Структура курса неформальной композиции




Задания курса формальной композиции

Первоэлементы

Точка

а) Количественный контраст много – мало; б) Контраст направлений, концентричность).

Линия

а) Контраст прямая – волнообразная кривая, б) Контраст прямая – зигзагообразная кривая, в) Контрасты длины, толщины, направления.

Пятно

а) Контраст: покой – движение, б) Контрасты: мягкое, исчезающее, легкое - тяжелое;

Первоформы

Изобразить в плоскости - треугольник, круг, квадрат и в объёме - шар, куб, пирамиду.

Основные контрасты первормформ

1. большое – малое;

2. много – мало;

3. легкое – тяжелое;

4. темное – светлое;

5. покой – движение:

6. прозрачное – непрозрачное;

7. высокое – низкое;

8. плоское – объемное;

Цвет. Контрасты

1. светлое – темное;

2. холодное – теплое;

3. цветовых сопоставлений;

4. дополнительных цветов;

5. цветового насыщения;

6. площади цветового пятна;

7. симультанный контраст;

Градиент

Выполнить заливку растяжкой по линейному рисунку невозможных фигур О. Рутерсварда.

Плоскость – объем

Композиции с формами: шар, конус, куб, цилиндр, пирамида и секущими плоскостями: квадрат, круг, треугольник.

Симметрия

Вертикальная, горизонтальная, диагональная

Буква

а) В случайных фактурах и пятнах найти сходство с буквой и выявить его; б) композиция из одной буквы, как средство организации плоскости по основным контрастам форм.

Ритм и метр

Построить из первоформ и первоэлементов ритмичные динамичные и метрические статичные композиции.

Материал и фактуры

Используя отмывку и маски имитировать стекло, дерево, металл и камень в форме шара, куба, цилиндра. Изготовить коллажи и фотоколлажи на контраст фактур и текстур.

Орнамент и раппорт

Повторяя геометрические формы в определенном ритме построить орнамент и раппорт.

Структура курса неформальной композиции

"Те же самые организующие силы, которые создали природу во всех ее формах, ответственны за структуру нашей души и точно так же - за нашу способность мышления"

—Вернер Гейзенберг, «Часть и целое».

Современные требования к качеству проектной деятельности уже на стадии подготовки проектировщиков - делают недостаточным овладение графическими инструментами и ремесленными приёмами дизайнера. Необходимо научиться мыслить. Задачи гумманизации дизайна сегодня первостепенны. Если «одухотворить» продукцию, то в рекламе и «поэтика» может стать коммерческим продуктом. Мыслить креативно - значит быть включенным в социокоммуникативное поле, значит создавать продукты художественного творчества, развивать самостоятельность мышления, понимание самобытности нашей культуры, как неотъемлемой части мировой.

Задания курса неформальной композиции развивают многостороннее понимание визуального языка художественных образов. Курс начинается с изучения невербальных знаков и символов по материалам любой выбранной этно-исторической культуры с использованием анализа первоэлементов и первоформ проделанного в КФК. Осваивается арсенал графических средств стилизации изображений предметного мира и превращения их в знак и символ. Устанавливаются связи в системе кодирования смыслов, осмысливаются понятия архетипа и мифа.

В упражнениях на основе знаков выбранной культуры, имеющих геометрические, пиктографические, зооморфные или иные формы, методом стилизации создаются современные по изобразительным технологиям объекты дизайна: пиктограммы, знаки на майках, кепках, брелки, малая пластика. В повторении задачи итогового упражнения КФК - раппорт, орнамент с добавлением тематического содержания устанавливается переход на более высокий уровень восприятия формы, содержащей смыслы и предполагающей различные вербальные интерпретации.

На втором этапе буква, слово, алфавит изображаются графически в виде предметов, усиливающих выразительность вербального образа. Это пограничный этап КНК, когда от абстрактной формы и буквы, т.е. от беспредметного, осуществляется переход к предметности (иллюстрации). В КНК иллюстрация является важнейшим элементом, включает средства поэтизации от символа до метафоры. Не только художественно-образное прочтение иллюстрации, но и ее истолкование содержательной (информационной) составляющей имеют эстетическую ценность.

Художественное освоение предметного мира начинается с жанра натюрморта. Ставится задача выразить типичный характер человека через изображение предмета. Для создания образа используют графические средства или цифровую фотографию, обработанную на компьютере. Ставится цель, изобразительными средствами заострить характеристику предмета и вызвать определенные ассоциации. Например: гиря – тяжелый, деспотичный характер, мясорубка – жестокий, агрессивный характер, свеча – светлый, жертвенный характер. Далее задача усложняется. Предлагается изобразить дверь или окно воображаемого дома, характеризующие его хозяина. Используя аллегории, сравнения через обобщение раскрывается внутренний мир персонажа. Например: «мое окно» – распахнутое окно с облаками (открытость), «моя дверь» - решетка (отчуждение). Здесь уже осваивается пространство интерьера, изучаются средства эмоционального воздействия. Например: «веселый интерьер», «грустный интерьер», «жилище старика». Далее – дом в экстерьере, как предмет, характеризующий человека. Вспомним из евангелия - «Дом, построенный на песке».

В итоговом задании понадобится весь опыт формального и иллюстративного изобразительного ряда. В упражнении «литературный постер» предлагается, взять текст поэтического произведения малой формы, и проиллюстрировать его. Эта тема включает полифоническую структуру синтеза КФК и КНК с выходом на плакат – одного из самых сложных видов графического дизайна. Выбор темы плаката очень важен, как возможность самовыражения. «Высказывание» в системе коммуникаций: человек-общество по культурным, экономическим, политическим, экологическим аспектам на вербальном уровне показывает способность логически выстраивать графическое решение темы. Раскрытие идеи плаката зависит от технического мастерства автора, показывает степень усвоения программ КФК и КНК, составляющих предмет «Основы композиции».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: