Актуальность темы.. Этапы реализации проекта.




Актуальность темы.

 

Во все времена старшие наставляли младших, да и сейчас создано множество методик, развивающих интеллект, память, воображение ребенка, силу, выносливость человека. Свои особенности есть и в народной традиции, и в опыте наших предков. Понятие «игры» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие, казалось бы, далекие и разные друг от друга явления, как пляски, танцы, хождения под песни, шалости, забавы, подвижные игры, гулянье и вообще веселье. Игры часто именовали забавами, потехами. Ведь играя, можно и развеселиться, позабыв хлопоты суматошного дня, перестать горевать и просто отдохнуть, и почувствовать в себе радость от игры и живого общения тех, кто рядом с тобой сейчас.

В игре видятся разнообразные стороны души человеческой, где-то проявление ума иль хитрости, целеустремленность, да и многое другое, но при условии, что игра остается свободной, живой и радующей участников. Через игру многие открывают в себе качества, которые помогают чему-то обучить, объяснить, показать или найти новых друзей или знакомых.

Игра – это основная школа ребенка, в ней он узнает о дисциплине, этических нормах для детей, правилах общежития. Именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. В игре формируются такие важные психические функции как ориентация на позицию другого человека и творческое воображение. Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они ему давали именно ту детскую игру, которая не только развлекала малыша, но и обучала, подготавливала к дальнейшей жизни.

С самого рождения начинали усвоение игрового фольклора через пестушки, все они сопровождались различными движениями – подпрыгивание, притоптывание и т.п. Постепенно пестушки переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже присутствует и педагогическое наставление – трудолюбие, доброта, дружелюбие.

Примерно с 3-4 лет дети начинают участвовать в несложных драматизированных играх с сюжетом: «Гуси-гуси», «Волк и овцы», «У медведя во бору» и т.п., т.е. чаще всего это различные варианты ловишек, сопровождаемые более и менее развернутым текстом. По мере взросления игровая деятельность детей все более усложняется.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, специальные игровые песенки, ритмика органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе.

 

При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

 

Цель проекта - приобщение детей к русскому народному творчеству, через народные игры.

Развить физические качества дошкольников и приобщить их народным традициям путем обширного использования русских народных игр.

 

Задачи проекта:

1. Привить интерес к русским народным играм.

2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, народным играм.

3. Формировать представление о разнообразии народных игр

4. Учить использовать в самостоятельной деятельности народные подвижные игры, действовать согласно правилам;

  1. Развивать речевую активность, обогащать словарный запас
  2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение.
  3. Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр;
  4. Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения, уважения друг к другу.

9. Оформление картотеки «Народные игры», «Пальчиковые игры»

10. Взаимодействие с родителями.

 

Участники проекта: Дети 2 младшей группы, воспитатели, учитель- логопед, инструктор по физкультуре, родители.

Ожидаемый результат:

Повышение интереса дошкольников к двигательной активности, физическим упражнениям, систематизация фольклорного материала для применения в разных видах деятельности с целью активизации психо-эмоциональных и речевых способностей дошкольников.

В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:

-умение самостоятельно организовывать игру;

- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;

- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).

 

Этапы реализации проекта.

Организационный.

  • Изучение литературы, материалов по данной теме.
  • Подбор материала, игр по теме.
  • Беседа «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».
  • Анкетирование родителей «Народные детские игры».

Практический.

  • Разучивание народных игр «Зайка серенький сидит», «Гуси – гуси», «Кот Васька», «Мыши водят хоровод», «У медведя в бору» и т.д
  • Консультация для родителей «Русские народные игры».
  • Фото и видео русских народных игр, в которые дети играют дома.

Заключительный.

  • Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
  • Оформление картотеки «Русские народные подвижные игры»,«Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3-4 лет», «Народные игры-драматизации для детей 3-4 лет»

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

1. Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?

2. Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие?)

3. В какие подвижные игры Вы играли в детстве?

4. Какие русские народные игры вы знаете?

5. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры?

6. Какие черты характера воспитывают русские народные игры у ребенка?

 

Результат: анкета, картотека, видео\фото

 

Результаты анкетирования родителей по теме «Русские народные игры»:

Во всех принявших в анкетировании семьях - родители гуляют с детьми, обеспечивают возможность играть в подвижные игры, большинство родителей играют со своими детьми.

Большинство родителей на вопрос «В какие подвижные игры Вы играли в детстве? » ответили: «прятки», «казаки – разбойники», «белки-собачки», «жмурки», «салки», «вышибалы», «догонялки», «сьедобное- несьедобное», «классики», «резиночка», «пионербол».

Большинство родителей знают русские народные игры, такие как: «Лапта», «Салочки», «Городки», «Прятки», «Ручеек», «Жмурки», «Ладушки».

На вопрос «Какие черты характера воспитывают у ребенка русские народные игры?» родители ответили – развитие у ребенка умственных способностей, развивает волю и характер, воспитывают в ребенке чувство справедливости, самостоятельности, ответственности, смелости, ловкости, дружелюбие, уважение друг к другу, умение работать в команде, речевые навыки, патриотизм,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: