Красноярцева Е.Д.
Раскройте понятие «медиа».
Медиа - понятие, включающее в себя средства коммуникации, способы передачи информации, а также образовываемую ими среду
2. Раскройте содержание концептов «новые медиа» и «социальные медиа».
Новые медиа – переходное понятие, подчеркивающее отличие от традиционных медиа, возникших до информационной эры. Средства сетевой коммуникации
Социальные медиа - вид массовой коммуникации посредством интернета. Отличаются от других новых медиа особенной ролью пользователей, которые не только генерируют контент, обмениваются им, но и создают тесные социальные связи».
Чем обусловлена несогласованность трактовки концепта «медиа» в различных дисциплинах?
Масштабные социальные изменения рубежа ХХ—ХХI вв. затронули все стороны жизни современного общества: политическую и экономическую сферу, культуру, повседневность, стиль жизни. Эти изменения, приведенные в движение силами разной природы, повлекли за собой преобразования в общественной жизни (на глобальном и национальных уровнях), в культурных запросах и интересах социальных классов, групп и сообществ, в повседневной практике людей. Сложные трансформации не могли не отразиться и на деятельности такого значимого общественного института, как массмедиа, массовая коммуникация (McQuail, 2010), что привело к заметному преобразованию их структур, процессов взаимодействия с обществом и его институтами, массовой аудиторией и индивидуумами. При этом само пространство массовой коммуникации, национальные медиасистемы, журналистика и аудитория менялись и структурно, и функционально, оказывая воздействие не только на медиасреду, но и на общественные практики
|
По каким критериям можно провести видовую классификацию медиа? Приведите примеры, иллюстрирующие каждый вид медиа.
Критерии классификации | Виды медиа | Примеры |
Исторический критерий | - прамедиа | Свист, звук барабана, сигнальные костры, факела |
- письменные или рукописные медиа; | Письмо, открытка | |
- печатные медиа; | Книги, журналы | |
- электронные медиа; | Телефон, телевидение | |
- цифровые медиа. | Голосовые телефонные службы, интерактивные терминалы | |
- интегрированные медиа | ||
По способу коммуникации | - вербальные; | Выступление на собрании |
- невербальные | жест | |
По виду восприятия информации | - визуальные; | Диаграмма |
- аудиальные; | Песня | |
- текстовые; | Статья | |
- изобразительные | Фотография | |
По объёму аудитории | - массовые; | Фильм |
- немассовые | Телефонный разговор | |
По виду коммуникации | - индивидуальные; | Личный дневник |
- межличностные; | SMS-сообщения | |
- групповые | Тематическое сообщество в соц.сетях | |
По виду и характеру деятельности | - читательские; | Книга |
- игровые, | Игра | |
- зрительские; | Документальный фильм | |
- деловые; | Журнал «Начальная школа» | |
- служебные; | Заявление | |
- бытовые и развлекательные; | Фильм | |
- профессиональные и самодеятельные; | Договор | |
- государственные и гражданские и т.д. | Конституция РФ | |
По тематике контента | - политические; | Конституция РФ |
- социальные; | ||
- научные; | Научная статья | |
- культурные и т.д. | Афиша | |
По формату контента | - текстовые; | Статья |
- изображения; | Фотография | |
- аудио; | Голосовое сообщение | |
- видео; | Фильм | |
- конвергентные или мультимедийные | Эл.журнал |
Роль медиа в постиндустриальном обществе.
|
Постиндустриальная эпоха во многом определяется информационным и коммуникативным пространством, формируемым медиа. «Информационное общество, это тип общества, который предполагает новые формы социализации, основанные на свободном доступе к информации, дерегламентированных способах ее обработки и социального использования. Соответственно, меняются и формы социальной активности, мотивации, критериев самоидентификации личности».8 Исследователи отмечают, что из 168 часов в неделю человек тратит на потребление медиа около 100 часов9, и эта доля растет. Современные школьники проводят до 9 часов в день на социальных платформах, при этом время, уделяемое чтению печатных текстов, сокращается, сегодня оно составляет не более 12%. Таким образом, человечество в лице новых поколений действительно покидает Галактику Гутенберга с ее письменной культурой (М. Маклюэн).
Образы информации, символы и знаки, которые транслируют медиа, не только формируют особенности восприятия социальных фактов и процессов, но нередко выступают в роли самой реальности. Французский философ Ж. Бодрийяр называл реальность, формирующуюся под воздействием медиа, «гиперреальностью». «Реальное не стирается в пользу воображаемого, оно стирается в пользу более реального, чем реальность: гиперреального. Более подлинное, чем подлинник: такова симуляция