ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ




Ю1 985-6775-30-2

© Доронина К. М., 2006 © Оформление. ЧУП "Зорны верасень", 2006


ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

Недостатки произношения фонем имеют", как правило, различную природу и требуют дифференцированного лого­педического подхода.

Сущность логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогической коррекции.

Существуют три основных способа постановки и коррек­ции звукопроизношения: подражание, механическое воздей­ствие и третий способ - смешанный. При любом из назван­ных способов следует учитывать артикуляционное родство между фонемами и при их постановке или коррекции опи­раться на правильно произносимые родственные фонемы.

Логопедическое воздействие должно производиться сис­тематично и последовательно, с рациональным распределе­нием упражнений во времени и интервалов между ними. Дли­тельность занятий зависит от возраста и характера нарушения.

Большое место в коррекционной работе занимает арти­куляционная гимнастика, которая применяется чаще всего при постановке звуков.

Целью артикуляционной гимнастики является выработ­ка правильных, полноценных движений органов артикуля­ции, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения начинаются с укладов по подражанию, а при невозможности — с движений, произво­димых специальными логопедическими зондами, механичес­ким способом.

Проволочные зонды — щупы предназначены для меха­нического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи у лиц с различными по степени тяжести нарушениями звукопроизношения, в том числе глухих и слабослышащих.

■ Логопед просит ребенка произнести звук или слог, по­вторить его несколько раз и во время повторения при помо­щи зонда меняет артикуляционный уклад звука. В резуль-


тате получается другой звук или слог. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуля­ции только подчиняются действиям логопеда. Пассивные дви­жения постепенно переводятся в пассивно-активные, а за­тем в активные. После длительных тренировок органы артикуляции принимают необходимую позу без механичес­кой помощи.

Применение механических средств во многих случаях значительно облегчает задачу постановки звуков и позволя­ет экономить время. Однако не следует злоупотреблять ими и применять их тогда, когда тот же эффект может быть до­стигнут естественным путем — путем подражания.

Рассмотрим постановку звуков с помощью логопедичес­ких зондов.

Зонды №1,7,8,10 Технология постановки звука Р

., (рис. 1, 7, 8, 10)

1. Зонд вводят под язык. Прикосновения к нижней по­верхности передней части языка быстрыми движениями зон­
да вправо и влево вызывают колебания языка. Ребенок при
этом произносит ддд или т в быстром темпе при слегка от­
крытом в улыбке рте и смыкании языка с деснами верхних
резцов или альвеол.

2. Ребенок произносит звук ж протяжно без округления
губ с перемещением переднего края языка несколько впе­
ред, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук
произносится со значительным напором воздуха. В это вре­
мя зонд вводят под язык и быстрыми движениями вправо и
влево вызывают вибрацию.

3. Ребенок повторяет слот за с несколько удлиненным
произнесением первого звука з-з-за и перемещает переднюю
часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд и с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево.


Зонды №1,2,6,10

Технология постановки звука Ц

(рис. 1, 2, 6, 10)

Зондом логопед удерживает кончик языка ребенка у ниж­них резцов или помещает зонд между передней частью спин­ки языка и зубами и просит ребенка произнести слог та или сочетание согласных тс с сильным выдохом. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка надавливает на язык, слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в ре­зультате слышится слитный звук ц.

Зонды №1,8,5,6,10 Технология постановки звуков С и 3

(рис. 1,2,5,6,10)

Ребенок многократно произносит слог та, да. Логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком языка и слег­ка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую, выдыхаемая струя воздуха производит сви­стящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эф­фекта.

Для постановки звуков с и з следует использовать зонд

№ 10 (рис. 1б).

Зона №4 Технология постановки звука Л

(рис. 4).

Логопед просит ребенка произнести слог ля. Затем вво­дит зонд так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка и нажимает на язык вниз— вправо или влево. Зацепив зонд кончиком языка, язык прижать к верхним альвеолам и добиваться произнесения звука л.


Зонам №1,3,5, ю Технология постановки звука Ш

(рис. 1, 3, 5, 10)

1. Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед
вводит зонд под язык. С его помощью переводит кончик язы­ка в верхнее положение и регулирует степень его подъема
до появления нормально звучащего ш. Регулируя угол на­
клона и глубину введения зонда в рот, логопед находит та­
кое его положение, которое даст наилучший на данном эта­пе работы акустический эффект. Пока новая артикуляция
языка не будет закреплена, ребенку нельзя напоминать о
фонеме ш, показывать ему соответствующую букву или вклю­чать в упражнения слова, содержащие данную фонему.

Материалом упражнении, проделываемых с помощью зон­да, могут быть слоги са, со, се, сы; аса, асо, асе, асы; ас, ос, эс. Во всех случаях согласный должен произноситься протяжно.

2. Ребенок произносит слог ра, и в момент произнесения
логопед прикасается зондом к нижней поверхности языка,
чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении
ра слышится та.

Зонды №1,3,5,10 Технология постановки звука Ж

(рис. 1, 3, 5, 10)

При наличии фонемы з не трудно получить фонему ж с помощью зонда тем же способом, который был указан для постановки ш от с.

Зонды №1,3,5,10 Технология постановки звука Щ

(рис. 1, 3, 5, 10)

Ребенок несколько раз произносит слог си с протяжен­ным свистящим элементом: си-си. Затем логопед вводит зонд


под язык и в момент произнесения слогов слегка приподни­мает его, несколько отодвигая назад.,,

Зонды №1,3,5,10 Технология постановки звука Ч

(рис. 1, 3, 5, 10)

Ребенок произносит несколько раз слог атс или сочета­ние согласных тш с некоторым усилением выдоха на со­гласном элементе. В момент произнесения логопед с помо­щью зонда слегка отодвигает назад кончик языка.

Тот же эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподни­мает язык и несколько отодвигает его назад подложенным под него зондом — появится верхнее «ч», если же просто отодвигает, то нижнее.

Зонды №5,6,7,9 Технология постановки звука К

(рис. 5, 6, 7, 9)

Ребенок несколько раз произносит слог та. В момент произнесения логопед зондом постепенно отодвигает язык назад, надавливая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, затем ка.

Зокды№5,6,7,9 Технология постановки звука X

(рис. 5, 6, 7, 9)

Способ постановки звука *х> при помощи зонда аналоги­чен тому, с помощью которого ставится «к» от «т». Ребенка побуждают произнести слог сса, протягивая согласную фо­нему, а зондом нажимают на переднюю часть спинки язы­ка, удерживая его за нижними резцами.


Зонды №5,6,7,9 Технология постановки звука Г

(рис. 5, 6, 7, 9)

Фонема г ставится аналогично приему постановки к от т. При произнесении слога да вводится зонд, который на­жимает на язык и выгибает его, удерживается в таком поло­жении получения до слогов да, дя, гя, га.

Зонды № 5,6,7,9 Технология постановки звука Й

(рис. 5, 6, 7, 9)

Механический способ постановки «а» от фонемы «з> ана­логичен тому-, как фонема «х* ставится от «с», но с той разницей, что завершающим является не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протя­гивая согласную фонему) и нажимают, зондом на самую пе­реднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между за и ока. Затем зонд продвигается несколько глубже, пока не будет услышано четкое йа. Далее предлага­ются сочетания зо, зу, зе; азо, азу, азе, получаются слоги йо(е), йу(ю), йе(е), ае, аю, ае.

Комплект логопедических зондов может использоваться и для проведения массажа у лиц с дизартрическими рас­стройствами.

Логопедический массаж — часть комплексной логопе­дической работы, направленной на коррекцию речевых рас­стройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необхо­димым условием эффективности логопедического воздей­ствия. При преодолении артикуляторных нарушений ло­гопедический массаж применяется наряду с пассивной,
пассивно-активной и активной артикуляционной гимнас­тикой..


Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка.

При массаже языка дополнительно могут использовать­ся такие приспособления, как постановочные (рис 1, 7, 8, 10) или массажные (рис. 11—18) зонды (последние разрабо­таны Е. В. Новиковой).

При использовании логопедических зондов массажные движения выполняются в трех направлениях:

горизонтальном: от кончика к корню языка и наоборот;

вертикальном: ритмичное надавливание на язык;

поперечном: направление справа налево и обратно по каж­дой половине языка. Массаж подъязычной уздечки 7.

Воздействие осуществляется с помощью следующих дей­ствий: поглаживание, штрихование, рубление, надавливание, вибрация (легкая и сильная), постукивание, ввинчивание.

В этом случае при выполнении массажных движений следует учитывать, что:

при расслабляющем массаже движения должны быть легкими (поглаживание, легкое надавливание и легкая виб­рация);

при активизирующем массаже, напротив, движения дол­жны быть энергичными (штрихование, рубление, надавли­вание, сильная вибрация, постукивание, ввинчивание).

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, наоборот, повысить его при вялых парезах артикуляци­онной мускулатуры, помогает формированию и осуществле­нию активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Таким образом, комплект логопедических зондов может быть использован как в подготовительной работе к массажу в наиболее сложных случаях, так и при постановке звуков традиционными способами.




П5±5

Янс-АЗондПЗ


   
   
   

АЧС//.ЗОНАМ1




 

133±5

Рис. /5-ЗондМЗ

Рис. и. Зона МЛ


Настоящие технические условия распространяются на зон­ды логопедические, в дальнейшем — зонды, предназначен­ные для эксплуатации на внутреннем рынке и для экспорта. Климатическое исполнение зондов по ГОСТ 15150-УХЛ, ка­тегория размещения 4.2.

Зонды применяются в качестве вспомогательных логопе­дических инструментов для правильной постановки звуков и используются в медицине и в педагогике.

В зависимости от возможных последствий отказа, зонды являются изделиями класса Г, от воспринимаемых механи­ческих воздействий,— изделиями группы 2 по ГОСТ 20790.

Перечень документов, на которые даны ссылки в настоя­щих технических условиях, приведены в приложении А.

Обозначение зондов при заказе и в документации друго­го изделия:

«Зонд логопедический Ш. ТУ РБ 6004114219,001-2003».

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. Основные параметры и характеря производить упаковку зондов в пакеты из полиэти леново й пленки по ГОСТ 10354. Пакеты должны быть заварены. Этикетку наклеивают на потребительскую тару либо вкладывают в полиэтиленовый пакет вместе с изделиями.


1.1. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

1.1.Проверку внешнего вида зондов (п. 1.6) проводят ви­зуально. При внешнем осмотре зонды должны соответство­вать указанным требованиям.

1.2.Проверку коррозионной стойкости зондов (п. 1.7) про­
водят методом кипячения в воде по ГОСТ 19126. Зонды счи­тают выдержавшими испытания, если на их поверхности не
обнаруживаются темные (коррозионные) пятна.

1.4.Устойчивость зондов к многократной дезинфекции,
пред- и стерилизационной обработке (п. 1.1.8) контро

class=WordSection8>

1.7. лиру­ется пятью циклами испытаний с интервалом (15 ± 2) мин.
Цикл включает:

1.7.дезинфекцию путем погружения в 4%-ный раствор пероксида водорода по ГОСТ 177 при температуре не менее 18 "С на 90 (+5) мин;

1.8.предстерилизационную очистку в растворе с применени­ем моющего препарата типа «Биолог» (ТУ 18 РСФСР 718) при температуре 40 (+5) 'С в течение 15,0 (+1,0) мин;

1.9.стерилизацию в течение 180 (±5) мин в 6%-ном растворе пероксида водорода по ГОСТ 177 при температуре 60 (±2) °С.

1.10.После каждой обработки зонды промывают проточной водой в течение 5 мин.

1.10.После испытаний на изделиях не должно быть пятен коррозии.

1.11.Допускается проводить очистку, стерилизацию и дезин­фекцию другими средствами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь, соглас­но методическим и эксплуатационным документам на них.

9. Методы испытаний зондов на тепло-, холодо- и влагоустойчнвость при эксплуатации, транспортировке я хране­нии (п. 1.9) — по ГОСТ 19126. Время выдержки зондов в камерах тепла и холода — по 4 ч, в камере влажности — 48 ч. Время выдержки при всех испытаниях учитывается с момента достижения требуемого режима.


Результаты испытаний считают положительными, если по окончании каждого вида испытаний зонды не изменили форму и на изделиях отсутствуют коррозионные пятна.

10. Испытания комплектов зондов на устойчивость к
механическим воздействиям (п. 1.10) следует проверять по
ГОСТ 20790 для изделий группы 2.

После испытаний не должно быть механических повреж­дений зондов.

4.1.Проверку среднего срока службы зондов (п. 1.11)
проводят методом подконтрольной эксплуатации изделий
установочной партии в соответствии с РД 50-707. Призна­ком предельного состояния зондов является появление пя­тен коррозии, механических поломок.

Проверну комплектности (п. 2), маркировки (п. 3) и
упаковки (п. 4) проводят визуально,

class=WordSection9>

путем внешнего осмот­ра и сличения с конструкторской документацией.

6.ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ

6.Зонды транспортируются всеми видами закрытого
транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов,
действующими на данном виде транспорта, прц этом усло­
вия транспортировки — 5 (ОЗК4), по ГОСТ 15150.

7.Условия хранения зондов— 1 (Л) по ГОСТ, 15150.

7.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.■■."■'?■.'■■;■. ■■<:.!'■. •. • '■

8.Изготовитель гарантирует соответствие зондов требо­ваниям настоящих технических условий при соблюдении
потребителем условий эксплуатации, транспортировки и
хранения.

Гарантийный срок эксплуатации — 12 месяцевукторской документацией.

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ

Зонды транспортируются всеми видами закрытого
транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов,
действующими на данном виде транспорта, прц этом усло­
вия транспортировки — 5 (ОЗК4), по ГОСТ 15150.

Условия хранения зондов— 1 (Л) по ГОСТ, 15150.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

■■."■'?■.'■■;■. ■■<:.!'■. •. • '■

Изготовитель гарантирует соответствие зондов требо­ваниям настоящих технических условий при соблюдении
потребителем условий эксплуатации, транспортировки и
хранения.

Гарантийный срок эксплуатации — 12 месяцевукторской документацией.

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ

Зонды транспортируются всеми видами закрытого
транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов,
действующими на данном виде транспорта, прц этом усло­
вия транспортировки — 5 (ОЗК4), по ГОСТ 15150.

Условия хранения зондов— 1 (Л) по ГОСТ, 15150.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

■■."■'?■.'■■;■. ■■<:.!'■. •. • '■

Изготовитель гарантирует соответствие зонд ов требо­ваниям настоящих технических условий при соблюдении
потребителем условий эксплуатации, транспортировки и
хранения.

Гарантийный срок эксплуатации — 12 месяцевукторской документацией.

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ

Зонды транспортируются всеми видами закрытого
транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов,
действующими на данном виде транспорта, прц этом усло­
вия транспортировки — 5 (ОЗК4), по ГОСТ 15150.

11.Условия хранения зондов— 1 (Л) по ГОСТ, 15150.

11.ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

11.■■."■'?■.'■■;■. ■■<:.!'■. •. • '■

11.Изготовитель гарантирует соответствие зондов требо­ваниям настоящих технических условий при соблюдении
потребителем условий эксплуатации, транспортировки и
хранения.

12.Гарантийный срок эксплуатации — 12 месяцевукторской документацией.

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ

1. Зонды транспортируются всеми видами закрытого
транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов,
действующими на данном виде транспорта, прц этом усло­
вия транспортировки — 5 (ОЗК4), по ГОСТ 15150.

2. Условия хранения зондов— 1 (Л) по ГОСТ, 15150.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

■■."■'?■.'■■;■. ■■<:.!'■. •. • '■

1. Изготовитель гарантирует соответствие зондов требо­ваниям настоящих технических условий при соблюдении
потребителем условий эксплуатации, транспортировки и
хранения.

2. Гарантийный срок эксплуатации — 12 месяцев с мо­мента продажи.

3. Гарантийный срок хранения — 3 года с момента изго­товления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: