Понятие качества. Качество как объект управления




Тема 1 Качество как экономическая категория управления.

Эволюция подходов к управлению качеством

Понятие качества. Качество как объект управления

Понятие управляющей системы

Основные концепции менеджмента качества

Эволюция подходов к управлению качеством в России

 

Понятие качества. Качество как объект управления

 

На современном этапе развития экономики и общества категория «качество» активно используется при характеристике предметов и явлений во всех сферах жизнедеятельности и отраслях народного хозяйства.

Принято считать, что первым исследователем категории качества был греческий философ Аристотель, который еще в 4-ом веке до н.э. в труде «Метафизика» дал два определения качеству. В частности, он писал: «Качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности…», «Качество –это состояние сущностей, находящихся в движении, например, теплота и холодность, белизна и чернота, …дурное и хорошее…».

К изучению качества как философской категории обращались в своих трудах философы различных школ- механистического мировоззрения (Декарт, Локк, Гоббс), немецкой классической философии (Кант, Гегель, Л. Фейербах), марксистского материалистического мировоззрения (Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Так, немецкий философ Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания, как непосредственную характеристику бытия, существования объекта.

Современная трактовка качества, впитавшая в себя результаты его эволюции, отражена в Советском энциклопедическом словаре (М.: Советская энциклопедия, 1980г.): «Качество - это категория, отражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным; -это объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств».

В Словаре русского языка (М.: Русский язык, 1986г.) указано:

«Качество: - 1) существенный признак, свойство, отличающее один предмет или лицо от другого; 2) степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п. соответствия тому, какими они должны быть». Данное определение раскрывает многосторонность качества: достоинство (т.е. качество может быть высоким и низким), пригодность (необходимость его применения для удовлетворения потребности), ценность (степень полезности- полная или в определенной доле).

Термин «качество продукции» прошёл продолжительный эволюционный путь и имеет множество определений, что связано со сложностью самой категории, а также широким разнообразием материальных носителей качества. Cуществуют более 100 различных толкований качества продукции. Остановимся на официальных, более точных и лаконичных определениях.

В государственных стандартах СССР, а теперь в стандартах Российской Федерации, качество продукции определяется как «совокупность свойств, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением». В данном определении отражается основная содержательная часть природы качества — способность удовлетворять потребности.. От этого стандартного определения отталкиваются большинство отечественных учёных в своих разработках темы качества продукции.

В последнее десятилетие с развитием в России свободы внешней торговли и переходом в результате этого к использованию международных принципов определения качества продукции, приобрело распространение определение качества, данное в стандарте Международной организации по стандартизации ИСО 8402-86. Согласно ему, «качество – совокупность свойств и характеристик продукции и услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности».

В 1994 г. терминология стандартов ИСО была уточнена, и качество в ней определялось как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При этом уточнении из определения был исключён термин «свойства», поскольку его суть тесно связана с термином «характеристики» и вполне может быть описана последим.

Для более глубоко и всестороннего понимания сущности качества продукции обратимся к определениям, предлагаемым признанными зарубеж- ными авторитетами в области качества продукции.

В трудах выдающегося японского исследователя К. Исикавы не даётся прямого определения качеству продукции. Однако его понимание этого термина можно узнать из его высказывания в отношении более сложной кате- гории — управления качеством продукции. К. Исикава пишет, что «…заниматься управлением качества значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребностям». Такая трактовка открывает ряд новых сторон рассматриваемого понятия «качество продукции». Во-первых, продукция должна быть экономичной, т.е. потребитель, пользователь будет расходовать возможно меньшую сумму средств при применении продукции, её хранении, обслуживании. Во-вторых, продукция должна быть наиболее полезной. Это значит, такая продукция будет в максимальной степени удовлетворять имеющуюся потребность, и при этом будет расходоваться минимум средств. В-третьих, продукция всегда должна удовлетворять потребности потребителя. Это означает, что продукция, изделие должны в любой нужный момент сохранять (иметь) свойства, необходимые для удовлетворения определённой потребности потребителя. Например, продукты питания к моменту потребления должны сохранить необходимые биологичес- кие свойства. В-четвёртых, поскольку речь идёт о наибольшей экономичности, наибольшей полезности и выясняется уровень качества, разные его свойства в сравнении то это свидетельствует о том, что качество познаётся в сравнении.

Американский специалист доктор Х. Дж. Харрингтон выражает своё мнение следующим образом:

--Определение «качества» –удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность.

--Определение «высокого качества» –превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.

Экономические интересы предприятия сосредоточены на повышении прибыльности деятельности, что достигается за счёт более эффективной реализации продукции. Это возможно только, работая над качеством и конкурентоспособностью последней. Такое утверждение корреспондируется с высказыванием Х. Дж. Харрингтона о связи качества продукции с коммерческим успехом фирм: «Необходимо нацелить свою деятельность на высокое качество, потому что если вы удовлетворитесь меньшим, а ваш конкурент не удовлетвориться, то в один прекрасный не для вас день вы обанкротитесь».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: