Кафедра зарубежной литературы
Курсовая работа на тему:
«Место сборника «Вечер» в творчестве
А.Ахматовой»
Подготовила:
Студентка III курса
Филологического факультета
группы ин-36
Гладкая Яна
Руководитель работы:
доц. Орлова Ольга Васильевна
Полтава 2002
Содержание
Введение 1-4
1 глава Царскосельский период жизни А.Ахматтовой 5-15
2 глава Место сборника «Вечер» в творчестве А.Ахматовой 16-29
Заключение 30-32
Библиография 33
-1-
Введение: Я голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья.
Ведь все равно я с вами до конца
А.Ахматова «Многим.»
Анна Ахматова блестящий представитель одного из содержательных периодов русской литературы, который принято называть «серебренным веком », и открыла новую значительную главу современной поэзии. Сама того не осознавая, творя стихи о простой земной любви, поэтесса делала «доброе дело »- очищала и просвещала -и делала это действительно по-женски, просто и без само оглядки, правдой всей своей души и совести. И по этому в конечном итоге, она имела право сказать, что творила ее:
Не для страсти,
Не для забавы,
Для великой земной любви…(2, I, 75)
В наибольшей степени имя А. Ахматовой связано с поэзией, которая и до этого времени не прекращает интересовать нас. Лирика Ахматовой питалась земными, повседневными чувствами, не выводилась за пределы «мирской суеты.» Где то в житейской пестряди, у самой кладки в пыли обыденного существования зарождались истоки ахматовской поэзии. Где-то в порах бытия капли соединялись, сливались и давали жизнь чувствам, бившим ключом. Поэзия Ахматовой была близка идущей рядом жизни. Ничего парящего над повседневным, вознесенного над обычным течением жизни. Никаких
|
-2-
туманностей, бесплотных высей, ускользающих видений, сонного марева. Ахматова искала – и находила – новые поэтические ценности в самой доподлинной жизни, обступающей нас со всех сторон бесчисленными вещами и сооружениями, пестрыми нагромождениями быта, множеством житейских обстоятельств. Может быть именно этой реальной обстановкой и потрясла А. Ахматова своего читателя, который не был обманут возвышенной, неземной,
недоступной поэзией. Его захватывало чудесное описание отчетливой поэзии реального мира, где читатель находил себя, узнавал свои чувства. Что же связывает лирику Ахматовой с нами, людьми 21 века, да все, тоже незабываемое, яркое, нежное чувство любви. Как и тогда в эпоху А. Ахматовой люди любили, обожали, расставались и возвращались также все происходит и сейчас.
Любовь в стихах А. Ахматовой – это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин обычно тронутое печалью облагораживающего страдания. В любовной лирики Ахматовой нет романтичного культа любви с ее взлетами, пареньями. Это больше всего любовь – жалость, любовь – тоска, которая так похожая на любовь реальную.
В лирике Ахматовой совмещались возвышенные начала: чуть земные штрихи, тончайшие психологические черточки – и столкновения, доведенные до грани, до бурь.
Но поверх всех драм, горестей «любовной пытки», разочарований и разлук неслась сияющая нота, почти гимн «великой земной любви».
|
-3-
При анализе творчества А. Ахматовой раннего периода можно выделить следующие цели:
- изучить раннее творчество поэтессы;
- узнать, какое влияние на ее творчество оказало Царское Село, место, где она родилась, выросла, где сделала первые шаги своего творчества;
- определить какие мотивы раскрываются в ее ранних стихотворениях;
- познакомиться с ее сборником «Вечер» - первым сборником молодой поэтессы;
- указать все темы, затрагиваемые в ранних стихотворениях;
- определить основную, ведущую тему лирики А. Ахматовой раннего периода;
- ознакомиться с особенностями творения стихов, непосредственно обращаясь к определенным стихотворениям помещенным в сборнике «Вечер»
После этого сделать выводы о том, является ли поэзия А. Ахматовой отдельным, полноправным звеном мировой литературы.
