Тема 3.1. Оценочная деятельность педагога
План:
Понятие оценочной деятельности педагога и ее особенности
Психолого-педагогические основы оценочной деятельности воспитаталя ДОУ
Понятие оценочной деятельности педагога и ее особенности
Оценочная деятельность педагога - это составляющая часть его деятельности, направленная на стимулирование активности обучающегося на уроке.
Эта деятельность не должна иметь эпизодический характер, а представлять целостную систему мер по обеспечению качества достижения планируемых результатов обучения.
• Оценка – суждение о ходе и результатах обучения, содержащее его качественный и количественный анализ и имеющий своей целью стимулирование учебно-познавательной активности учащихся и повышения качества результатов обучения.
Оценка – определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения обучающимися знаний, умений, навыков, установленных программой; уровня прилежности и состояния дисциплины.
Функции оценок:
· мотивационная, так как именно оценка поощряет или наказывает обучающегося за результаты учебной деятельности, стимулирует или, наоборот, тормозит ее продолжение;
· диагностическая, так как оценка указывает на причины результата обучения;
· воспитательная, так как оценка, особенно самооценка, формирует самосознание обучаемого;
· информационная, так как она дает сведения преподавателю и самому обучающемуся о степени успешности прохождения программы обучения, о личностных образовательных достижениях, развитости способностей, системе
Выделяют два типа оценок.
Содержательная оценка бывает внешней, когда ее дает педагог, и внутренней – это самооценка. Ее ставит себе обучающийся.
|
Порицательная оценка выражает суждения и оценочные воздействия педагога по ходу опроса, а также отношение преподавателя к частному знанию, умению и навыку обучающегося.
Различают три группы порицательной оценки:
· отсутствие оценки, опосредованная или неопределенная оценка;
· отрицательные оценки как замечание, порицание, упрек;
· положительные оценки как согласие, одобрение, похвала.
Педагогическая оценка обладает такими свойствами как:
· объективность;
· всесторонность;
· качественная и количественная определенность;
· точность;
· надежность;
· результативность;
· современность.
• Отметка – это качественное и количественное выражение по заданной шкале учебной успешности школьников.
• Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности учащихся и степени ееуспешности.
В качестве оценки знаний учащихся в системе образования РФ действует система цифровых оценок – традиционная пятибалльная.
Основные критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, а также усвоения ими способов деятельности, уровня развития способностей и личностных качеств:
· при проверке знаний критерием оценивания становится знание обучающимся фактов, научных проблем, фундаментальных понятий, правил, закономерностей, теорий и формулировок по теме;
· при проверке умений оценке подлежат умения устанавливать причинно - следственные связи между отдельными фактами, выделять фундаментальные; умения находить все возможные способы решения проблемы, конструировать определения, выделять характерологические признаки явлений, практически применять изученные понятия, осуществлять на основе теории практические действия;
|
· при проверке навыков оцениваются умения владеть навыками построения алгоритма операций при выполнении конкретного действия, моделировать практические действия, осуществлять самоанализ воспроизведенных действий;
· при проверке усвоенных способов деятельности - умения характеризовать используемые методы в различных вариантах деятельности, определять условия и границы применения метода или процедуры осуществления того или иного вида деятельности;
· при проверке уровня развития способностей оцениваются создание образовательной продукции в соответствии с целью изучаемой темы, выполнение различных видов образовательной деятельности.
Выделяют недостатки пятибалльной отметочной системы:
· во-первых, она не стимулирует у учащихся так называемой «оценочной самостоятельности», поскольку выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны педагога, когда оценку его деятельности дает преподаватель, а учащийся не может ни оценить собственные действия, ни сопоставить собственную оценку с внешней оценкой педагога и других обучающихся;
· во-вторых, эта система затрудняет индивидуализацию обучения, поскольку педагогу трудно проследить динамику успешности достижений учащегося. Она осуществляет лишь констатацию факта, сравнивая результат со среднестатистической нормой, принимая официальный статус отметки, поскольку за выполненную работу согласно критериям оценки нужно ставить, например, «3»;
|
· в-третьих, пятибалльная отметочная система малоинформативная, поскольку обладает известной степенью формализма и скрытостью критериев; по ней нельзя определить дальнейший вектор усилий: что требуется улучшить, над чем следует работать;
· в-четвертых, она носит травмирующий характер: она может стать средством манипуляции и психологического давления со стороны педагога на учащегося и его родителей.
Психолого-педагогические требования к оцениванию обучающихся:
• Не выставлять итоговых отметок, если процесс овладения темой, разделом не завершен.
• Не выводить итоговую отметку как среднеарифметическое.
• Не использовать отметку как наказание.
• Отметка не должна отражать уровень прилежания ученика.
• Строгость контроля должна быть прямо пропорционально уровню достижений ученика.
• Любое достижение ребенка должно быть замечено.
• Незнание не наказывается, стимулируется процесс познания.
Аспекты оценочной деятельности педагога включают: ценностно-ориентировочный, корригирующий, стимулирующий.
Процесс обучения это не только процесс передачи и усвоения знаний и умений, но и процесс, протекающий в интеллектуальном, мотивационно-потребностной и эмоционально - личностной сферах.
Ценностно-ориентировочныый аспект оценочной деятельности педагога связан с тем, что педагогическая оценка выполняет информационную функцию, позволяет учителю не только контролировать успеваемость каждого учащегося в течение всего учебного процесса. С помощью педагогической оценки учитель создает более комфортные условия для освоения школьником необходимого оценочно-ценностного опыта.
Корригирующий аспект оценочной деятельности помогает учителю поддерживать так называемую обратную связь в своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт.
Стимулирующий аспект оценочной деятельности педагога включает в себя еще один, очень важный для учебно-воспитательного процесса этап. Это стимулирующая оценочная деятельность. Она не столько определяет наличие ценности или ее уровень овладения учеником, сколько создает ему определенные внутренние условия для этого. Учитывая специфический отклик воспитанника на такую деятельность, учитель стремится к достижению им еще больших успехов («потолка» возможностей) в освоении конкретных ценностей. Это одна из высших, профессионально значимых форм деятельности педагога, способствующих успешному формированию личности ученика. Смысл оценочной деятельности учителя, как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих учеников. Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки. Аспект оценочной деятельности как наиболее важный в структуре оценочной деятельности учителя должен пронизывать собою все этапы учебно-воспитательного процесса и предусматривать развитие таких показателей как самостоятельность, объем, глубина, гибкость оценки, а также ее адекватность соответствующей ценности.
Организация уроков по оценочно-ценностной методике требует от учителей предельной ясности и точности в планировании предстоящей работы с учеником. Необходимо уделять значительное внимание составлению поурочных, воспитательных планов, отражающих весь объем оценочной деятельности и самого учителя, и ученика, начиная от целевых установок и кончая точной объективной характеристикой полученных на уроке или вне урока результатов.
Четкие оценочно-ценностные ориентиры, которые дает школьнику учитель, приносят значительные результаты в формировании его личности. Ученик приобретает достаточно высокий уровень оценочной культуры, формирует навыки безошибочного анализа окружающего с точки зрения его ценностной сущности, убеждается самостоятельно в необходимости усваивать знания.