Размещение народных промыслов на территории России.




Предприятия художественных промыслов и их размещение

Говоря о предприятиях, занимающихся производством изделий народных художественных промыслов, невольно касаешься - их исторически сложившихся особенностей размещения на территории РФ. В Федеральном законе, упоминавшемся в первой главе данной работы, дается определение места, на котором размещается тот или иной промысел:

«Место традиционного бытования народного художественного промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.»

Согласно этому определению, я и решила рассмотреть основные предприятия России, занимающиеся художественной промысловой деятельностью.

Для наглядности и с целью показать основные виды промыслов и соответствующие им предприятия, предлагается таблица. (См. Приложение)

«Семеновская роспись»

С давних времен в России была широко известна семеновская деревянная ложка с особым типом росписи. Именно на основе традиции ложечной росписи в 1930-е годы возникло производство семеновской токарной матрешки. В настоящее время ее выпускает фабрика «Семеновская роспись», созданная в 1970 году на базе фабрики «Сувенир».

Расписная многоместная матрешка, иногда состоящая из 15-18 кукол, стала символом русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется анилиновыми красителями. Художники располагают цветы по всей поверхности изделия, добиваясь законченной композиции. Характерная деталь росписи - букетик цветов в руках у матрешки.

Фабрика изготавливает также сувенирные игрушки, берестяные и инкрустированные соломкой изделия, подставки, бочата, кадочки, ковши, бураки.

Семеновская игрушка - один из наиболее известных русских сувениров. Изделия промысла неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, широко представлены во многих ведущих музеях страны.

«Городецкая роспись»

Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородского края, появившийся в 40-х годах XIX века в деревнях, расположенных по реке Узола, близ города Городца. Росписью, скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба мастера украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки (круглые коробки) и детские стульчики.

Обязательной частью композиции городецкой росписи являются пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье.

Но главным «героем» городецкого промысла был и остается «конь-огонь» с необыкновенной, смело изогнутой и подчеркнуто вытянутой шеей.

Художники часто используют в росписи сюжеты из городской жизни. Мастера любят изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными настенными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками).

Современные мастера фабрики «Городецкая роспись» успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению.

В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. На фабрике работает иконописная мастерская, в которой искусно возрождается технология иконописи XIV века.

Знаменитый народный художественный промысел городецкой росписи известен не только в России, но и во многих странах мира.

«Хохломская роспись»

Север Нижегородской губернии издавна знаменит мастерством обработки дерева. Именно здесь во второй половине XVII века в Семеновском округе в деревнях близ торгового села Хохлома возник один из замечательных русских народных промыслов - изготовление деревянной токарной посуды с декоративной росписью, получившей название «хохломской». Первые упоминания о расписной посуде относятся к 1659 году.

Особые технологические приемы и своеобразие хохломской росписи сложились в XIX веке, а с начала XX века промысел сосредоточился в двух центрах - в городе Семенове и поселке Семине.

В 1931 году в городе Семенове было основано предприятие по выпуску изделий с хохломской росписью, на базе которого в 1971 году создано крупное художественное объединение «Хохломская роспись».

В ассортименте объединения более 200 наименований изделий. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, резные ковши и братины (ковши для вина), расписная мебель, подсвечники, панно, вазы, поставки, бочата.

Творческая лаборатория, организованная в 1964 году ведущими художниками промысла, ежегодно разрабатывает 20-25 новых видов изделий. В объединении ведется работа по совершенствованию технологии, создаются новые композиции хохломского орнамента.

На промысле работает более 400 художников, из них 200 человек -высококвалифицированные мастера, формирующие художественную направленность искусства хохломы и разрабатывающие авторские уникальные изделия. К творческой работе привлекается все больше талантливой молодежи.

Молодому поколению художников передают секреты мастерства настоящие профессионалы. Многие из них удостоены почетных званий лауреатов Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина, заслуженных работников культуры, заслуженных и народных художников Российской Федерации.

«Хохломской художник»

Всемирно известная хохломская роспись родилась в крестьянском быту лесных деревень Заволжья.

Традиции искусства росписи деревянных изделий продолжают развиваться на Ковернинском ТПО «Хохломский художник», которое возникло в марте 1919 года на родине хохломского промысла.

Выработанная веками оригинальная техника «золотой» окраски изделий сохранилась до настоящего времени. Классическое сочетание золота с киноварью и черным цветом, составляющее основу колорита хохломских изделий, мастера тактично дополняют коричневым, желтым и зеленым цветами. Художники промысла используют кистевые приемы письма без применения трафарета или предварительного нанесения рисунка. Наиболее характерным является тонкое «травное письмо».

Ассортимент изделий насчитывает более 140 наименований. Это поставки, бочата, чаши, братины, наборы для супа, салата, резные ковши, а также расписная мебель - журнальные столики, табуреты. Изделия, выпускаемые объединением, украшают интерьеры жилых помещений, их дарят близким с пожеланием счастья, они стали популярными русскими сувенирами.

«Богородский резчик»

Богородская резьба по дереву - знаменитый народный промысел Подмосковья, зародившийся в середине XVII века в селе Богородское, расположенном вблизи от знаменитого Троице-Сергиева монастыря.

Многим с детства знакома богородская игрушка из белой неокрашенной древесины липы. Особенно интересны изделия с движением - на планках, с балансом и кнопкой. Такие незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления преображают игрушку, как бы оживляют ее, делают выразительной и привлекательной.

Игрушка «Кузнецы» стала символом промысла. Стоит подвигать планками - и тут же начинается бойкая работа, в такт застучат по наковальне молоточки. Изображение этой игрушки является в настоящее время зарегистрированным товарным знаком предприятия «Богородский резчик».

В 1913 году в селе Богородское при поддержке земства была организована Кустарная игрушечно-резная артель, которая в 1923 году получила название «Богородский резчик». В 1961 году артель была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы, а в 1993 году предприятие вновь получило название «Богородский резчик».

В настоящее время 200 мастеров предприятия - резчиков по дереву, росписчиков, сборщиков игрушек - выпускают более 500 наименований изделий: произведения мелкой пластики, игрушки традиционных форм, декоративную скульптуру. Ежегодно осваивается более 50 новых видов продукции. Многообразны сюжеты и формы современной богородской резьбы. В последнее время на предприятии возрождается сергиево-посадская традиция многоцветной росписи резных изделий.

Народный промысел «Богородский резчик» знаменит не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Идеал»

Промысел сформировался на основе разрозненных артелей, существовавших с 1937 года.

Производство изделий из капа и капокорня (наросты на стволах и корнях березы, ольхи и липы) возникло на вятской земле в XVIII веке. Основное художественное средство обработки одного из самых редких и красивых поделочных материалов - выделение декоративных свойств его текстуры лакированием и полировкой.

Современные мастера промысла изготавливают шкатулки, портсигары, коробочки и футляры, владеют мастерством создания музыкальных шкатулок, ларцов с «секретами» - потайными ящичками. Геометрическая резьба по дереву украшает шкатулки, ларчики и современную кухонную утварь. Инкрустация ржаной соломкой применяется при изготовлении шкатулок, коробочек и декоративных панно. Изысканность геометрической резьбы, шелковисто-перламутровый блеск соломы и тепло ее цвета придают изделиям неповторимую прелесть. Кухонную утварь мастера промысла декорируют традиционной для Вятки свободной кистевой живописью или орнаментами «сундучной» росписи. В работах из можжевельника, отличающихся простотой и лаконичностью форм, сохраняются природный цвет материала, его антисептические качества.

Изделия промысла с успехом экспонируются на отечественных и международных выставках.

«Беломорские узоры»

Народные умельцы Русского Севера издавна славились искусством обработки дерева, с XVIII века - архангельскими изделиями золотного шитья, узорного ручного ткачества, ручного вязания, с XIX века - замечательной глиняной игрушкой, получившей название «Каргопольская игрушка» (по названию города Каргополя Архангельской области).

В 1968 году с целью возрождения, сохранения и дальнейшего развития народных ремесел Русского Севера в городе Архангельске было создано предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

В ассортимент предприятия включено около 300 изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения.

Творческий коллектив художников и мастеров постоянно работает над обновлением ассортимента, создает новые образцы массовой продукции и уникальные высокохудожественные произведения.

Изделия предприятия НХП "Беломорские узоры" неоднократно экспонировались на выставках и ярмарках. Туристы, посещая город Архангельск, обязательно покупают на память работы местных мастеров.

«Аксинья»

Предприятие основанное в 1972 году, выпускает изделия художественного фаянса из экологически чистых материалов с росписью в традициях казачьего края.

Донской фаянс отличается яркой художественно-стилевой направленностью, оригинальностью форм изделий, нарядной кистевой росписью растительного орнамента. Предприятие изготавливает кофейные и чайные сервизы, наборы для десерта, салатники, шкатулки, настенные тарелки, фруктовницы, сырные доски, скульптуры малых форм, напольные вазы.

Особое направление в развитии промысла - расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепными жанровыми скульптурными композициями.

Семикаракорский фаянс постоянно экспонируется на отечественных и международных выставках-ярмарках, пользуется устойчивым покупательским спросом.

«Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка - одно из уникальных явлений народного искусства России. Самостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке. Название игрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (ныне - район города Кирова). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре.

Предельная обобщенность силуэта, острая подчеркнутость деталей, яркая орнаментальная роспись обусловили непреходящее художественное значение глиняных фигурок, уже переставших выполнять роль игрушек и прочно вошедших в современный быт в качестве украшения жилого интерьера. Наиболее характерны женские фигуры "барышни", "кормилицы", "водоноски". Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни; декоративной скульптуре, изображающей птиц и животных.

Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону. В основе росписи - геометрический орнамент из колец, овалов и клеток и яркая контрастная цветовая гамма синего и желтого, малинового и зеленого, черного и белого, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги - потали.

Творческий потенциал коллектива промысла достаточно высок. Его славу составили заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина, потомственные династии ведущих мастериц.

Блестящие образцы дымковской игрушки экспонируются на отечественных и международных выставках, хранятся в ведущих музеях страны и мира.

«Скопинская художественная керамика»

Город Скопин -центр народного искусства Рязанской земли. Еще во времена Киевской Руси в местах, где позже возник город Скопин, изготавливали глиняную посуду из местной светложгущейся глины.

Мастера применяли разную технику исполнения - гончарство, ручную лепку, литье в гипсовые формы с ручной доработкой, способ полусухого прессования.

Своеобразна тематика росписи изделий. Наряду с воспроизведением реально существующих птиц, животных и человека часто изображаются фантастические, сказочные, былинные персонажи. Особенно любимы в скопинской керамике драконы, львы, медведи, полканы, птица скопа, сказочные сирены и алконост.

Орнамент, в основном геометрического рисунка, наносится способом гравировки по сырой глине всевозможными стеками, штампиками, шестеренками.

Большой талант, настоящая одержимость, фантазия и виртуозное мастерство гончаров помогли бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики.

Предприятие выпускает декоративные квасники, кумганы, сосуды, кувшины, подсвечники, вазы, чайники, кружки, масленки, салфетницы, пепельницы, карандашницы, изразцы для каминов и другие изделия.

Промысел "Скопинская художественная керамика" — постоянный участник региональных, областных, городских, а также международных выставок. Продукцию промысла можно увидеть в музеях Монреаля, Парижа, Берлина и других городов мира.

«Холмогорская резьба по кости им. Ломоносова»

На севере Архангельской области в окрестностях Холмогор уже в XII—XIII веках сложились традиции своеобразной ажурной резьбы по кости.

В настоящее время в селе Ломоносове работает большой и талантливый коллектив резчиков по кости, искусство которых широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Все мастера, работающие на промысле, получают специальное образование в художественной школе резьбы по кости, которой принадлежит ведущая роль в формировании будущих резчиков. С организации школы в 1930 году и началась новая жизнь традиционного искусства - ее выпускники составили творческий коллектив, возродивший промысел.

Мастера изготавливают уникальные высокохудожественные изделия: большие вазы и кубки, ларцы, шкатулки, секретеры, ювелирные украшения, а также предметы быта: крючки для вязания, ножи для разрезания бумаги, заколки для волос, шпильки, гребни, броши, серьги, ручки и многое другое. Выполненные в лучших традициях промысла, они в то же время отражают современные тенденции декоративного народного искусства.

Работы холмогорских резчиков отмечены многими наградами международных и отечественных выставок, экспонируются в ведущих музеях страны.

ТОО «Самоцветы»

В 1994 году индивидуально работавшие мастера ювелирного и камнерезного производств Новотроицка Оренбургской области объединились - так появилось ТОО "Самоцветы".

Молодое предприятие сохраняет традиции камнерезного* и ювелирного искусства Урала. Художественный вкус и профессионализм мастеров проявляются в культуре обработки камня, умении выявить природную красоту уральских самоцветов и поделочных камней, подобрать к их узору соответствующее оформление и при этом сохранить доминирующую роль камня в художественном решении изделия.

Мастера в совершенстве владеют различными приемами художественной обработки камня и сложными видами ювелирной ручной обработки металла - техникой филиграни, зерни и другими, а также - монтировкой изделий.

Самобытная продукция промысла постоянно экспонируется на отечественных и зарубежных выставках, неизменно получая высокую оценку специалистов и любителей.

ГУП «Калининградский янтарный комбинат»

Легендами и преданиями окутана история балтийского самоцвета, прославившегося еще в древности своей красотой, необыкновенными лечебными свойствами.

На берегу Балтики у поселка Янтарный Калининградской области находится крупнейшее в мире месторождение янтаря, залежи которого составляют более 90 процентов разведанных мировых запасов. В июне 1947 года на уникальном месторождении был создан комбинат по добыче янтаря и производству из этого солнечного камня промышленной продукции. Его становление проходило в исключительно сложных условиях. Сороковые и пятидесятые годы были годами реконструкции предприятия и поиска новых технологий изготовления бус, ошкуровки и прессования янтаря. Для карьера закупили современное оборудование, позволившее значительно увеличить добычу балтийского самоцвета.

В 1951 году была организована художественная мастерская, ставшая школой мастеров янтарного производства. Ее художники создали особое направление обработки солнечного камня со своими традициями и неповторимым творческим почерком.

Изделия, соединившие изумительные природные качества Янтаря с полетом фантазии художника, широко известны всему миру. Они пользуются огромным покупательским спросом как в нашей стране, так и за рубежом. С 1957 года предприятие принимает участие в международных выставках. Продукция экспортируется во многие страны Европы и Америки, Ближнего Востока и Азии. Комбинат выпускает более 600 наименований ювелирных изделий из янтаря в золоте, серебре, латуни и мельхиоре. Янтарные бусы и ожерелья, серьги и кольца, браслеты и кулоны, сувениры и мундштуки неизменно радуют своей теплой солнечной цветовой гаммой. Но немногие знают, что при химической переработке мелких фракций янтаря и отходов производства получают плавленый янтарь, янтарное масло и янтарную кислоту. Уникальные продукты переработки янтаря также предлагаются вниманию покупателей.

«Северная чернь»

Уникальный народный художественный промысел изготовления серебряных изделий возник в городе Великий Устюг во второй половине XVII века. Долгие годы секреты мастерства передавались по наследству.

Лишь в конце 80-х годов прошлого столетия знаменитый устюжский мастер М. И. Кошков раскрыл тайны своего искусства племяннику М. П. Чиркову, который в 1934 году передал секрет черневого сплава промысловой артели. Позже на базе артели был создан завод "Северная чернь". Умельцы завода "Северная чернь" берегут и развивают традиции древнего мастерства, создают подлинные шедевры ювелирного искусства. Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с золотым декоративным покрытием делают устюжские украшения и предметы сервировки стола благородно нарядными.

