Педагогическая оценка обычно рассматривается обычно в качестве инструмента фиксации, установления соответствия или несоответствия некоторым социальным требованиям внешних проявлений ребенка (оценка предметных знаний, умений, способов действий и поведения и пр.).
Педагогическая оценка дает основания для преобразований, коррекций форм и характера педагогического взаимодействия с воспитанниками и, соответственно, содержательно-организационных условий образовательного процесса в ДОУ.
Под влиянием оценок взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на процесс и результат своих действий, стремится достигать желаемых социально и личностно значимых результатов.
Оценка взрослого становится регулятором действий ребенка. Под воздействием этой оценки развивается умение действовать сознательно, формируются волевые процессы, характер. Старшего дошкольника волнует оценка не только конкретных умений, но и оценка себя как личности. У дошкольников 5-7 лет проявляется обостренная чувствительность к оценкам взрослого и неуважительное отношение к себе, любое замечание может вызвать обиду. Ребенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого совпадали с его собственными. Ему важно понять сущность требований, оценок взрослых для того, чтобы увидеть себя «как бы со стороны», сознательно следовать предъявляемым нормам, т.е. управлять своим поведением, по-разному строить свои отношения с окружающими. Ребенок усваивает ценностное отношение к долженствованию, к тому, что «надо», к нравственным нормам.
Однако в существующей практике педагогической деятельности оценки воспитателей чаще всего носят «безликий» характер, определяются предметные и некоторые деятельностные качества дошкольников; отсутствует ориентировка педагогических высказываний на относительные показатели успешности в разнообразных видах детской активности в разных компонентах образовательного процесса ДОУ (например, как сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
|
Психолого-педагогические требования к структуре оценочных высказываний воспитателя ДОУ.
Оценочное высказывание педагога представляет собой вербализованное законченное мнение взрослого, содержащее отношение говорящего к ребенку и ситуации и обеспечивающее в зависимости от цели взаимодействия с дошкольником: деструктивное (разрушающее), ограничивающее, поддерживающее, конструктивное (развивающее).
Деструктивная (разрушающая) педагогическая оценка содержит критическое мнение о ребенке, его личностных качествах, поведении, действиях и их результатах. Она оказывает разрушающее действие на дошкольника, «искажает» ценностно-целевые ориентиры педагогического взаимодействия, направленного на личностный рост каждого ребенка в соответствии с его возможностями, потребностями, способностями.
Примерами деструктивных оценочных высказываний могут быть следующие характеристики дошкольника: «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», «Опять все сделала не так!», «Соберись, сейчас же. Что ты раскис!» и другие.
Такие оценочные высказывания влияют на возникновение у ребенка боязни действовать, способствуют ограничению его самостоятельности, приводят к уходу от деятельности и избеганию любых оценок. Чаще всего данные высказывания педагога сопровождаются раздраженной интонацией, соответствующей выраженной «агрессивной» мимикой и пантомимикой, в некоторых случаях сопровождаются угрозами, предупреждениями, предостережениями.
|
Оценочные высказывания ограничивающего характера выносятся при соотнесении действий и результатов ребенка с некоторым эталоном, «образцом», правилом поведения, который хорошо знает педагог и «как бы» должен знать ребенок. В большинстве случаев оценивание осуществляется аспектно, без учета целостного подхода к процессу развития и формирования личности дошкольника.
Примерами ограничивающих оценочных высказываний являются следующие высказывания: «Сегодня у тебя неплохо получилось, но…»; «В таком растрепанном состоянии ты не можешь хорошо делать…» и др.
Данный тип педагогической оценки ограничивает экспрессивность проявлений дошкольника, ведет к угасанию инициативности, самостоятельности; приводит к формированию установки ребенка все действия осуществлять только по образцу педагога. Воспитанник в процессе педагогического взаимодействия старается выделить и удержать множественные ограничения воспитателя, для того чтобы получить его по зитивные оценки.
Поддерживающая педагогическая оценка обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, развитие его положительного самоощущения, уверенность в себе и успешности в разных видах деятельности; в большинстве случаев эти оценки сопровождаются похвалой, одобрением.
Например: «Ты – умный, отзывчивый, добрый, ответственный», «Я очень рада за тебя! У тебя так замечательно стали получаться эти узоры», «Ты все сделал просто замечательно» и пр.
|
Этот вид оценки обеспечивает условия, необходимые для сохранения целостности личности ребенка на определенном уровне достижений. Однако, усиливая только подкрепляющую составляющую, такая оценка порой может давать ложное чувство уверенности в достигнутом, что не показывает перспективу и тактику индивидуального развития в дальнейшем.
Конструктивная (развивающая) педагогическая оценка предполагает не только позитивную оценку качеств, действий, достижений воспитанника, но и проецирует возможность дальнейшего приобретения, обогащения субъективного опыта на основе совершенствования, самоизменения дошкольника. Этот тип педагогических оценок должен «пробуждать и вызывать к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский).
Примером являются следующие речевые высказывания: «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверена, что и этому… ты научишься»; «Какие замечательные работы. Наверное, ты сможешь научить этому других ребят?», «Ты быстро нашла решение этой задачи, а другие способы сможешь найти?» и т.п.
Во всех этих высказываниях представлено оценивание дошкольника как субъекта и как объекта познавательной, игровой и коммуникативной ситуации.
Если воспитатель в оценивании больше ориентирован на предметный результат, тем явственнее объектные характеристики, касающиеся ситуации, процесса учебно-познавательной деятельности и пр.
Если же педагог придает значение личностным проявлениям дошкольника, тогда оцениванию подлежат его проявления как субъекта, как индивидуальности. Отсюда целенаправленное оценочное высказывание педагога должно быть выстроено в соответствии со следующей структурой: обращение к ребенку, обращение к ситуации, отношение к ситуации, отношение к ребенку. В этом случае педагог может обратиться к позитивным моментам или в оценке ситуации, или в оценке личностных качеств дошкольника.
Именно такое высказывание действительно может определять позитивную динамику личностного роста детей дошкольного возраста.
Таким, образом, подведем некоторые итоги. На основе педагогической оценки формируются отношения ребенка-дошкольника к объектам, предметам, явлениям окружающего мира и к себе, что, собственно и составляет базис Я-концепции. Осознанные и осознаваемые на этом базисе оценки и самооценки придают ей устойчивость и действенность, поскольку именно они определяют в дальнейшем направленность поведения и деятельности индивида. Оценочная деятельность педагога оказывает достаточно сильное влияние на формирование субъективного опыта дошкольника. Именно оценочные высказывания педагога и других взрослых опосредуют проявление (или нивелирование) положительных эмоций в процессе и результате выполняемых действий, способствуют развитию ответственности, инициативности, возникновению личностных смыслов, разносторонней мотивации, обеспечивают в среде ДОУ условия для полной реализации способностей и потенциальных возможностей ребенка, т.е. в итоге служат стимулом для дальнейшего личностного роста.