Сентября
(для логопедов)
Семинар проводит доц., к.м.н., детский стоматолог, логопед-миофункциональный терапевт
Пузикова О. Ю. (г.Москва)
Миофункциональная коррекция – новое перспективное направление в работе логопеда в рамках здоровьесберегающих технологий и оздоровительных программ для детей. Сейчас отмечается рост числа детей с нарушением прикуса и, соответственно, с нарушением звукопроизношения. Использование приемов миофункциональной коррекции в логопедической работе при нарушениях произносительной стороны речи приводит к устойчивому результату, так как логопед работает с подвижными и мягкими органами артикуляционного аппарата на фоне процесса коррекции прикуса. Такая работа дает хорошие результаты не только при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, обусловленном дислалией, дизартрией, а также и при общем недоразвитии речи в связи с частыми проявлениями нарушений моторных функций артикуляционной аппарата (стертая дизартрия).
Введение в миофункциональную коррекцию. Теоретические аспекты.
с 10:00 до 13.00
1. Что такое миофункциональная коррекция, и какие проблемы она помогает решить логопедам и смежным специалистам. Стоматолог как ключевой специалист в процессе коррекции нарушений речи у детей.
2. Как выявлять орофациальные дисфункции и вредные привычки, влияющие на артикуляцию и фонацию, как научиться «читать» их по лицу ребёнка. Какие проблемы в работе мягких тканей должен уметь видеть логопед, чтобы своевременно направить ребенка на консультацию к профильным специалистам.
3. Основные клинические аспекты, которые должен знать логопед, работающий с детьми с орофациальными дисфункциями:
o Особенности строения мягких тканей и работы органов полости рта. Язык и органы артикуляции. Влияние положения языка на развитие челюстей и функцию дыхания, а также постуральные изменения у детей. Инфантильный тип глотания.
o Как нарушения прикуса могут влиять на речеобразование. Роль зубов в звукопроизношении.
o Заболевания слизистой оболочки полости рта. Меры профилактики. Что нужно помнить логопеду при проведении логопедического массажа.
o Нарушения в работе мягких тканей: аномалии прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, проблема мелкого преддверия полости рта. Когда действительно необходимо направлять ребёнка к хирургу-стоматологу?
o Механические дислалии и их влияние на формирование речи. Алгоритмы взаимодействия логопеда с ортодонтом.
4. Организационные аспекты взаимодействия детского стоматолога, ортодонта и логопеда-миотерапевта. Комплексный подход к оказанию помощи клиентам с нарушениями речи. Взаимодействие профильных специалистов. Профилактика основных стоматологических заболеваний на разных этапах онтогенеза.
5. Как проводить мотивацию родителей к коррекционной миофункциональной программе. Вспомогательные материалы для работы с ребёнком и родителями.
6. Миофункциональные устройства - вестибулярные пластинки и система трейнеров, восстанавливающих миодинамическое равновесие в работе мышц челюстно-лицевой области.
7. Миогимнастика и артикуляционная гимнастика. Что общего и в чем различия?
С 13:30 до 18.00
Практика миофункциональной коррекции. Базовые навыки.
(с осмотром 1-2 детей)
Основные этапы и особенности работы с родителями и ребёнком.
1. Значение подготовительного этапа в начале работы с ребёнком по комплексной программе миофункциональной коррекции
2. Роль логопеда-миотерапевта в планировании коррекционного комплекса. Подбор коррекционных устройств ортодонтом по показаниям и возрастным группам. Междисциплинарные аспекты диагностики и планирования коррекционной программы у детей с ОВЗ.
3. Поэтапный подход к тренировке периоральной мускулатуры у детей со слабостью соединительной ткани и привычным ротовым дыханием. Подробный разбор упражнений
4. Группы упражнений, степени сложности: как вовлечь ребёнка в процесс коррекции. Периодичность приёма на разных этапах программы. Повторные визиты.
5. Миодинамические упражнения. Как использовать «Дневник работы с вестибулярной пластинкой. Контроль динамических изменений в работе периоральной мускулатуры.
6. Индивидуальный подход к тренировке мягких тканей у детей с сочетанной патологией. Особенности работы со сложными детьми.
Пузикова Ольга Юрьевна – доцент, кандидат медицинских наук, детский стоматолог, логопед-миофункциональный терапевт автор более 60 публикаций, 2 монографий и 6 учебно-методических пособий. В 1993 году окончила стоматологический факультет Омского Государственного медицинского института им. М.И.Калинина. Ординатура по профилю детская стоматология.
Работала в Омской медицинской академии на кафедре стоматологии детского возраста, в Омском Государственном университете им. Ф.М.Достоевского на кафедре социальной работы, педагогики и психологии. Руководитель специализации по подготовке социальных работников для системы здравоохранения с использованием инновационных образовательных технологий.
В 2015 году прошла переподготовку по направлению «Специальное дефектологическое образование по профилю «Содержание и организация логопедической деятельности».
В 2016 прошла курс обучения по направлению «Миофункциональная коррекция» ООО «Валлекс М».
Руководитель направления «Здравоохранение» Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования г. Москва
В настоящее время занимается коррекцией речевых патологий с использованием аппаратов МФТ (миофункциональной терапии). Консультирует по вопросам профилактики стоматологических заболеваний на различных этапах онтогенеза, в том числе влияющих на процесс формирования речи.