Производство образовательных услуг.




Темы контрольных работ по дисциплине Экономика образования

Введение в экономику образования

1. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономических наук.

2. Предмет экономики образования, его взаимосвязь с предметом экономической теории. Экономические законы и специфика их проявления в сфере образования.

3. Определение образовательных проблем. Основные вопросы, связанные с образованием: рост производительности, неравенство доходов, социальная мобильность.

4. Экономические отношения в сфере образования.

5. Природа и характер экономических отношений в сфере образования. Процесс воспроизводства социальных благ. Сфера образования как составная часть национального хозяйства. Характеристика потребности в образовании. Образование как благо.

6. Образовательная услуга. Черты образовательных услуг. Специфика образовательной услуги как товара.

7. Образовательные услуги как разновидность общественных благ и возможность их получения на коммерческой и некоммерческой основе. Границы платности за обучение.

8. Образование как вид деятельности и его компоненты: труд, предмет труда, орудия труда. Специфика компонентов деятельности в сфере образования.

9. Рынок образовательных услуг и его основные черты.

10. Понятие бесплатности образовательных услуг. Частный и государственный секторы платных услуг. Образовательные услуги: анализ спроса и предложения на рынке. Смета и цена платных услуг. Стоимость получения образования.

11. Тенденции финансирования школьного образования в региональном разрезе. Итоги реализации Приоритетного национального проекта «Образование»

Социально-экономическая эффективность образования.

1. Экономические выгоды образования: частные выгоды образования, социальные выгоды образования (внешние эффекты). Общественные и индивидуальные выгоды от образования и затраты на образование. Оценка выгод общества и домохозяйств (индивидов) от среднего образования. Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.

2. Теория и практика определения экономической эффективности образования. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

3. Модели оценки эффективности образования: регрессионные модели, модели «затраты-выпуск». Применение метода «затраты – выгода». Паутинообразная модель. Концепция человеческого капитала. «Человеческий капитал» и профессиональная мобильность. Территориальная мобильность.

4. Модель жизненного цикла получения доходов, обучения и потребления. Базовая модель домохозяйства с одним работником. Анализ жизненного цикла типичного потребителя.

5. Эмпирические данные, проблемы измерения отдачи от образования.

6. Проблемы оценки эффективности и качества в образовании: взаимосвязь экономической эффективности и качества в учебных заведениях с расходами ресурсов (объемами финансирования, платы за обучение и т.д.); влияние затрат на образование на темпы прироста ВНП, и другие.

7. Подходы к оценке эффективности образования. Прямые и косвенные показатели эффективности образовательных систем. Сопоставление статистической информации и данных о качестве образования при оценке эффективности образовательных систем. Совместный анализ образовательной статистики и результатов оценок качества образования для подготовки управленческих решений.

8. Внутренний и внешний экономический эффект. Методика оценки эффективности образования Л. Туроу.

Производство образовательных услуг.

1. Производственная функция в образовании. Методологические проблемы оценки производственной функции.

2. Расходы государства и общества на образование. Расходы на общее образование и на оплату труда из средств консолидированного бюджета РФ.

3. Определение оптимального объема расходов индивидов на образование. Концепция разделения затрат на образование между государством, обществом, домохозяйствами и индивидами.

4. Оценка выгод от инвестиций в образование. Различия в доходах и спрос на образование. Оценка затрат и выгод индивидуальных образовательных карьер. Постановка задачи. Различные образовательные карьеры и уровень доходов. Модель, оценивающая воздействие дополнительного года обучения на доходы.

5. Пути повышения социально-экономической эффективности образования. Факторы, повышающие отдачу от образования для государства, общества, домохозяйств, индивидов. Повышение эффективности расходов на образование. Различные модели финансирования учебных заведений и оценка их эффективности. Анализ различных программ модернизации образования – оценка потенциальных выгод и затрат.

6. Как характеристики учебных заведений влияют на успеваемость и будущую заработную плату учащихся.

7. Экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании. Доступность качественного образования, механизмы преодоления неравенства.

8. Влияние наполняемости классов на достижения.

9. Основные подходы к реформированию образовательных систем в мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: