ТЕАТР (методическая разработка занятия)
Цель: Дать представление о театре.
Задачи: 1.Показать историю театра
2.Познакомить с театральной терминологией в ее историческом развитии.
Форма занятия: заочная экскурсия. Учащиеся следят за рассказом учителя и дают названия архитектурных терминов.
Материал для учителя:
Любишь ли ты театр?
Помнишь ли ты свое первое посещение театра?
Праздник начинается, лишь только ты вошел в театр. Занавес еще закрыт, звенит третий звонок. Медленно гасят свет.
Раздвигается занавес – на сцене дикий лес, вдали озеро. Все выглядит как настоящее, но мы знаем, что это:(ответ учащихся) декорации. Их нарисовал художник.
Наше знакомство с театром начинается значительно заранее.
На рекламном щите мы увидели объявление о театральном представлении (ответ учащихся) – афишу; а может мы подошли к театру и прочитали весь список спектаклей за месяц: (ответ учащихся) репертуар, выбрали нужный спектакль, приобрели билеты. Случается так, если спектакль очень интересный или играет очень известный актер, то в кассе появляется объявление о том, что все билеты проданы: (ответ учащихся) аншлаг.
Нам повезло, и мы все приобрели билеты. В вестибюле мы сдадим пальто (театр начинается с вешалки) и проходим в коридор – фойе и покупаем программу, там сведения об актерах, коллективе театра – труппе.
Сегодня спектакль проходит впервые. Первое представление пьесы в театре – премьера. Мы видим в театре знакомые фамилии, этих актеров мы знаем давно, но вот и новые, а кто-то из них вышел на сцену впервые. Первое выступление артиста на сцене – дебют. Звенит звонок, мы входим в зрительный зал – ровные ряды кресел по бокам – ложи, бельэтаж, над нами балкон (галерка), а находимся ниже театральной сцены – на билете написано – партер – места в зрительном зале, расположенные ниже сцены.
Сцена перед нами – площадка, где играют актеры.
На сцене декорации (оформление сцены). Актеры в костюмах, гриме масок – говорят, поют, танцуют за своих героев.
То есть в театральной труппе нужен костюмер, гример, парикмахер, бутафор, художник, художник по свету, а в музыкальном еще и оркестранты. Спектакль ставил, т.е. руководил постановкой – режиссер. Пьесу написал драматург.
Драма – литературное произведение в форме диалогов с конфликтом, с напряженным развитием действия.
Комедия – драматическое произведение веселого характера.
Трагедия – драматическое произведение, в основе которого лежат непримиримые жизненные конфликты, заканчивающиеся гибелью героя зачастую.
Легкая шутливая пьеса, в которой диалоги чередовались с пением куплетов и танцами – водевиль был популярен в 19 веке.
Мы знали, что учитель строго карает за подсказку на уроках, но вот в театре есть человек, подсказывающий роли во время спектакля – суфлер.
Мы знаем, что театр пришел к нам из Древней Греции и многие слова, связанные с театром из Эллады.
Театр – место для зрелищ, сцена, комедия. Орхестра – площадка, где играли актеры (у цирка – это арена), выходил на орхестру хор облаченный в козьи маски в центре запевала – корифей, Мельпомена – муза театра. Эллины славили великого Диониса. Театр вырос из народных праздников в честь Диониса.
История русского профессионального театра так же своими корнями уходит в народные гулянья.
В Древней Руси земледельцы отмечали дни зимнего солнцестояния, весеннего равноденствия и летнего солнцестояния.
Обряды, колядки, ряженые в рождество. Встреча масленицы, блины, круглая яичница. Обряды, пение, пляски и представления – части будущего театрального искусства.
Игрища – первые представления. Игрища сопровождали свадьбу.
В 10-11 века появляются умелые исполнители, отличающиеся талантом исполнения танцев, песен. Для некоторых лицедейство стало профессией. Скоморохи – народные музыканты, бродячие актеры. Скоморохи бродили по селам, жили в отдельных селениях, некоторые служили у бояр, веселили царей. Скоморохи были балагуры – весельчаки, но они же обличали феодальную верхушку.
В 1648 г. – Алексей Михайлович запретил представления скоморохов.
Среди скоморохов были кукольники (у Олеария - 30-е годы 17 века). Среди всех кукольных персонажей выделился Петрушка – Петр Петрович Уксусов – главный герой русского театра, главный герой ярмарки (кукла с крючковатым носом, горбом, широким ртом).
Комедия с Петрушкой разыгрывалась часто в балаганах – временное театральное помещение.
Балаганы – центр праздничной торговли. К концу 17 века появились первые крепостные театры. Через 100 лет их было 170.
Профессиональные актеры выступали на сцене временных театров («вольные театры»).
Среди крепостных театров выделялся театр Н.П. Шереметева – всех привлекала игра Параши Жемчуговой ставшая женой Н.П. Шереметева.
Родина русского профессионального театра – Ярославль. Основатель Ф.Г. Волков (1728 – 1763) пасынок Ф. Полушкина.
1756 – Елизавета Петровна – учреждает русский профессиональный театр. Известностью в Ярославле пользовался театр у губернатора А.П. Мельгунова.
1819 г. – построено специальное здание театра архитектором Паньковым, он же содержал театр.
Для развития театра много сделал актер М.Я. Алексеев. Они вывозили актеров в Рыбинск с 1821 г. приезды стали ежегодными на Петровскую ярмарку. 1825 г. – основание Рыбинского театра.
В 1827 г. любимский помещик Обресков арендовал у Панькова театр, он же построил первый деревянный театр в Рыбинске.
Ярославский и Рыбинский театры выступали в одной антрепризе, то есть имени одного владельца – антрепренера – содержателя частного зрелищного предприятия (театра).
Антрепренеры часто менялись и актеры. На рыбинской сцене дебютировала трагическая актриса Стрепетова (1865 г.).
Алексеев построил новый театр каменный в Ярославле, в Рыбинске деревянный – на берегу г. Черемухи (1841 г.).
2-ой театр летний на Пигиной даче. Содержатель - Аверино.
1874-1877 – театр архитектора Шретера Виктора Александровича. На 500 мест, керосиновые лампы, фундамент из булыжника. Театр сгорел в 1920 г.
1963 г. – в Рыбинске построено новое здание на ул. Крестовой, архитектор Тильц построил на узком участке, который использовали, как «глубокую нишу».
Балаган – временное, обычно дощатое, сооружение. Перед входом обычно устанавливался специальный балкон для труппы, которая перед началом представления зазывала публику в театр. Стены увешивались рукописными афишами. Такие театры устраивались на гуляниях, в России появились в 18 веке. В 19 веке имели постановочную технику.
Ф.Г. Волков – 1729-1763 гг.
Не был женат и никогда не влюблялся, возлюбленная – театральная сцена.
1735 г. – переезд в Ярославль к купцу Ф. Полушкину.
1750 г. – 1-ый спектакль для публики в кожевенном сарае Расин «Эсфирь».
1756 г. – русский профессиональный театр.
1762 г. – участие в дворцовом перевороте.
Маскарад «Торжествующая Миневра» 4 апреля 1763 г.
Друг, продолжатель дела Волкова Иван Дмитриевский (1734 – 1821) инспектор русских актеров, главный режиссер императорских театров, член Российской академии.
На сцене Ярославского театра дебютировала актриса Никулина-Коситцкая, а на сцене Рыбинского – Пелагея Антипьевна Стрепетова.
Женой графа Николая Петровича Шереметева стала бывшая крепостная актриса Просковья Ивановна Ковалева-Жемчугова (родом из Юхотской волости). Прямые потомки Шереметева и Жемчуговой ныне живут во Франции.