» есть синонимы: хорошо, пристойно, честно [ПЦСС,1988.Т.1.С.147].

Зло в православном богословии ассоциируется с понятием греха, отпадением от Бога. Зло не касается Бога, оно исходит от самого человека, являясь его конституирующим признаком» [Вендина 2007: 163].

 

В словаре церковно-славянского языка читаем: «Зло = 1. зло; 2. беда; 3. грех»

[ПЦСС 1998: Т.1., 203].

1.3. Концепты «добро и зло» в фольклоре

Сказки – это великое достояние, оставленное нам предками, и в наших силах использовать его на благо человеческого развития. С помощью русских народных сказок каждый из нас знакомился с родной культурой основами морали, учился оценивать собственные поступки.

В сказках всегда добро побеждает зло – бедные становятся богатыми, за страдания герой награждается счастливой и беззаботной жизнью.

Основными моральными понятиями в сказке являются понятия добра и зла. Добро-это нравственная ценность, которую люди воспринимают как образец поступков и отношений. В противовес добру появляется понятие зла. Зло нельзя допускать в своей жизни, его нужно искоренить любым способом.

Русские народные сказки- это кладезь мудрости и духовный опыт народа. Именно они учат даже маленького ребенка понятиям «добро» и «зло». Маленький ребенок воспринимает зло как нечто недопустимое и жестокое,то, что заставляет страдать либо самого либо членов его семьи. Добро же ребенок воспринимает как нечто несущее счастье, радость, гармонию в жизнь другого человека. Для маленького ребенка должна существовать четкая граница добра и зла.

В русских народных сказках добро и зло хорошо заметны. При этом все злые персонажи не меняются, они не становятся добрыми, в конце мы видим, что сила добра побеждает зло. Вспомните Кощея Бессмертного, чье смерть была на конце иглы. Он не стал на стороны Ивана, мы увидели его смерть, увидели Кощея униженным и побежденным. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Каждая русская сказка содержит в себе пример противостояния добра зла. Какими бы злыми не были герои, всегда найдутся умные, смелые, удачливые герои, которые их победят. Победит он могут, так как Бог их наделил добрым сердцем, способностью к самопожертвованию, жалости к героям, которым нужна помощь. Добрым героям помогают силы природы, звери и птицы. Ивану царевичу помогает Серый волк, заяц, рак, утка. Они помогают герою найти иглу, победить Кощея и спасти Василису.

В отличие от добрых героев злые герои изображались безобразными и страшным. Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

В любой сказке добро противопоставлено злу. Поэтому и герои в русских сказках делятся на положительных и отрицательных. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.

В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.
Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: