Виды нарушений процесса письма




Что такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть около 20–30% учеников, имеющих различные нарушения письма.

Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем.

Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.

В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы.

Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

– определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

– соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

– воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разделить на составляющие, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций:

· слуховой дифференциации звуков;

· правильном их произношении;

· звуковом анализе и синтезе;

· лексико-грамматической стороне речи;

· зрительном анализе и синтезе;

· пространственных представлениях,

то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греч. графо – пишу).

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия 1. Пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната, урожй – урожай. 2. Пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей. 3. Пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки. 4. Замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий. 5. Замена согласных: тва – два, роча – роща, урошай – урожай, боказываед – показывает. 6. Перестановки букв и слогов: онко – окно. 7. Недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках, диктан – диктант. 8. Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, сенег – снег, диктанат – диктант. 9. Искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи. 10. Слитное написание слов и их произвольное деление: дв а – два, бойчасов – бой часов, в ся – вся. 11. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. 12. Нарушение смягчения согласных: болшой – большой, толко – только, умчалис – умчались, мач – мяч. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи 1. Нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки, появилось трава – появилась трава, огромная бабочки – огромные бабочки. 2. Нарушения управления: в ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу, сидит стул – сидит на стуле. 3. Замена слов по звуковому сходству. 4. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, настене – на стене, на бухли – набухли. 5. Пропуски слов в предложении. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, / анализа и синтеза, пространственного восприятия 1. Замена букв, различающихся положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б. 2. Замена букв, различающихся количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ. 3. Замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м. 4. Зеркальное написание букв: с, э, ю. 5. Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии 1. Безударная гласная в корне слова: вада – вода, чисы – часы. 2. Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп – зуб, дорошка – дорожка. 3. Обозначение смягчения согласных. 4. Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Виды нарушений процесса письма

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений. Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия   Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит, то есть отражает свое дефектное произношение на письме.  
Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)   Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).  
Дисграфия на ОСНОВЕ нарушений языкового анализа и синтеза   Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов – на слоги, звуки. Характерные ошибки: – пропуски согласных; – пропуски гласных, перестановки букв; – добавления букв; – пропуски, добавления, перестановки слогов; – слитное написание слов; – раздельное написание слов; – слитное написание предлогов с другими словами; – раздельное написание приставки и корня.  
Аграмматическая дисграфия   Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.  
Оптическая дисграфия   Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).  

 

Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Что такое дислексия?

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 15% детей.

Полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения называется алексией.

Причины дислексии

Ученые изучают дислексию уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как распознать дислексию и почему она возникает. Обычному грамотному человеку, несомненно, тяжело представить себе, как можно не уметь читать печатный текст, поэтому эту неспособность часто приписывают лени, упрямству или уязвленной явными неуспехами своего чада родительской гордости. В течение длительного времени врачи попросту ставили диагноз «дислексия», однако подобный подход чересчур обобщает проблему. Процесс чтения требует фундаментальной перестройки визуальных и речевых связей мозга для того, чтобы связать звуки с определенными графическими знаками, к примеру, буквами, которые их обозначают. В свою очередь, необходимо не только слышать и понимать различные слова – нужно, чтобы ваш мозг разложил их на составные части (звуки или фонемы) таким образом, чтобы, увидев, к примеру, слово кот, вы мысленно услышали звуки: [к] – [о] – [т] – и ассоциировали их с образом пушистого зверька.

В отличие от речи, которую любой нормально развитый ребенок осваивает, подражая окружающим, чтению необходимо учиться. Поскольку способность говорить развилась у человека 50–100 тысяч лет назад, а письменность была изобретена сравнительно недавно (ей около 5 тысяч лет), в мозгу еще не успели образоваться специальные центры. Скорее всего, для этой цели используется целый ряд других отделов мозга, первоначально имевших другое предназначение. Можно сказать, что наш мозг «подрабатывает по совместительству на стороне», и поэтому в нем иногда случаются сбои, которые необходимо устранять.

Чтобы понять, о каких именно сбоях идет речь, необходимо иметь представление о работе мозга. Давно известно, что каждое его полушарие имеет свою специализацию: правое среди прочего отвечает за ориентацию в пространстве, а левое, в частности, определяет восприятие речи. Это разделение труда чисто условно, так как в каждом полушарии происходит дальнейшая специализация отделов. Поэтому простейшие действия, как, например, игра в мяч или чтение поэмы, требуют комплексного взаимодействия целого ряда различных отделов мозга.

У людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Тяжелее всего, как ни странно, дислексикам даются самые короткие слова.

Как говорят детские неврологи, дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, проблемы во время беременности, нарушения моторного развития. К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика.

Передается дислексия и по наследству. Ученый Руйнхольд считает, что встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.

Формы дислексии

Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.  
Семантическая дислексия(греч. semantikos – смысловой) проявляется в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.  
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи.  
Мнестическая дислексия(греч. mnesis – смысловой) проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.  
Оптическая дислексия(греч. optikos – относящийся к зрению) проявляется в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.  
Тактильная дислексия(лат. tactilis – осязательный) наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.  

 

СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИЙ

Речевая симптоматика дислексии Неречевая симптоматика дислексии
Замена и смешение звуков при чтении – чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замена графически сходных букв (х-ж, п-н, з-д и др.). Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова: буквы называются поочередно, «бухштабируются». Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройство технической стороны. Аграмматизмы при чтении проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступенях овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов обнаруживаются только на стадии овладения навыком чтения, и то в легких случаях. Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза), недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Это позволяет сделать вывод, что у детей: – наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой сторон, верха и низа; – отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы; – выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя латерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: