Треугольник, круг, квадрат




Перечень основных контрастов:

· большое – малое;

· много – мало;

· легкое – тяжелое;

· темное – светлое;

· покой – движение;

· прозрачное – непрозрачное;

· высокое – низкое;

· плоское – объемное.

Чтобы лучше познакомиться с комбинаторными возможностями первоформ мы будем создавать по 8 композиций с каждой формой отдельно и сделаем 24 листа. Создание композиции требует интуиции и озарения но есть правила и приемы построения фигур и их расположения на плоскости, которые учитывают особенности зрительного восприятия.

Возьмем квадрат, т. к. он не имеет горизонтальной или вертикальной ориентации. Вот рассуждение о зрительном восприятии картинной плоскости, построенное с помощью Василия Кандинского.

Пересечение диагоналей дает центр. Перпендикуляры дают крест и делят лист на четыре одинаковых квадрата. Композиционное мышление включается открытием того, что квадраты одинаковы только на первый взгляд. Специфика восприятия европейцев, зрительное сканирование - слева направо, потому что мы так читаем. Гравитация – закон для нас и нашего восприятия, сила тяжести тянет вниз. И так смотрим теперь в центр, углы 4-х квадратов соприкасаются. Здесь покой и равновесие, но именно через центр проходят диагонали, которые и создают напряжение. Характер напряжения Из - за левостороннего считывания и гравитации мозг создаёт иллюзорную картину, в которой каждый квадрат «весит» по-разному. Самый тяжелый квадрат - А, средние по «весу» - B и D, самый легкий -C. Нагрузки в точке 1 и 2 меньше чем в точке 3, а в точке 3 меньше чем в точке 4 (она прижата верхними квадратами). Очевидная неоднородность распределения тяжести по плоскости, компенсируется при создании композиции облегчением «тяжелой» зоны и утяжелением «лёгкой» зоны изобразительными средствами. Так достигается гармония. Представьте четыре пустых коробки при условии воздействия бокового ветра и гравитации. Нагрузка на точки будет распределяться таким образом. Верхние коробки давят на нижние, а боковой ветер давит на две левые, которые передают его силу правым коробкам. Самая большая нагрузка приходится на нижнюю правую коробку, а верхнюю левую может сдуть, поэтому её хочется нагрузить дополнительно. 1. Расположим в центре 2. Сдвигаем в одном из направлений, указанных стрелкой. 3.Увеличиваем. 4.Уменьшаем. 5.Вращаем по оси или по произвольной точке. 6.Размножаем (копируем). А теперь все действия одновременно. Так делается комбинаторика, напоминающая анимацию. В программе Photoshop есть возможности, позволяющие манипулировать десятками фигур, меняя тон, пропорции, делая трансформации формы и фиксируя каждое удачное расположение фигур на плоскости. Такую «программу» можно «установить» в голове если выполнить сначала 24 задания с каждой отдельно взятой первоформой. Потом 72 задания по 2 первоформы в одном листе и еще 8 - по 3 разных первоформы в одном листе – получим 80 листов. К сожалению мои студенты не доходили и до 24-х, сказывалась нехватка времени.



4. Цвет

Важно помнить, что нет белой краски, зеленой или синей в стеклянной баночке. А что в этой банке? Там окись цинка, химическое вещество, отражающее весь свет белым. Окись хрома – химическое вещество, которое поглощает все цвета и отражает только теплый зеленый цвет слабой яркости.

Иллюзии поверхностных отражений и поглощений белого света, воспринимаемые глазом, дают субъективное видение цвета. Вы видите троичный двенадцатичастный круг. За основу взят круг Йоханнеса Иттена, которого считаю своим учителем. Система троичности заключается в трех степеням родства 3-х основных групп цветового круга, способных образовывать тысячи оттенков смешанных цветов. Три основных цвета всегда остаются царственно чисты, сильны и плодовиты.Подробное научное изучение цвета дает дисциплина «Цветоведение». Мы рассмотрим некоторые аспекты этого предмета, взяв три цветовых контраста.

1. Контраст дополнительных цветов. Это цвета расположенные в 12-ти частном куге напротив друг друга.

2. Контраст: теплое - холодное.

3. Контраст: темное - светлое.

Теоретическую часть возьмем из книги Иттена «Искусство формы», а практическую выполним с помощью программы Photoshop, которая дает фантастические возможности комбинаторики. Но даже в детской программе Paint можно делать хорошие композиции. Можно и на бумаге красить и аппликацию делать из разноцветной бумаги.

Градиент

Контраст светлого и темного, сглаженный растяжкой на плоскости всегда дает объем и разрушает двухмерность плоскости. Мы возьмем готовые чертежи придуманных О.Рутерсвардом невозможных фигур. Эти фигуры трехмерные, на первый взгляд кажутся реальными, но они содержат в себе дополнительное измерение, которое можно увидеть, но нельзя вообразить С помощью тональной растяжки объем доводится до состояния сверхобъема за счет выразительности геометрических форм. Лучшие результаты получились в программе Photoshop но сделать это хорошо можно и простым карандашом.

Плоскость – объем

Выполнить композиции из объемных геометрических и аморфных форм и плоскостей.

Использовать градиент или растяжку тона, растушевку и даже собственные и падающие тени.

 

Симметрия

Симметрия - природный принцип формообразования. Весь растительный и животный мир симметричен. Сам человек, его лицо, левая и правая часть зеркально отражают друг друга. В восприятии человека симметрия дает позитивные эмоции потому, что привычное, узнаваемое кажется более гармоничным и привлекательным. Вертикальная, горизонтальная, диагональная симметрия имеет ось, соединяющая повторяющиеся части и становится центром напряжения. В некоторых случаях его значение уменьшается (например, когда появляется несколько осей симметрии или центр разряжен композиционно).

Ритм и метр

Ритм это чередование первоэлементов и первоформ, их повторение с одинаковыми или разными интервалами по горизонтали или вертикали.

Повторяющиеся формы могут менять высоту, толщину, тон и цвет, подобно тому, как в музыке на фоне повторяющихся ударов звуки меняют свою громкость, тональность и высоту с определенной регулярностью. Ритм создает мелодию. «Откуда берутся шлягеры? Как их создают?» Ответим вопросом на вопрос - «Откуда берутся бешеные собаки?» К сожалению, абстрактные картины не стали популярны как мелодии «Биттлз», но может вы создадите их.

Нарисуйте марш военного оркестра, ритм спортсменов бегущих 100 метров, фигуры танцующие фламенко из абстрактных и геометрических фигур. Стаю чаек, косяк рыб, каменные джунгли или березовый лес. Каллиграфически напишите свое имя, прокричите его линией. Покажите ритм морского прибоя или шторма. А может просто высыпав на стол спички и передвигая их по листу, почувствуете ритм африканских там – тамов и пляски дикарей, от которых исходит первозданная сила. Ритм и есть способ выражения энергии движения и воплощения динамического напряжения.

Материал и фактуры

Карандаши, кисти, бумага и краски привычные принадлежности художника в этом задании нам не понадобятся. Из собранных заранее кусочков самых разных материалов от стекла до железа мы с помощью слесарных инструментов соберем композиции и закрепим на картоне или ДВП. Называется такая техника - коллаж.

Хороший коллаж кроме цвета и формы имеет рельеф из неоднородных материалов, сочетание которых, вызывает эстетическое впечатление. Даже слепой может воспринимать коллаж. Поэтому его надо делать как бы для слепых, ощущая шероховатость поверхности. Не забывайте, что мы занимаемся беспредметным искусством, а значит не будем клеить монеты бабушкины ножницы. Известны коллажи Пикассо, Д. Бурлюка, Татлина, Клюна – все конструктивисты пробовали их делать. Удивительно искусство коллажа гениального Параджанова. Современные художники ищут новые стили или интерпретируют старые. Так Франциско Инфантэ на снегу разбрасывает разноцветные прямоугольники и снимает на фото супрематические композиции, подражая Малевичу, а Мизин и Шабуров делают это из кусочков сыра, колбасы и хлеба. Их работы можно увидеть в Третьяковской галерее. С помощью фотоаппарата, внимательно осмотревшись, можно найти готовые сюжеты, попавшие в видоискатель. Если выйти на улицу с рамочкой и прикладывать ее к стенам домов, тротуарам и газонам можно увидеть множество композиций.

Выбор знаков и символов

Выбрать этноисторический материал одной из предлагаемой на выбор культур. Египет, Греция, Рим, Византия, Индия, Китай, Арабский мир. Рекомендуемый в данном пособии материал собран в основном на территории многонациональной России и СНГ. Знаки и символы скифов и сарматов, народов Кавказа и Севера, разделены по видам (геометрический, зооморфный, спираль, солярный и.т.д.) Ставится задача проанализировать графическое начертание знака и дать конструктивную характеристику (статика, динамика, концентричность, вертикаль и.т.п) и его символическое значение.

Стилизация знака

Стилизовать выбранный знак, проанализировать его символическое значение.

Толщину линий, заливку, размер знака, пропорции при необходимости ввести цвет. Выполнить инверсию и проверить способность знака выдерживать уменьшение, поворот и повторение (орнамент). Выбрать материал, фактуру и предмет воплощения знака. Например тиснение на бумаге, выпиливание по дереве, выжигание, набойка, аппликация и др. Выходом может стать майка, кепка и сумка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: