Общие положение об организации и проведении лабораторных работ по
«Уголовному процессу»
1. Лабораторные работы составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки студентов. Они направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений.
2. Лабораторные работы представляют собой самостоятельное выполнение студентом под контролем преподавателя конкретных практических заданий, которые охватывают содержание учебной дисциплины. Лабораторные работы по «Уголовному процессу» представляют собой виртуальные лабораторные работы. Они моделируют реальные исследуемые процессы.
3. Перечень лабораторных работ и график их выполнения, порядок допуска студентов к лабораторным работам, выполнение требований к структуре отчета, порядок защиты лабораторных работ доводится до сведения студентов в начале каждого семестра.
4. По итогам лабораторной работы каждым студентом составляется отчет. Отчет по лабораторным работам должен быть оформлен в соответствии с общими требованиями к подготовке и оформлении письменных работ/
Лабораторная работа №1 Тема: «Сущность и значение, задачи, основные понятия уголовного процесса Российской Федерации» (2 часа)
Цель лабораторной работы: закрепление, углубление и расширение знаний,
Полученных на лекциях и в часы самоподготовки к данной теме; более детальное рассмотрение вопросов, не вынесенных на лекционное обозрение;
работа с литературными источниками.
Вопросы выносимые на лабораторную работы и порядок их выполнения
1.Понятие и сущность уголовного процесса. Соотношение уголовного процесса, уголовное судопроизводство и правосудие.
|
2. Назначение (задачи) уголовного судопроизводства.
3. Стадии уголовного процесса.
4. Понятие и виды процессуальных функций.
5. Уголовно-процессуальная форма: ее понятие и значение.
6. Уголовно-процессуальные правоотношения и их особенности.
7. Процессуальные гарантии и их значение.
8. Исторические типы уголовного процесса.
9. Уголовный процесс и смежные правовые отрасли и науки.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:
Написание отчета по темам:
· Судебно-правовая реформа и назначение (задачи) уголовного судопроизводства.
· Роль уголовно-процессуальной формы в обеспечении задач уголовного судопроизводства.
· Особенности уголовно-процессуальных правоотношений.
· Понятие и содержание уголовно-процессуальных функций.
· Уголовный процесс и правосудие.
· Типы и виды уголовного процесса.
· Соотношение уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности.
Решение задач:
1. К мировому судье из РОВД поступили материалы о совершении Никитиным мелкого хулиганства у кинотеатра «Ударник». Судья распорядился доставить к нему Никитина, вызвать двух свидетелей, указанных в протоколе о совершении Никитиным административного правонарушения, опросил их и вынес постановление, по которому Никитин был подвергнут аресту на 15 суток.
Какова правовая природа описанной деятельности мирового судьи? Можно ли ее характеризовать как уголовно-процессуальную, если нет, то почему?
Изменится ли характер деятельности мирового судьи, если противоправные действия Никитина будут квалифицироваться по ч.1 ст.213 УК РФ?
|
2. Судья Кировского районного суда г. Астрахани, рассмотрев поступившее к нему уголовное дело по обвинению Аврутова в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.122 УК РФ, и, убедившись, что оно подсудно данному суду, что обстоятельств, влекущих проведение предварительного слушания нет, вынес постановление о назначении судебного заседания.
Охарактеризуйте деятельность судьи.
Как она вписывается в уголовное судопроизводство и какую стадию образует?
3. При рассмотрении уголовного дела по обвинению Мартынова в совершении преступления, предусмотренного ст.177 УК РФ, судья Ленинского районного суда г. Астрахани установил, что кредиторская задолженность Мартынова не образует крупного размера, и вынес постановление о прекращении уголовного дела. Мартынов обжаловал постановление судьи в Астраханский областной суд и потребовал вынесения в отношении него оправдательного приговора.
Обсудите решение суда и правомерность жалобы подсудимого.
Назовите стадии уголовного процесса, которые прошло уголовное дело по обвинению Мартынова.
Можно ли их именовать правосудием?
Список нормативных материалов и рекомендуемой литературы: 9-45,65, 69-81.
Лабораторная работа № 2
Тема: «Уголовно-процессуальное право, уголовно-процессуальный закон. Источники и принципы уголовного судопроизволства» (2 часа)
Цель лабораторной работы: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекциях и в часы самоподготовки к данной теме; более детальное рассмотрение вопросов, не вынесенных на лекционное обозрение; работа с литературными источниками.
|
Вопросы, выносимые на лабораторную работу:
1. Понятие и сущность уголовно-процессуального права.
2. Система уголовно-процессуального права.
3. Уголовно-процессуальные нормы, их виды и структура.
4. Понятие источников уголовно-процессуального права. Роль Конституции РФ как источника уголовно-процессуального права.
5. Общая характеристика Уголовно-процессуального кодекса РФ. Иные источники уголовно-процессуального права, их общая характеристика. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в системе уголовно-процессуального законодательства.
6. Роль в уголовном судопроизводстве постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Генерального прокурора РФ.
7. Понятие, сущность и значение принципов уголовного процесса, их взаимосвязь и обусловленность.
8. Система принципов уголовного процесса:
а) принцип законности;
б) принцип публичности;
в) осуществление правосудия только судом;
г) независимость судей и присяжных заседателей и подчинение их только закону;
д) уважение чести и достоинства личности;
е) неприкосновенность личности;
ж) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве;
з) неприкосновенность жилища.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:
Написание отчета по темам:
· Структура уголовно-процессуальной нормы.
· Значение Постановлений Пленума Верховного Суда РФ для уголовного судопроизводства.
· Роль решений Конституционного Суда РФ в регулировании уголовно-процессуальной деятельности.
Решение задач:
1. Задание: приведите нормы международно-правовых актов, являющихся источниками уголовно-процессуального права, содержащие процессуально-правовые гарантии прав обвиняемого и потерпевшего. Является ли Россия участницей названных Вами международных договоров? Имеются ли аналогичные гарантии в нормах УПК РФ?
2. Военнослужащие Поляниченко и Кузьмин во время увольнения в город угнали автомобиль BMW, принадлежащий директору одной из страховых компаний, и в течение двух часов катались по улицам г. Астрахани. После задержания Поляниченко и Кузьмина следователь СК при военной прокуратуре привлек их обоих к уголовной ответственности по п. «а» ч.2 ст.166 УК РФ.
Какими законами должен руководствоваться следователь СК при военной прокуратуре, расследующий дело, и военный суд при рассмотрении его в судебном заседании?
3. В связи с нарушением государственной границы Российской Федерации лицом, назвавшимся Безродным, начальник пограничного отряда возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.322 УК РФ, и приступил к производству расследования. Безродный заявил, что он является гражданином другой страны и поэтому не может быть привлечен к уголовной ответственности по законам России, и настаивает на том, чтобы его передали властям той страны.
Какими законами следует руководствоваться в данном случае?
Список нормативных материалов и рекомендуемой литературы: 1-45,49, 65, 69-70.
Лабораторная работа № 3