По времени
- краткосрочные (2–6 ч),
- среднесрочные (12–15 ч),
- долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки
По комплексности (по предметно-содержательной области)
- монопроекты (в рамках одного предмета);
- межпредметные проекты.
По доминирующей деятельности учащихся
- практико-ориентированный
(нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика);
- исследовательский (научное исследование – лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос);
- информационный (сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории – результат в виде публикации)
- творческий (максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов – альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы)
- ролевой, игровой (наиболее сложен; структура часто только намечается и остается открытой до завершения работы; участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.)
По характеру контактов между участниками
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные;
- межрегиональные (в рамках одного государства);
- международные.
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1. погружение в проект;
2. организация деятельности;
3. осуществление деятельности;
4. презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы:
Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся)
|
1) проблему проекта;
2) сюжетную ситуацию;
3) цель и задачи
Осуществляют:
1) личностное присвоение проблемы;
2) вживание в ситуацию;
3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2 ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы):
4) организовать группы;
5) распределить амплуа в группах;
6) спланировать деятельность по решению задач проекта;
7) возможные формы презентации результатов
Осуществляют:
4) разбивку на группы;
5) распределение ролей в группе;
6) планирование работы;
7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Не участвует, но:
8) консультирует учащихся по необходимости;
9) ненавязчиво контролирует;
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию
Работают активно и самостоятельно:
8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
9) консультируются по необходимости;
10) «добывают» недостающие знания;
11) подготавливают презентацию результатов
4 ЭТАП — ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Принимает отчёт:
12) обобщает и резюмирует полученные результаты;
13) подводит итоги обучения;
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Демонстрируют:
12) понимание проблемы, цели и задач
13) умение планировать и осуществлять работу;
14) найденный способ решения проблемы;
|
15) рефлексию деятельности и результата;
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию «семья».
|
Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников:
• владение способами познавательной деятельности;
• умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;
• коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
• самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Тьютор (учитель, научный руководитель) считает, что необходимо помогать ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Он выделяет следующие умения для учителя в использовании метода проектного обучения:
• владеть самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;
• инициировать рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);
• предъявлять образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
• помогать ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;
• является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы и организовать работу над этими вопросами.
Ограничениями в использовании технологии проектного обучения является:
а) низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
б) низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
в) недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
г) нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
«Подводные камни» проектного обучения:
1. Всегда существует возможность переоценить результат проекта и недооценить его процесс (отсюда важно видеть все документы в портфолио, чтобы получить информацию о ходе работы).
2. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта – его превращение в реферат (важна собственная точка зрения, ее следует акцентировать).
3. При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем (поработать с аудиторией по какой-либо теме).
4. Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности (основные моральные принципы в проектной деятельности – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты).
Положительные черты проектного обучения
1. в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4. комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5. глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Важнейшим условием успешной проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе — все это требует не кабинетного, а содержательного оформления пространства основной школы.
Перечень возможных выходов проектной деятельности:
1. альбом,
2. анализ данных социологического опроса,
3. атлас,
4. бизнес-план,
5. видеофильм,
6. видеоклип,
7. выставка,
8. газета,
9. гербарий,
10. журнал,
11. законопроект,
12. игра,
13. инсценировка литературного произведения,
14. карта,
15. коллаж,
16. коллекция,
17. костюм,
18. макет,
19. модель,
20. музыкальная подборка,
21. музыкальное произведение,
22. мультимедийный продукт,
23. оформление кабинета,
24. праздник,
25. прогноз,
26. публикация,
27. путеводитель,
28. серия иллюстраций,
29. система школьного самоуправления,
30. сказка,
31. справочник,
32. сравнительно-сопоставительный анализ,
33. сценарий,
34. фотоальбом,
35. чертеж,
36. экскурсия.