Обучение рабочих в сфере безопасности и гигиены труда может служить множеству разных целей. Слишком часто обучение рабочих рассматривается только как способ достижения соответствия требованиям правительственных постановлений или сокращения страховых издержек за счет стимулирования отдельных рабочих к следованию узко определенным безопасным методам работы. Образование рабочих служит гораздо более широкой цели, когда оно стремится к стимулированию рабочих к активному участию в обеспечении безопасности на рабочем месте, а не просто поощряет выполнение рабочим правил безопасности, установленных руководством.
В течение двух последних десятилетий во многих странах происходило движение к концепции широкого вовлечения рабочего в обеспечение безопасности и гигиены труда. Новые регуляторные подходы меньше полагаются только на правительственных инспекторов в принудительном обеспечении безопасности и гигиены на рабочих местах. Профессиональные союзы и менеджмент все больше стимулируются к сотрудничеству в содействии соблюдению безопасности и гигиены труда через объединенные комитеты или другие механизмы. Такой подход требует квалифицированной и хорошо информированной рабочей силы, которая по вопросам безопасности и гигиены труда может взаимодействовать непосредственно с руководством.
К счастью, существует много международных моделей обучения рабочих полному спектру навыков, необходимых для активного участия в процессах обеспечения безопасности и гигиены рабочих мест. Эти модели были разработаны на основе сотрудничества профессиональных союзов, университетских программ образования рабочих и неправительственных общественных организаций. Многие инновационные программы обучения рабочих были первоначально разработаны за счет финансирования, предоставленного специальными государственными программами грантов, средств профсоюзов или вкладов работодателей в фонды безопасности и гигиены труда, размер которых был определен в результате переговоров с профсоюзами.
Эти программы обучения рабочих при помощи метода "участия", разработанные в разных национальных средах для разнообразных категорий рабочих, разделяют основной принцип подхода к обучению. Философия образования базируется на логически обоснованных принципах образования для взрослых и в качестве стимула использует философию "популярного образования". Настоящая статья описывает такой подход к образованию и его роль в разработке эффективных программ обучения рабочих.
Подход к образованию
На разработку ориентированных на рабочих образовательных программ по безопасности и гигиене труда оказывают влияние две отрасли знания: рабочее образование и, с недавних пор, "популярное" или стимулирующее образование.
Рабочее образование началось одновременно с движением профессиональных союзов в 1800-е годы. Его первые цели были направлены на социальное изменение, то есть, на оказание содействия усилиям профсоюзов и объединение рабочих в политические и профсоюзные организации. Рабочее образование определялось как "специализированная отрасль образования для взрослых, которая пытается удовлетворить образовательные потребности и интересы, возникающие из участия рабочих в движении профессиональных союзов". Рабочее образование реализовывалось в соответствии с хорошо известными принципами теории обучения взрослых, включающих в себя следующие положения:
Взрослые обладают само-мотивацией, особенно по отношению к информации, которая находит непосредственное применение в их жизни и работе. Они, например, ожидают от образования практических инструментов, которые должны помочь им в решении проблем на рабочем месте.
Взрослые лучше учатся, накапливая знания на основе того, что они уже знают, для того чтобы включить новые идеи в свой существующий большой запас знаний. Взрослые хотят, чтобы их уважали за их жизненный опыт. Таким образом, эффективные методы привлекают собственные знания участников и стимулируют размышление на их основе.
Взрослые учатся разными способами. Каждый человек обладает конкретным стилем учебы. Занятия будут наиболее эффективными, если их участники будут иметь возможность применять разнообразные формы учебы: слушать, смотреть на визуальные материалы, задавать вопросы, симулировать реальные ситуации, читать, писать, практиковаться на оборудовании и обсуждать важные проблемы. Разнообразие не только обеспечивает гарантии того, что на занятиях используются все способы познания, но и дает возможность повторения для закрепления полученных знаний, а также, несомненно, борется со скукой.
Взрослые учатся наиболее эффективно, когда они активно вовлечены в учебный процесс, когда "учатся, делая". Они больше реагируют на активные методы обучения, требующие их участия, чем на пассивные меры. Лекции и письменные материалы имеют свое собственное место в совокупности методов обучения. Но учебные ситуации (кейс-стади), ролевые игры, практические симуляции и другие виды групповой деятельности с небольшим числом участников, позволяющие каждому человеку быть вовлеченным в учебный процесс, с большей вероятностью приведут к сохранению и применению новых знаний. В идеале, каждое занятие включает в себя взаимодействие между участниками и дает возможности для изучения новой информации, применения новых навыков и обсуждения причин проблем и барьеров, возникающих на пути их решения. Методы, основанные на активном участии учащихся в процессе обучения, требуют большего времени, меньшего размера групп и, кончено, преподавательских навыков, отличных от тех, которыми в настоящее время обладают преподаватели. Но для увеличения воздействия образования активное участие является чрезвычайно важным.
"Образование через участие" в контексте стимулирования представляет собой нечто большее, чем просто деятельность небольших групп, которая вовлекает студентов/рабочих в активное изучение материала в классе. Популярное "образование через участие" означает, что студенты/рабочие имеют возможность приобретать навыки аналитического и критического мышления, практиковаться в реализации навыков социальных действий и вырабатывать достаточно уверенности для разработки стратегий улучшения рабочей среды через длительный промежуток времени после окончания занятий.