Для учащихся среднего звена.




ТЕАТР (методическая разработка занятия)

Цель: Дать представление о театре.

Задачи: 1.Показать историю театра

2.Познакомить с театральной терминологией в ее историческом развитии.

Форма занятия: заочная экскурсия. Учащиеся следят за рассказом учителя и дают названия архитектурных терминов.

Материал для учителя:

Любишь ли ты театр?

Помнишь ли ты свое первое посещение театра?

Праздник начинается, лишь только ты вошел в театр. Занавес еще закрыт, звенит третий звонок. Медленно гасят свет.

Раздвигается занавес – на сцене дикий лес, вдали озеро. Все выглядит как настоящее, но мы знаем, что это:(ответ учащихся) декорации. Их нарисовал художник.

Наше знакомство с театром начинается значительно заранее.

На рекламном щите мы увидели объявление о театральном представлении (ответ учащихся) – афишу; а может мы подошли к театру и прочитали весь список спектаклей за месяц: (ответ учащихся) репертуар, выбрали нужный спектакль, приобрели билеты. Случается так, если спектакль очень интересный или играет очень известный актер, то в кассе появляется объявление о том, что все билеты проданы: (ответ учащихся) аншлаг.

Нам повезло, и мы все приобрели билеты. В вестибюле мы сдадим пальто (театр начинается с вешалки) и проходим в коридор – фойе и покупаем программу, там сведения об актерах, коллективе театра – труппе.

Сегодня спектакль проходит впервые. Первое представление пьесы в театре – премьера. Мы видим в театре знакомые фамилии, этих актеров мы знаем давно, но вот и новые, а кто-то из них вышел на сцену впервые. Первое выступление артиста на сцене – дебют. Звенит звонок, мы входим в зрительный зал – ровные ряды кресел по бокам – ложи, бельэтаж, над нами балкон (галерка), а находимся ниже театральной сцены – на билете написано – партер – места в зрительном зале, расположенные ниже сцены.

Сцена перед нами – площадка, где играют актеры.

На сцене декорации (оформление сцены). Актеры в костюмах, гриме масок – говорят, поют, танцуют за своих героев.

То есть в театральной труппе нужен костюмер, гример, парикмахер, бутафор, художник, художник по свету, а в музыкальном еще и оркестранты. Спектакль ставил, т.е. руководил постановкой – режиссер. Пьесу написал драматург.

Драма – литературное произведение в форме диалогов с конфликтом, с напряженным развитием действия.

Комедия – драматическое произведение веселого характера.

Трагедия – драматическое произведение, в основе которого лежат непримиримые жизненные конфликты, заканчивающиеся гибелью героя зачастую.

Легкая шутливая пьеса, в которой диалоги чередовались с пением куплетов и танцами – водевиль был популярен в 19 веке.

Мы знали, что учитель строго карает за подсказку на уроках, но вот в театре есть человек, подсказывающий роли во время спектакля – суфлер.

Мы знаем, что театр пришел к нам из Древней Греции и многие слова, связанные с театром из Эллады.

Театр – место для зрелищ, сцена, комедия. Орхестра – площадка, где играли актеры (у цирка – это арена), выходил на орхестру хор облаченный в козьи маски в центре запевала – корифей, Мельпомена – муза театра. Эллины славили великого Диониса. Театр вырос из народных праздников в честь Диониса.

История русского профессионального театра так же своими корнями уходит в народные гулянья.

В Древней Руси земледельцы отмечали дни зимнего солнцестояния, весеннего равноденствия и летнего солнцестояния.

Обряды, колядки, ряженые в рождество. Встреча масленицы, блины, круглая яичница. Обряды, пение, пляски и представления – части будущего театрального искусства.

Игрища – первые представления. Игрища сопровождали свадьбу.

В 10-11 века появляются умелые исполнители, отличающиеся талантом исполнения танцев, песен. Для некоторых лицедейство стало профессией. Скоморохи – народные музыканты, бродячие актеры. Скоморохи бродили по селам, жили в отдельных селениях, некоторые служили у бояр, веселили царей. Скоморохи были балагуры – весельчаки, но они же обличали феодальную верхушку.

В 1648 г. – Алексей Михайлович запретил представления скоморохов.

Среди скоморохов были кукольники (у Олеария - 30-е годы 17 века). Среди всех кукольных персонажей выделился ПетрушкаПетр Петрович Уксусов – главный герой русского театра, главный герой ярмарки (кукла с крючковатым носом, горбом, широким ртом).

Комедия с Петрушкой разыгрывалась часто в балаганах – временное театральное помещение.

Балаганы – центр праздничной торговли. К концу 17 века появились первые крепостные театры. Через 100 лет их было 170.

Профессиональные актеры выступали на сцене временных театров («вольные театры»).

Среди крепостных театров выделялся театр Н.П. Шереметева – всех привлекала игра Параши Жемчуговой ставшая женой Н.П. Шереметева.

Родина русского профессионального театра – Ярославль. Основатель Ф.Г. Волков (1728 – 1763) пасынок Ф. Полушкина.

1756 – Елизавета Петровна – учреждает русский профессиональный театр. Известностью в Ярославле пользовался театр у губернатора А.П. Мельгунова.

1819 г. – построено специальное здание театра архитектором Паньковым, он же содержал театр.

Для развития театра много сделал актер М.Я. Алексеев. Они вывозили актеров в Рыбинск с 1821 г. приезды стали ежегодными на Петровскую ярмарку. 1825 г. – основание Рыбинского театра.

В 1827 г. любимский помещик Обресков арендовал у Панькова театр, он же построил первый деревянный театр в Рыбинске.

Ярославский и Рыбинский театры выступали в одной антрепризе, то есть имени одного владельца – антрепренера – содержателя частного зрелищного предприятия (театра).

Антрепренеры часто менялись и актеры. На рыбинской сцене дебютировала трагическая актриса Стрепетова (1865 г.).

Алексеев построил новый театр каменный в Ярославле, в Рыбинске деревянный – на берегу г. Черемухи (1841 г.).

2-ой театр летний на Пигиной даче. Содержатель - Аверино.

1874-1877 – театр архитектора Шретера Виктора Александровича. На 500 мест, керосиновые лампы, фундамент из булыжника. Театр сгорел в 1920 г.

1963 г. – в Рыбинске построено новое здание на ул. Крестовой, архитектор Тильц построил на узком участке, который использовали, как «глубокую нишу».

Балаган – временное, обычно дощатое, сооружение. Перед входом обычно устанавливался специальный балкон для труппы, которая перед началом представления зазывала публику в театр. Стены увешивались рукописными афишами. Такие театры устраивались на гуляниях, в России появились в 18 веке. В 19 веке имели постановочную технику.

 

Ф.Г. Волков – 1729-1763 гг.

Не был женат и никогда не влюблялся, возлюбленная – театральная сцена.

1735 г. – переезд в Ярославль к купцу Ф. Полушкину.

1750 г. – 1-ый спектакль для публики в кожевенном сарае Расин «Эсфирь».

1756 г. – русский профессиональный театр.

1762 г. – участие в дворцовом перевороте.

Маскарад «Торжествующая Миневра» 4 апреля 1763 г.

Друг, продолжатель дела Волкова Иван Дмитриевский (1734 – 1821) инспектор русских актеров, главный режиссер императорских театров, член Российской академии.

На сцене Ярославского театра дебютировала актриса Никулина-Коситцкая, а на сцене Рыбинского – Пелагея Антипьевна Стрепетова.

Женой графа Николая Петровича Шереметева стала бывшая крепостная актриса Просковья Ивановна Ковалева-Жемчугова (родом из Юхотской волости). Прямые потомки Шереметева и Жемчуговой ныне живут во Франции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: