Каковы задачи финансового контроля.
Основные задачи финансового контроля заключается в:
- проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- проверке соблюдения правил совершенствования финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
- выявление внутренних резервов производства;
- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплине.
Объясните принципы проведения финансового контроля.
Финансовому контролю как неотъемлемой частью финансовой деятельностью присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в конституции РФ и иных нормативно-правовых актах. Условно эти принципы можно разделить на две группы: общие и социальные.
К общим принципам относятся: законность, гласность, федерализм, плановость.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушениям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизией финансовой деятельности.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституции РФ разграничения компетенции Российской Федерации в области финансов.
Принцип планомерности в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системе финансово-плановых актов, структура которой, порядок составления, учреждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актов.
Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строиться и на соответствующих специфических принципах.
Независимость контроля должна быть обеспечена: - финансовой самостоятельностью контрольного органа; - более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органа контроля; - закреплением в конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контроллеров на основе строго установленных стандартов проведения резиновой работы.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контроллеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовых принципов вытекают специальные принципы, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и логичность предъявляемых контроллерами требований; неподкупность и доказательность информации, приведенной в акт проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых лиц; согласованность действий различных контролирующих органов.
Назовите методы проведения финансового контроля.
Можно выделить шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.
Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля бес применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.
Обследование – один из основных методов предварительного финансового деятельности.
Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики.
Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства.
В зависимости от различных оснований проверки подразделяется на: комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные.
Ревизия – комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан – предпринимателей.
Ревизую можно подразделить на: документальные и фактические; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические.
Финансово-экономическая экспертиза – проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период.
Какова классификация финансового контроля.
Финансовый контроль по времени проведения подразделяется на: предварительный, текущий (оперативный), последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершенствования финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения.
Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро-, так и на микро- уровне.
Как организована система государственного финансового контроля в РФ.
Каковы направления совершенствования государственного финансового контроля.
Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в частности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.