Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей дошкольного возраста»
Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.
Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Она важна для ребенка с самого его рождения. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Еще с давних времен начиная с шестимесячного возраста родители или няни учили своих детей играть со своими пальчиками.
Такие известные пальчиковые игры как «Ладушки, ладушки», «Сорока – белобока», «Сорока» пришли к нам с давних пор. Играя с детьми в пальчиковые игры и массируя каждый пальчик у ребенка развивается мелкая моторика рук. Кроме пальчиковых игр, разрабатывать мелкую моторику рук помогают игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Именно мелкая моторика отражает на начальном этапе жизни то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Благодаря пальчиковой гимнастике у детей развивается память, внимание, пополняется словарный запас ребенка. Итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей: развитие детской речи (от 0 до 6 лет):
1. от 1года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребенка
2. в 4-4,5года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторике.
3. от (1,5 до 5,5 лет) ребенок начинает играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. при помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребенка.
Чем чаще с ребенком заниматься пальчиковой гимнастикой, тем лучше дети освоят родную речь, и подготовят руку ребенка к письму. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
|
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. " сказал известный педагог В. А. Сухомлинский. Еще Аристотель заключил "Рука – это инструмент всех инструментов".
Развивая мелкую моторику рук а также тренируя артикуляционный аппарат, малыш научится быстрее говорить. Игры с пальчиками можно начинать с детьми в возрасте от 3 месяцев.
Игры с пальчиками от трех месяцев.
Тропинки
Как у нашей у Маринки. Указательным пальцем растирайте ладонь ребенка
На ладошке три тропинки. вдоль линий, приговаривая:
Погуляем, погуляем,
Все тропинки сосчитаем.
Как у нашего Сережки
На ладошке три дорожки.
Погуляем, погуляем,
Все дорожки сосчитаем.
Каждому пальчику своя работа
Петру-большаку – дров нарубить, Массируйте пальчики и загибайте их, приговаривая:
Сеньке-указке – воды наносить,
Саньке-середняку – печь истопить,
Ваньке-перстневому – каши наварить,
Ваське меньшому – песни петь.
Коза рогатая
Идет коза рогатая Вытяните указательный палец и мизинец, остальные пальцы подожмите.
За малыми ребятами. Получилась «коза», которая в конце стихотворения должна шутливо
Ножками топ-топ, забодать малыша.
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!
Кто этот пальчик?
Этот пальчик – самый сильный, Начертите пальцем на ладошке малыша круг, а затем
Этот пальчик – самый умный, поочередно загибайте все пальчики, поглаживая и пощипывая
Этот пальчик – самый длинный, их от основания к кончикам, и приговаривайте:
|
Этот – самый распрекрасный.
Этот – самый развеселый.
Примеры пальчиковых игр с детьми от 1 года до 3 лет
Пальчиковые игры для детей 4 -7 лет
Посуда
Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибать пальчики, начиная с большого.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Так мы маме помогали. (Хлопок в ладоши)
Прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Мы во двор пришли гулять. (идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)
Бабу снежную лепили (круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)
Птичек крошками кормили (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (переворачиваем ладошки вверх-вниз)
Все в снегу домой пришли. (потрясти опущенными вниз кистями рук)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Пчёлки
(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены. Вторая рука –улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)
Надо в дом постучать, (Постучать кулачками друг о друга.)
|
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять! (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Котята
У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)
Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)
Два толстых, два ловких, (Постукиваем большими, а потом указательными пальцами друг о друга)
Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними, а потом безымянными пальцами друг о друга)
Два маленьких самых
И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)
Зайцы
Десять серых зайцев
Дремали под кустом, (Руки свободно лежат на столе)
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”(Поднять вверх большие пальцы обеих рук)
Двое закричали:
“Давайте убежим!”, (Поднять вверх указательные пальцы обеих рук)
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”, (Поднять вверх средние пальцы обеих рук)
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!” (Поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать “Бах”?» (Поднять вверх мизинцы обеих рук)
“Бах” — выстрелил охотник, (Хлопнуть в ладоши)
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев
Пустились наутёк. (Бежим всеми пальчиками по столу.)