Разнообразный ассортимент завода "Северная чернь" постоянно пополняется новыми образцами. Они отличаются простотой и лаконичностью формы, строгим силуэтом и филигранностью отделки. На каждый предмет мастера наносят сложный черневой рисунок с разгравировкой и узоры, заимствованные из древнерусской графики. В сюжетах используются народные, былинно-сказочные мотивы, национальные и цветочные орнаменты.

Серебряные черневые изделия, изготовленные специалистами Великого Устюга, удостаивались высоких наград на выставках в Москве, Лондоне, Париже и других городах мира.

«Жестовская фабрика декоративных изделий»

Жостово Мытищинского района Московской области - центр прославленного русского художественного промысла, возникшего в 1825 году на основе производства лаковых изделий из папье-маше и лакированных железных подносов с сюжетной и цветочной росписью.

Обаяние искусства Жостова - в искренности и непосредственности содержания, выразительности художественных приемов. Для жостовских мастеров характерно умение находить удачное цветовое решение и точные средства декоративного языка для отображения природы, успешно сочетать отдельные детали живописи друг с другом и роспись подноса с его формой.

В качестве сюжетов мастера используют натюрморты, пейзажи, образы сказочных персонажей и, конечно, русской тройки. Однако визитной карточкой жостовской росписи остается букет. Реально существующие и рожденные фантазией художника цветы собираются в букеты или располагаются венками и гирляндами на черном лаковом, цветном, металлизированном или перламутровом фоне. Роспись создается как блестящая импровизация на цветочные мотивы, поэтому повтор или стандартизация исключаются.

На промысле работают потомственные мастера, семейные династии, есть свои формы обучения преемственности художественного ремесла.

Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года промысел включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

«Холуйская лаковая живопись»

В старинном русском поселке Холуй живут потомки иконописцев, а в настоящее время художники лаковой миниатюры на папье-маше. Опираясь на каноны древнерусского изобразительного искусства, традиционные технологии русских художественных лаков, холуйские мастера сумели создать особую манеру живописи, сделать свои произведения - шкатулки, коробочки, броши, декоративные панно оригинальными, живописными, занимающими достойное место в искусстве лаковой миниатюры.

Холуйские художественно-промышленные мастерские были созданы в 1993 году на базе художественной артели, существовавшей с 1934 года.

Холуйская миниатюра выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. В росписи используются фольклорные, исторические, бытовые мотивы, в которых стилизованные фигуры изображаются на фоне условно-декоративного пейзажа.

На промысле работают известные мастера и художники, творческие успехи которых отмечены международными наградами, в том числе Серебряной медалью на Международной выставке в Брюсселе. Многие из них удостоены почетных званий народных и заслуженных художников Российской Федерации, лауреатов Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина.

«Мстерская вышивка»

«Мстерская вышивка» - одно из старейших в России предприятий народных промыслов с богатейшими традициями художественной вышивки.

Искусство вышивальщиц Мстеры, известное с XVII века, не только сохранено, но и получило широкое развитие в современном декоративно-прикладном искусстве.

Одна из самых красивых и нарядных вышивок - белая гладь с изящными мелкими узорами растительного орнамента на тонких хлопчатобумажных тканях. Белая гладь - вышивка белыми нитками по белому полю - славится своими ажурными сетками, разделками, высоким качеством, не имеет лица и изнанки, одинаково красиво смотрится с обеих сторон. Мстерские мастерицы искусно создают самые сложные орнаменты, воспроизводят архитектурные формы и изображения человеческих фигур. Считается, что этой сложнейшей техникой (включающей до 200 различных разделок) владеют в совершенстве только вышивальщицы Мстеры.

Вышивка цветными нитками по тканям, цветная гладь, или так называемый «владимирский шов», в умелых руках мстерских мастериц удивляют сказочной красотой. Шов выполняется крупными стежками с преобладанием красного цвета.

В настоящее время и изысканная белая гладь, и цветная вышивка используются в изготовлении художественных изделий, нарядной одежды, белья, предметов интерьера.

Современные мастера промысла успешно продолжают художественные традиции мстерской вышивки, передают свой опыт молодым.

Изделия с мстерской вышивкой, демонстрировавшиеся на многих международных выставках, покорили ценителей прекрасного во всем мире. Произведения мастеров промысла украшают экспозиции ведущих музеев России и других стран.

«Ивановская строчевышивальная фабрика»

Ивановская народная вышивка издавна отличалась богатством орнаментальных мотивов и технических приемов исполнения. Характерными для промысла считаются орнаменты геометрические, состоящие из ромбов, квадратов, треугольников, розеток, и изобразительные - с включением женских фигур, всадников и птиц.

Промысел создан на базе Ивановской строчевой артели, организованной в 1943 году.

В ассортименте современных мастеров - женские блузы и платья, столовое и постельное белье, занавеси, настенные тематические панно с ручной и машинной вышивкой в стиле ивановской белой строчки по мелкой сетке.

Вышивка стала непременной чертой современной модной одежды. Усилилась выразительность орнаментальных решений вышивки, увеличилась сложность разработки фактуры, стали более разнообразными сочетания тканей и приемов вышивки.

Изделия промысла неоднократно демонстрировались на отечественных и международных выставках, отмечались премиями, медалями и дипломами, экспортировались в Канаду, Италию, Болгарию, Германию.

«Елецкие кружева»

Промысел «Елецкие кружева» - один из ведущих центров кружевоплетения России, существующий с середины ХIХ века.

Легкое и тонкое елецкое кружево с решеткой из квадратных ячеек отличается высоким уровнем исполнения. Характерные черты современного елецкого кружева - изысканность, разнообразие декоративного, в том числе растительного, орнамента.

Ассортимент продукции фирмы состоит из 250 наименований. Среди них как серийные, так и уникальные по замыслу и исполнению работы. Любителям кружева предлагаются созданные в лучших традициях елецкого кружевоплетения изделия: воротники, шляпы, пелерины, шарфы, шорты, жилеты и жакеты, свингеры, а также скатерти, панно, салфетки, дорожки и другие предметы, украшающие современный интерьер квартир, офисов, ресторанов, холлов. В 1937 году елецкие кружева впервые экспонировались за рубежом - на выставке в Вене, где получили высокую оценку. С тех пор изделия кружевниц неоднократно демонстрировались на всемирных выставках - в Париже (1937), Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970), и везде их ожидал успех. Елецкие кружева заслуженно отмечены дипломами, медалями и другими наградами. Многие отечественные и зарубежные музеи приобрели для своих экспозиций высокохудожественные коллекции елецких кружевниц.

«Снежинка»

Самобытный художественный промысел кружевоплетения возник в Вологде в XIX веке, хотя местные мастерицы владели искусством ажурного плетения уже в XVII веке. Профессиональные художники и квалифицированные кружевницы Вологодской кружевной фирмы «Снежинка» продолжают давние традиции плетения вологодского кружева. Скатерти, салфетки, дорожки, пелерины, воротники, сделанные руками кружевниц, а также строчевышитые и вязаные изделия являются произведениями подлинно народного искусства.

Узоры орнамента вологодского кружева, как парного, так и сцепного, традиционно состоят из ажурных ромбов, квадратов, вееров и овалов, объединенных с красивыми легкими розетками и плотными насновками.

За высокий художественный уровень и мастерство исполнения кружевницы промысла удостоены высоких наград: гран-при, больших золотых медалей и дипломов различных международных выставок и ярмарок. Изделия мастеров кружевоплетения постоянно экспонируются за рубежом. Многие кружевницы промысла удостоены почетных званий заслуженного художника Российской Федерации, лауреата Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина.

Фирма "Снежинка" готова заключить договоры с российскими и зарубежными потребителями и предлагает покупателям ассортимент, состоящий примерно из 300 наименований: мерные кружева, кружевные и строчевышитые изделия с применением различной вышивки, легкие платья, блузки, женские костюмы, дневные и ночные сорочки, детский ассортимент, постельное и столовое белье, а также модные, элегантные, комфортные вязаные изделия из льняной пряжи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: