В качестве рекомендации совершенствования процесса исследования товарного рынка предлагается создание на предприятии отдела по маркетингу, который будет заниматься непосредственно проведением исследований в области товарного рынка.
Служба маркетинга на ООО «Хабаровск-трейд» должна охватывать такие виды деятельности как:
- Глубокое и всестороннее научно-практическое исследование рынка и экономической конъюнктуры. Анализу подлежат:
§ Емкость рынка;
§ Система ценообразования и ценовая динамика;
§ Потребительские свойства товара;
§ Особенности построения и методов работы фирм-партнеров;
§ Каналы сбыта;
§ Стимулирование продаж;
§ Специфика коммерческой работы;
§ Производственно-сбытовые возможности самого предприятия (развитие товарного ассортимента, ревизия производственных мощностей, ревизия организации снабжения, ревизия научно-технического потенциала предприятия);
§ Структура и уровень квалификации кадров;
§ Финансовые возможности.
- Прогнозирование развития и затухания потребительских предпочтений на производимые фирмой товары или услуги.
- Планирование программ:
§ Освоения новых рынков;
§ Внедрения новых продуктов или услуг;
§ Расширения границ старых рынков;
§ Использования и внедрения прогрессивных технологий производства;
§ Сотрудничества с зарубежными партнерами;
§ Вывода своей продукции на зарубежный рынок;
§ Привлечения инвестиций в разработку новинок, развитие компании.
- Разработка и составление маркетинговой стратегии и программ.
- Осуществление товарной политики. Входит в маркетинг-микс (комплекс из товарной политики, ценовой политики, сбытовой и коммуникационной политики). Планирует виды и ассортимент товаров, качественные и количественные показатели, уровень конкретных запасов потребителей.
|
- Ценовая политика.
- Сбытовая политика. Формирование и планирование каналов сбыта.
- Коммуникационная политика. Все виды рекламы, предпродажное и послепродажное обслуживание.
- Организация маркетинговой деятельности. Создание маркетинговых подразделений по функциям маркетинговой деятельности, по продукту, по регионам.
- Контроль маркетинговой деятельности. Контроль за выполнением маркетинговых программ.
В приложении 10 представлено разработанное положение об отделе маркетинга на предприятии ООО «Хабаровск-трейд».
На рис. 7 представлена предлагаемая структура отдела маркетинга для ООО «Хабаровск-трейд».
Выбор данной схемы отдела маркетинга обусловлен тем, что это пример базовой модели, широко используемой на практике большинства предприятий.
Рис. 7. Организационная структура предлагаемого отдела маркетинга для ООО «Хабаровск-трейд»
Структурные взаимосвязи отдела маркетинга с подразделениями предприятия можно изобразить следующей схемой на рис. 8.
Рис. 8. Структурные взаимосвязи отдела маркетинга
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.
Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
|
Крупное производственное или торговое предприятие может позволить себе иметь в составе маркетинговой службы подразделение, функцией которого будет организация и проведение маркетинговых исследований. Средние и тем более малые предприятия не располагают такими возможностями и либо ограничиваются небольшими подразделениями в несколько человек, либо прибегают к совмещению профессий, поручая одному из сотрудников, выполняющему какие-либо функции маркетинга, проведение исследовательской работы.
Основным видом деятельности ООО «Хабаровск-трейд» является розничная торговля жалюзи в городе Хабаровске.
Целью деятельности ООО «Хабаровск-трейд» является осуществление коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли непродовольственными товарами.
Рынку жалюзи в городе Хабаровске нет еще и двух лет. Охарактеризуем структуру рынка жалюзи г. Хабаровска. На рынке жалюзи работают 8 фирм. Помимо торговли жалюзи данные фирмы реализовывают офисную мебель свободной комплектации, пластиковые окна, витражи, входные группы, перегородки, алюминиевые двери и двери из натурального дерева, подоконники.
В ближайшем периоде намеченная тенденция роста цены особенно не изменится, если не произойдет значительных изменений в деятельности фирмы, а также существенных изменений курса доллара.
Емкость рынка для фирмы «Хабаровск- трейд» в среднем в месяц составляет 300м2, при поступлении больших объемов заказов данная цифра может быть больше. Цена в I полугодии на солнцезащитные матерчатые жалюзи может достигнуть по прогнозным расчетам 250 рублей. Частные проблемы на рынке жалюзи характеризуются несоответствием между собой спроса и предложения.
|
В качестве рекомендации совершенствования процесса исследования товарного рынка предлагается создание на предприятии отдела по маркетингу, который будет заниматься непосредственно проведением исследований в области товарного рынка.
Список литературы
1. Аристархова Н. Маркетинг рынка предметов потребления// Маркетинг. – 2002. - № 6. - с. 24-30
2. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2003. – 804 с.
3. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001. – 219 с.
4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
5. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка. М.: Русская Деловая Литература, 2004.-416 с.
6. Благаев В.И. Маркетинг в определениях и примерах. – СПб.: Двадцатый трест, 2003.-377с.
7. Бревнов А.А. Маркетинг малого предприятия: Практическое пособие.-К.: ВИРА –Р, 2003.-384 с.
8. Быховский Е. Изгой российской экономики//Кожевенная обувная промышленность. – 2003.- № 4. - с.8-17
9. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований//Маркетинг. – 2002. - № 4. - с.31-42
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2003.-464 с.
11. Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд//маркетинг. – 2002. - № 4. - с. 19-23.
12. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2004.-285 с.
13. Дуровин А.П. Маркетинг предпринимательской деятельности. – Минск.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2003.-464 с.
14. Жуков В. Перспективы развития легкой промышленности и обувной отрасли: состояние производства обуви, импорт, экспорт//Кожевенно-обувная промышленность. – 2003. - № 6. - с.8-14
15. Жуков В. Рынок товаров легкой промышленности// Кожевенно-обувная промышленность. – 2002. - № 7. - с.5-9
16. Карпов В. Маркетинговое исследование рынка// Маркетинг. – 2004. - № 6. - с.78-88
17. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.-176 с.
18. Комплексная диагностика ОАО «Курская обувь». По состоянию на 15.07.2003 г. Виамекс Консалтинг. Москва, 2003
19. Короткий Ю. Формализация подхода к маркетинговым исследованиям//Маркетинг. – 2001. - № 1. - с. 65-70
20. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2002.-698 с.
21. Кротов А. Сегментация по важности свойств продукта// Маркетинг. – 2004. - № 8. - с. 30-55
22. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.-519 с.
23. Лебедев О.Т., Филипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 2002.-224 с.
24. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник.-М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2002.-398 с.
25. Попов Е. Планирование маркетинговых исследований на предприятии//Маркетинг. – 2004. - № 1. - с. 101-108
26. Романов А.Н., Корлютов Ю.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Банки и Биржи, 2003.-560 с.
27. Стратегический план маркетинга ОАО «Обукс» за 2004 год
28. Уткина Э.А. Маркетинг.-М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» Изд-во ЭКМОС, 2003.-320 с.
29. Худокорнов А.Г. Академия рынка: Маркетинг. Пер. с фр. А. Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар. – М.: Экономика, 2003.-572 с.
Приложения
Приложение 1
Рис. 1. Организационная структура управления ООО «Хабаровск-трейд»
Приложение 2
Таблица 1
Показатели работы предприятия
Показатели | 2002г. | 2003г. | темп роста, % | 2004г. | темп роста 2003-2004г. |
Численность персонала, чел. | 10,0 | 320,0 | |||
Торговый персонал, чел. | 25,0 | 420,0 | |||
Среднегодовая стоимость | 72,8 | 48,6 | |||
Осн. фонды, тыс. руб. | |||||
Материальные затраты, тыс. руб. | 187,5 | 65,4 | |||
Фондоотдача | 0,8 | 1,5 | 187,5 | 2,7 | 180,0 |
Производительность труда, тыс. руб. | 142,0 | 99,5 | |||
Рентабельность продукции, % | 7,4 | 1,7 | 23,0 | 3,6 | 211,8 |
Рентабельность торговли, % | 5,9 | 2,6 | 44,1 | 9,2 | 353,8 |
Затраты на 1 руб. продукции | 0,92 | 0,95 | 103,3 | 0,92 | 96,8 |
Приложение 3
Таблица 2
Вопрос | ответ |
1. Уровень образования | Все уровни, но в основном высшее |
2. Географический регион | Центральная часть и окраины города |
3. Жители сельской местности, пригородов, горожане | Горожане, жители пригородов |
4. Этническая группа | Все национальности |
5.Частные клиенты, фирмы, предприятия | Частные клиенты, фирмы, предприятия |
6. Уровень дохода | Клиенты со средним и высоким доходом |
7. Возрастная группа | От 17 - 65 лет |
8. Стиль жизни | Управленческий персонал и служащие, предпочитающие быстрое и качественное обслуживание на высоком уровне |
9. Покупательская способность | Используют услуги фирмы (магазина) во время ремонта, обновления интерьера офиса или других помещений, а также при благоустройстве рабочих мест после сдачи помещений в эксплуатацию и создании новых фирм (предприятий). |
10. Потребительская способность | Носит «разовый характер», так как клиенты (фирмы, предприятия) приобретают жалюзи во время ремонта, обновления интерьера, при благоустройстве рабочих мест после сдачи помещений в эксплуатацию или при создании фирмы. |
Приложение 4
Анкета для физических и юридических лиц.
Фирма «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД»
Уважаемые дамы и господа!
Фирма «ХАБАРОВСК-ТРЕЙД» свыше пяти лет изготавливает жалюзи и является одним из крупнейшим в СНГ производителем и продавцом этой модной, пользующейся спросом продукцией. Совсем недавно, с 1 августа 1998 г., представитель нашей фирмы начал работать на рынке жалюзи в г. Хабаровске. И нам очень интересно, чем живет хабаровский потребитель жалюзи, какие жалюзи и услуги Вас интересуют, какой имидж сложился у нашей фирмы. Мы предлагаем ответить на ряд вопросов, ставя галочки в квадрат напротив ответов. Ваши пожелания и предложения, не отраженные в анкете, Вы можете написать на обратной стороне.
Заполненные анкеты просим высылать по почте на адрес: 625000, г.Хабаровск, а/я 5231 или приносить в фирму «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД» по адресу: ул. Ленина, 35 (адм. Здание «Мангазея»).
ВНИМАНИЕ! СЮРПРИЗ! Если Вы приносите анкету лично в фирму до 5 ноября 2005 г. и при этом оформите заказ, то:
1. При заказе объемом 50-100 м2 получите скидку от 5%-10% от стоимости заказа.
2. При заказе объемом свыше 100 м2 получите скидку 13% от стоимости заказа.
3. Можете бесплатно воспользоваться предоставляемыми услугами по установке жалюзи.
Приглашаем в нашу фирму, желаем удачных покупок.
1. Какие вы предпочитаете жалюзи?
вертикальные;
горизонтальные;
роль - ставни.
2. С какой раздвижкой?
слева;
справа;
c центра.
3. Из какого материала?
из пластика;
из алюминия;
из дерева;
из материала.
4. Где вы считаете лучше использовать жалюзи?
на предприятии (в офисе);
в домашнем интерьере.
5. Ваш доход?
от 1000 - 3000 руб.;
от 3000 - 5000 руб.;
выше 5000 руб..
6. К какому полу вы относитесь?
женский;
мужской.
7. Ваш социальный статус?
руководитель предприятия;
руководитель фирмы;
руководители служащих;
домохозяйки;
студент;
служащие.
8. К какой возрастной группе вы относитесь?
от 17 - 28 лет;
от 28 - 55 лет;
больше 55 лет.
9. Где вы читали или слышали информацию о фирме «ПРОМА»?
ТВ реклама;
в радиорекламе;
газетная реклама;
прямая почтовая;
от друзей и знакомых;
щитовая реклама.
10. Какую форму оплаты при заказе жалюзи вы предпочитаете?
предоплату в размере 100%;
предоплату в размере 50%;
оплату после изготовления жалюзи или приобретения.
11. Что Вам нравится в нашей фирме?
ассортимент;
сервисное обслуживание;
режим работы;
место расположения;
скидки при значительном объеме заказа;
цены.
12. В какое время вы предпочтете покупать жалюзи?
во время сезонной скидки;
в любое время года
13. Как вы расположите по важности в порядке убывания параметры при выборе жалюзи? (пронумеруйте арабскими цифрами)
материал;
расцветка;
долговечность;
вид жалюзи;
экологичность;
прочность;
типы размеров.
14. Вы хотели бы видеть в фирме «ПРОМА» более широкий ассортимент?
жалюзи из пластика;
жалюзи из дерева;
алюминиевые рольставни;
жалюзи из ткани.
15.Что вам не нравится в фирме «ПРОМА»?
ассортимент;
сервисное обслуживание;
режим работы;
место расположения;
скидки при значительном объеме заказа;
цены.
16. Какие виды услуг вы хотите получать в нашем салоне?
доставка на дом заказа;
другое ______________________________.
Приложение 5
Таблица 3
по уровню дохода | ||||||
Вопросы, варианты ответов | до 1000 руб. | от 1000 руб. - 3000 руб. | от 3000 руб. и выше | |||
кол-во | уд. вес | кол-во | уд. вес | кол-во | уд. вес | |
1.Какие вы предпочитаете жалюзи? вертикальные; горизонтальные; роль - ставни. | 0,6 0,33 0,07 | 0,47 0,17 0,36 | 0,53 0,35 0,12 | |||
1.ВСЕГО | ||||||
2.С какой раздвижкой? слева; справа; c центра | 0,33 0,2 0,47 | 0,37 0,2 0,43 | 0,38 0,19 0,43 | |||
3.Из какого материала? из пластика; из алюминия; из дерева; из материала. | 0,2 0,07 0,33 0,4 | 0,24 0,12 0,25 0,39 | 0,2 0,08 0,32 0,4 | |||
4.Где вы считаете лучше использовать жалюзи? на предприятии (в офисе); в домашнем интерьере. | 0,6 0,4 | 0,6 0,4 | 0,52 0,48 | |||
6.К какому полу вы относитесь? женский; мужской. | 0,27 0,73 | 0,49 0,51 | 0,17 0,83 | |||
7. Ваш социальный статус? руководитель предприятия; руководитель фирмы; руководители служащих; домохозяйки; студент; служащие. | - - - - - - | - - - - - | - - - | 0,09 0,28 0,63 | ||
8. К какой возрастной группе вы относитесь? от 17 - 28 лет; от 28 - 55 лет; больше 55 лет. | - - | 0,32 0,5 0,12 | 0,17 0,48 0,35 | |||
9. Где вы читали или слышали информацию о фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД»? ТВ реклама; в радиорекламе; газетная реклама; прямая почтовая; от друзей и знакомых; щитовая реклама. | 0,13 0,4 0,2 0,27 | 0,26 0,22 0,13 0,36 0,03 | 0,21 0,14 0,07 0,52 0,06 | |||
10. Какую форму оплаты при заказе жалюзи вы предпочитаете? предоплату в размере 100%; предоплату в размере 50%; оплату после изготовления жалюзи или приобретения. | 0,13 0,27 0,6 | 0,19 0,26 0,55 | 0,4 0,17 0,43 | |||
11. Что Вам нравится в нашей фирме? ассортимент; сервисное обслуживание; режим работы; место расположения; скидки при значительном объеме заказа; цены. | 0,27 0,13 0,07 0,13 0,07 0,33 | 0,29 0,15 0,09 0,05 0,19 0,23 | 0,26 0,1 0,04 0,03 0,14 0,43 | |||
12. В какое время вы предпочтете покупать жалюзи? во время сезонной скидки; в любое время года | 0,73 0,27 | 0,66 0,34 | 0,76 0,24 | |||
13. Как вы расположите по важности в порядке убывания параметры при выборе жалюзи? (пронумеруйте арабскими цифрами) материал; расцветка; долговечность; вид жалюзи; экологичность; прочность; типы размеров. | 0,2 0,33 0,07 0,2 0,07 0,07 0,07 | 0,23 0,3 0,07 0,19 0,06 0,05 0,1 | 0,2 0,32 0,09 0,19 0,05 0,04 0,11 | |||
14. Вы хотели бы видеть в фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД» более широкий ассортимент? жалюзи из пластика; жалюзи из дерева; алюминиевые рольставни; жалюзи из ткани. | 0,27 0,33 0,13 0,27 | 0,2 0,36 0,12 0,32 | 0,23 0,34 0,12 0,31 | |||
15.Что вам не нравится в фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД»? ассортимент; сервисное обслуживание; режим работы; место расположения; скидки при значительном объеме заказа; цены. | 0,13 0,6 0,27 | 0,26 0,66 0,08 | 0,17 0,29 0,54 | |||
16. Какие виды услуг вы хотите получать в нашем салоне? доставка на дом (предприятие) заказа; другое | 0,53 0,47 | 0,67 0,33 |
Приложение 6
Таблица 4
Вопрос №8/ варианты ответа | Женщины, количество человек | ||||
Где вы читали или слышали рекламу о фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД»: | студентки | домохозяйки | служащие | руководители служащих | всего, кол-во чел. (%) |
1) от друзей и знакомых; 2) радиореклама; 3) ТВ реклама; 4) прямая почтовая; 5) щитовая реклама; 6) газетная реклама. | 51 (32,4) 35 (22,1) 43 (27,2) 4 (2,5) 25 (15,8) | ||||
ИТОГО: | 158 (100) |
Приложение 7
Таблица 5
Вопрос №8/ варианты ответа | Мужчины, кол-во человек | |||||
Где вы читали или слышали рекламу о фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД»: | студенты | руководители фирм | руководители служащих | руководители предприятий | служащие | всего кол-во чел. (%) |
1) от друзей и знакомых; 2) радиореклама; 3) ТВ реклама; 4) прямая почтовая; 5) щитовая реклама; 6) газетная реклама. | 78 (46,72) 31 (18,56) 39 (23,35) 6 (3,59) 13 (7,78) | |||||
ИТОГО: | 167 (100) |
Приложение 8
.Таблица 7
Параметры | Значение параметра | |||||
фирма 1 фирма «Хабаровск- трейд» | фирма 2 салон «ЮСЕАЛ» | фирма 3 «Пластконструкция» | фирма 4 АО ТМК «Гермес» | фирма 5 TRE CoLtd | Вес параметра | |
расцветка | 0,31 | |||||
экологичность | 0,07 | |||||
долговечность | (10+3+8+8)/4=7.25 | (10+3+8)/3=7 | (10+3+8)/3=7 | (8+3)2=5,5 | (3+10)/2=6,2 | 0,06 |
типы размеров | 0,07 | |||||
вид жалюзи | 0,17 | |||||
прочность | (10+10+9+5)/4=8.5 | (9+5+10)/3=8 | (9+5+10)/3=8 | (10+5)/2=7.5 | (9+5)/2=7 | 0,05 |
вид материала | 0,27 | |||||
ИТОГО |
Приложение 9
Таблица 9
Показатели | Фирма 1 | Фирма 2 | Фирма 3 | Фирма 4 | Фирма 5 |
1.Ценовая конкуренция 1.1.Соотношение уровня цен с ценами на аналогичную продукцию | + | + | - | - | + |
1.2. Привлекательность для потребителей системы скидок. 1.2.1.Эффективность системы скидок от партии. | + + | - + | + + | - + | - + |
2. Качество продукции 2.1. Удобства, связанные с процессом покупки 2.2. Удобства, связанные с процессом оплаты 2.3. Престижность продукции, имидж фирмы и товарного знака. 2.4. Минимизация сроков изготовления жалюзи | - + + + | + - + + | + - - + | - + + + | + - + + |
3. Конкурентоспособность систем сбыта, реклам и обслуживания. 3.1. Удобство для потребителей системы сбыта. 3.2. Эффективность рекламы 3.3. Удобство и надежность системы обслуживания. 3.3.1. Удобство и надежность системы гарантийного обслуживания. Удобство и надежность системы сервисного обслуживания. | + - + + + + | + + - + + + | + - + + + + | + - + + + + | - - - + + + |
ВСЕГО |
Приложение 10
Положение об отделе маркетинга
1. Общие положения
Общая цель предприятия: развитие предприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путем осуществления эффективной производственно-сбытовой деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли. Цели и задачи отдела маркетинга направлены на достижения общих целей предприятия.
2. Цели и задачи отдела маркетинга
Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Главные задачи отдела маркетинга:
- оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
- совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
- разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
- оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
3. Структура отдела маркетинга
Организационная структура управления отделом маркетинга, в основу которой положен товарно-функциональный принцип, имеет следующий вид.
Отдел маркетинга наряду с отделом сбыта, подчинен заместителю директора по коммерческим вопросам.
За выполнение отдельных функции маркетинга отвечают группа маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности (группа 1) и группа продвижения товара и доведения его до потребителя (группа 2).
Эти группы (1 и 2), помимо участия в выработке и непосредственной реализации маркетинговой политики, выполняют по заказу руководителей товарных групп отдельные виды маркетинговой деятельности, а также ведут информационную базу по всем товарам.
Управляющие, ответственные за маркетинг отдельных групп товаров (руководители товарных групп), при участии сотрудников групп 1 и 2 вырабатывают и реализуют маркетинговую политику относительно соответствующих товарных групп, а также товаров, входящих в их состав.
В состав группы 1 входят: руководитель группы, старший аналитик-исследователь, аналитик-исследователь и экономист-аналитик (всего 4 человека).
В состав группы 2 входят: руководитель группы, аналитик по продвижению товара, аналитик по сбыту (всего 3 человека).
Таким образом, общая первоначальная численность отдела маркетинга, включая начальника отдела и руководителей товарных групп, составляет 12 человек.
4. Функциональные обязанности (должностные инструкции) руководителей и сотрудников отдела маркетинга
Начальник отдела маркетинга:
- определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, установленных “Положением об отделе маркетинга предприятия”, а также на основе указаний директора предприятия и зам. директора по коммерческим вопросам; несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела;
- определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач;
Руководитель группы 1
Руководитель группы маркетинговых исследований, анализа и планирования осуществляет следующие исследовательские и исполнительские функции:
- организует и принимает личное участие в изучении общего состояния и конъюнктуры рынков и тенденций их развития (как в региональном, так и отраслевом разрезах);
- организует и принимает личное участие в проведении социологических исследований по изучению потребностей и отношения потребителей и торговых посредников к продукции предприятия;
Старший аналитик-исследователь:
- осуществляет прогнозирование и моделирование рыночных ситуаций;
- организует и лично совместно с экономистом-исследователем этой группы участвует в проведении маркетинговых исследований, анализе и планировании маркетинговой деятельности;
Экономист-аналитик:
- осуществляет оперативный экономический анализ текущей маркетинговой деятельности, в частности, анализ хода продаж, его соответствия плановым показателям, изучает причины отклонений хода продаж от плана и вносит в них коррективы,
- на основе статистической экономической информации и результатов специальных исследований осуществляет анализ и прогнозирование развития рынка строительных материалов и покрытий,
Руководитель группы 2:
- организует и принимает личное участие в выборе и реализации отдельных методов продвижения товаров;
- представляет начальнику отдела маркетинга предложения о проведении рекламных кампаний, их сроках, объемах, средствах ведения;
Аналитик по продвижению товара:
- разрабатывает при участии руководителей товарных групп тексты рекламных материалов (тексты рекламных сообщений, фотографии, технические рисунки, схемы и т.п.) н деловые письма по продвижению товаров;
- осуществляет с помощью специалистов из других подразделений предприятия и руководителей товарных групп техническое редактирование текстов рекламных сообщений;
Аналитик по сбыту:
- организует совместно с сотрудниками отдела сбыта оперативный сбор информации, касающейся сбыта продукции;
- организует и осуществляет совместно с сотрудниками отдела сбыта анализ хода продаж по всем регионам и сегментам рынка строительных материалов и покрытий;
Руководитель товарной группы:
- организует и проводит исследование товарного ассортимента и потребительских свойств выпускаемых товаров;
- осуществляет выявление основных тенденций развития производства (технического уровня, технологии, структуры издержек производства и пр.);
5. Распределение обязанностей по выполнению отдельных функций маркетинга. Взаимоотношения отдела маркетинга с другими подразделениями предприятия
1. Функция - проведение маркетинговых исследований
2. Функция - изучение потребителей
3. Функция - изучение конкурентов
4. Функция - определение номенклатуры выпускаемой продукции и направлений ее развития
5. Функция - оценка и выбор каналов сбыта и торговых посредников
6. Функция - заключение договоров с конечными потребителями и торговыми посредниками
7. Функция - продвижение продукта (организация рекламной кампании, выставок и демонстраций, деятельности по стимулированию сбыта; персональная продажа; связь с общественностью)
8. Функция - разработка стратегических и оперативных планов маркетинга
9. Функция - повышение квалификации сотрудников в области маркетинга
10. Функция - проведение внутренней ревизии (выявление сильных и слабых сторон) маркетинговой деятельности на предприятии