Информационное обеспечение в сфере охраны окружающей среды (обеспечение экологической информацией). Понятие обеспечения экологической информацией как деятельности по упорядочению существующих и организации новых информационных потоков, по обеспечению обработки и доведению до заинтересованных потребителей первичной и аналитической экологической информации.
Понятие и состав экологической информации как данных (сведений):
а) о состоянии окружающей среды, компонентов природной
среды (атмосферного воздуха, водных объектов, почв, земли,
иных компонентов природной среды, природных комплексов и
ландшафтов, биологического разнообразия и его компонентов,
включая генетически измененные организмы) и взаимодействии
между этими компонентами;
б) о факторах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (вещества, энергия, шум, излучение);
в) о деятельности, включая политику, законодательство, планы и программы, соглашения, решения органов государственной власти, муниципальных органов, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды и ее компонентов, перечисленных в подпункте «а»;
г) о состоянии здоровья и условиях жизни населения, состоянии
антропогенных объектов в той степени, в какой на них воздействует
или может воздействовать состояние компонентов природной среды.
Требования к экологической информации: а) полнота;
б) достоверность; в) своевременность; г) доступность, включая
бесплатность (платность) предоставления; д) формализованность
информации; е) сопоставимость информации; ж) поддержание
информации в актуальном состоянии.
Виды экологической информации. Экологическая
информации по сферам деятельности. Экологическая информация общего и специального назначения. Информация в области
гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
|
Формы предоставления экологической информации.
Формы предоставления экологической информации государством:
а) ежегодное составление и публикация государственного
доклада о состоянии и об охране окружающей среды РФ, соответствующих докладов субъектов РФ; подготовка и публикация государственных (национальных) докладов в сфере использования и охраны природных ресурсов; ежегодные государственные доклады о состоянии использования и охраны земель в РФ; первый национальный доклад РФ «Сохранение биологического разнообразия» 1997 г. и др.;
б) подготовка и публикация ежегодных государственных
докладов в смежных сферах деятельности: государственные доклады о состоянии здоровья населения РФ; о состоянии зашиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по вопросам защиты прав потребителей и др.;
в) публикация важнейших национальных и международных
документов по вопросам охраны окружающей среды (стратегии,
доктрины, программы, планы действий и доклады о ходе их осуществления);
г) публикация международных правовых актов, участниками
которых является Российская Федерация, резолюций и иных актов конференций о процедурах обеспечения доступа общественности к экологической информации или правах, касающихся участия общественности в принятии экологически значимых решений;
д) информирование общественности о возможностях направления информации в международные организации по вопросам, касающимся несоблюдения норм международного права окружающей среды.
|
Добровольное предоставление общественности информации организациями, деятельность которых оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. Меры государственного поощрения предоставления такой информации.
Предоставление экологической информации по заявлениям граждан и их организаций. Предоставление экологической формации независимо от гражданства, подданства или места жительства гражданина и без учета необходимости доказывать его правовой или другой интерес к этой информации. Порядок, формы и объем предоставления экологической информации; случаи бесплатного предоставления информации.
Случаи отказа в предоставлении экологической информации:
а) если государственный орган, в который направлена просьба, не располагает запрашиваемой экологической информацией;
б) если просьба является явно необоснованной или сформулирована в слишком общем виде;
в) если просьба касается материалов, находящихся на заключительном этапе их подготовки, или внутренней переписки
государственных органов, когда такое исключение предусматривается законодательством или сложившейся практикой, при этом
учитывается заинтересованность общественности в получении
такой информации;
г) если разглашение такой информации отрицательно повлияет на: конфиденциальность работы государственных органов в тех случаях, когда такая конфиденциальность предусматривается национальным законодательством; международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность; отправление правосудия, возможность для лиц подвергаться справедливому судебному разбирательству или способность государственных органов проводить расследования уголовного или дисциплинарного характера; конфиденциальность коммерческой и промышленной информации в тех случаях, когда такая конфиденциальность охраняется законом в целях зашиты законных экономических интересов; права интеллектуальной собственности; конфиденциальность личных данных и/или архивов, касающихся физического лица, когда соответствующее лицо не дало согласия на предоставление такой информации общественности в соответствии с положениями национального законодательства; интересы третьей стороны, представившей запрашиваемую информацию, если эта сторона не связана правовым обязательством поступать подобным образом или если на эту сторону не может быть возложено такого обязательства, и в тех случаях, когда эта сторона не дает согласия на разглашение соответствующего материала; окружающую среду, к которой относится эта информация, например, на места обитания редких видов флоры и фауны.
|
Практическое занятие (2 часа)
Вопросы и задания
1. Понятие и состав экологической информации. Требования к экологической информации: полнота, достоверность, своевременность, доступность.
2. Формы данных, составляющих экологическую информацию: письменная, визуальная, устная, форма базы данных и иные формы.
3. Требования, обеспечивающие права лиц, предоставивших информацию государственному органу, на охрану их секретов, включая личную и профессиональную (коммерческую) тайны. Обеспечение государственной тайны при передаче экологической информации.
4. Отказ в предоставлении экологической информации. Оставление запроса о предоставлении информации без ответа.
Задачи
Задача 1. Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятки песок. Место складирования — село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора. Здесь же — уникальный геологический разрез, объявленный охраняемой зоной ландшафта.
Кировский городской комитет по охране природы предписал ССК изменить технологию доставки песка и отказал в согласовании выделения земельного участка для складирования песка. Администрация Нововятского района отказала ССК в отводе земли для указанной цели.
Однако ССК продолжал складирование и вывоз песка по той же технологии и в том же месте.
Нововятское общество охраны природы (далее — Общество) послало ССК запрос, в котором просило сообщить следующую информацию:
— на каких юридических основаниях осуществляется хозяйственная деятельность в селе Красном;
— что делает ССК для охраны окружающей природной среды;
— как выполняются предписания Кировского городского комитета по охране природы.
Одновременно такой же запрос направил гражданин С.
Руководство ССК в течение года на эти и повторные аналогичные запросы Общества и гражданина С. не ответило, в связи с чем они подали исковые заявления (раздельно) в суд по месту нахождения ответчика о защите права на получение экологической информации.
В принятии исковых заявлений судом было отказано.
Гражданин С. повторно предъявил иск, в котором, учитывая, что право Общества на получение экологической информации также нарушено, ходатайствовал о привлечении Общества к делу в качестве третьего лица.
Кроме того, он обратился с заявлением в прокуратуру, в котором просил защитить его конституционное право на получение экологической информации и в связи с тем, что речь идет о нарушении конституционного права, просил прокуратуру принять участие в процессе. Ответа из прокуратуры гражданин С. в сроки, установленные законом для ответа на заявление граждан, не получил.
Бывший заместитель председателя Общества гражданин К. (к тому времени в Обществе не работающий) также запросил информацию у ССК и, не получив ответа, предъявил ССК иск о предоставлении информации, ссылаясь на Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Какие права граждан и общественного объединения нарушены?
Имеются ли юридические основания для защиты нарушенных прав в судебном порядке?
В какой форме должна производиться защита права на информацию: в форме производства по жалобе на действия должностных лиц или в форме искового производства?
Какие шаги вы посоветовали бы предпринять гражданам, их объединениям в данной или аналогичной ситуации для наиболее эффективной защиты их экологических прав?
Задача 2. В юридический департамент Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обратился гражданин Н. с просьбой объяснить порядок предоставления этой службе информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Составьте проект ответа на данный вопрос.