В структуру работы входят:
Первый раздел посвящен исследованию жизни А. Ахматовой в Царском Селе, определению влияния Царского Села на формирование раннего творчества А. Ахматовой. Во втором разделе анализируется непосредственно творчество поэтессы, а именно, сборник «Вечер». Выделив главную тему сборника мы
-4-
определим какое позитивное или негативное влияние она производит на читателя. Далее
обратимся к особенностям творческой манеры А. Ахматовой. Ознакомившись с особенностями творчества перейдем к анализу ее раннего стихотворения «Молюсь оконному лучу…»
Кроме двух разделов в структуру работы входят также вступительная часть в которой раскрывается актуальность данной темы и заключение в котором в обобщенной форме выложен и проанализирован исследованный материал.
|
-5-
Царский период жизни и творчества А. Ахматовой.
Имя Анны Ахматовой – одно из немногих имен русской поэзии 20 века, отмеченных в десятилетиях неизменностью читательских симпатий, хотя революционные потрясения и социально – исторические приемы этих годов, казалось бы, способны были безвозвратно предать забвению этот лирический голос. Но он оказался сильнее всех социально – исторических процессов. Более того, он не только звучал тогда, но и сейчас его звуки звучат в душах читателей.
А. Ахматова относится к тем поэтам у кого нет ни генеалогии, ни сколько - ни будь заметного «развития». Такие поэты, как она, рождаются просто. Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и не повторным строем души. Она никогда никого не напоминала и, что, может быть, еще важней, ни один из бесчисленных подражателей даже не подошел близко к ее уровню. По складу своего таланта «Ахматова открыла мир с помощью такого тонкого и чувствительного инструмента, дарованного ей природой, что все звучание и красочные подробности вещей, жестов и событий легко и естественно входили к ней в стих, наполняя его живой… силой жизни.» (10,117)
Откуда же появилась такая чудесная женщина, такой искусный поэт.
«Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет». (I,23)
-6-
С детства А. Ахматова была близка с природой. Примером этому могло послужить то, что каждое лето Анна Ахматова проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, возле моря. Кроме того, Царское Село представляло собой великолепную зеленую территорию с множеством великолепных парков, выгон, где Ахматова проводила множество своего времени.
Большое впечатление на нее произвел древний Херсонес, около которого она жила. Читать Анна Андреевна училась еще по азбуке Л.Н. Толстого. С детства начала говорить на французском. Первое стихотворение написала в 11 лет.
Училась она в Царской женской гимназии. Атмосфера пушкинского окружения сопутствовало развитию ее творчества дальше. К А.С. Пушкину А. Ахматова будет обращаться на протяжении всего жизненного пути. Он станет для нее учителем, другом, идеалом духовной свободы. Но самые первые стихи начались для А. Ахматовой не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. В 1905 году родители А. Ахматовой развелись и мать с детьми уехала на юг. Живя в Евпатории А. Андреевна сильно тосковала по Царскому Селу и писала множество стихов, которые хоть как-нибудь приближали ее к нему. Так начался творческий путь А. Ахматовой. Именно Царское Село, было колыбелью ее чудесных произведений и стихов.
Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна
Ахматова. Не то чтобы она сомневалась в своем таланте и правильности
-7-
выбранного пути или искала тех выгод, которые дает писателю раздвоенность; главное заключалось в необходимости блюсти приличие, поскольку в знатных семьях (к ним относилась и семья Горенко) к профессии литератора относились с высока и полагали ее приличной для тех, у кого не было способа заявить о себе иначе. И вот она перед нами «королева бродяга» - как она себя именовала, она живет в сердцах читателей и доносит свой до времени затаенный раздирающий грудь, зов, к людям из бездны, из глубины.
Имя молодой Ахматовой тесно связано с акмеизмом – поэтическим течением, начавшим оформляться около 1910 года, то есть примерно тогда же, когда она начала публиковать свои первые стихи.
Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий, провозгласившие необходимость частичного отказа от некоторых заветов «традиционного символизма». Они считали себя пришедшими ему на смену. Акмеисты поставили своей целью реформировать символизм, главной бедой
которого было то, что он «направил свои главные силы в область неведомого» и «попеременно братался то с мистикой, то с теософией». Первым условием акмеистов была трезвость и здравая реалистичность взгляда на мир. Мир должен
предстать таким, каков он есть, - зримым, живым, плотским, смертным. Кроме того, слово, должно быть четким и с определенным значением, точнее говоря, оно должно обозначать то, что оно обозначает в реальном языке реальных людей: конкретные предметы и конкретные свойства. «У акмеистов, - писал Городецкий, - роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а
-8-
не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще.» (8,21)
А. Ахматова до последних дней своей жизни очень высоко оценивала роль акмеизма и в своей собственной жизни, и в литературе той эпохи. Она не переставала называть себя акмеисткой – как бы в противостояние тем, кто не хотел видеть роли и значение этого течения.
С Царским Селом жизнь и творчество Ахматовой связано нерасторжимо и, кажется, навеки. Об этом пишут все ее биографы, освещая начало ее пути. Марина Цветаева называла поэтессу, в одном из своих стихотворений, «Царско-сельской Музой»:
… Ах, я счастлива! Никогда заря,
Не згорала чище.
Ах, я счастлива, что тебя даря,
Удаляюсь – нищей,
Что тебя, чей голос – о глубь, о мгла! -
Мне дыханье сузил,
Я впервые именем назвала
Царско-сельской Музы. (13,15)
Но со временем Царское Село для Ахматовой уже давно стало только воспоминанием о когда-то родном ей мирке, с которым она потом захотела и смогла выйти в мир. Давным-давно его покинув, как ей казалось навсегда, она туда еще не раз возвращалась, и в жизни, и в стихах разных лет, и в поздних набросках автобиографической прозы. Но каждый раз возвращение ее к образу
Царского Села, знаменовало нечто важное и новое в ее творчестве.
-9-
Пройдя, постепенно изменяясь и приобретая новые смыслы, через все ее творчество, образ Царского Села с некоторых пор требовал от нее какого-то нового переосмысления. Как будто ей надо было с этим ближайшим, любимейшим, почти священным для нее символом свести какие-то старые счеты, чтобы не остаться «замурованной» в прошлом, чтобы и этот плен «сбросил с крыльев свободный стих».
А между тем она ведь действительно так никогда и не рассталась с Царским Селом, где когда-то прошли ее детство, отрочество и юность, не рассталась вплоть до последних этапных своих созданий – цикла «Северных элегий», послевоенных стихотворений «Городу Пушкина», «Поэмы без героя».
Ахматова прожила в Царском Селе до 16 лет, потом, после пятилетнего перерыва, еще шесть лет (1910 – 1916) в доме своего мужа Н.С. Гумилева; неоднократно и довольно подолгу жила она там и в 20-х - 30-х, г.г., правда, была там уже только редкими наездами, а в 1944г. увидела его варварски разграбленным, разрушенным и сожженным:
О, горе мне! Они тебя сожгли…
О, встреча, что разлуки тяжелее!
Здесь был фонтан, высокие аллеи…
И первый поцелуй… (I,214)
Каждый из царско-сельских периодов ее жизни так или иначе отразился в ее стихах. Но вот, что кажется удивительным, когда перелистываешь собрания ее стихов: среди пятидесяти стихотворений 1910 – 1916 г.г. указывается место написание – Царское Село, только 8 или 9 раз. Именно это связано
-10-
непосредственно с Царским Селом, по содержанию или хотя бы по своей лирической атмосфере. Остальные как будто могли возникнуть и не там. Образ «Музы Плача», кажется теперь гораздо более поэтически точным, чем «царско-сельская Муза».
Музе Царского Села, естественно надлежало бы по крайней мере его
воспеть, - Ахматова же с ним прощается уже при первом возвращении, в первой же своей книге «Вечер»:
На землю саван тягостный возложен,
Торжественно гудят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомой скукой Царского Села.
Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец.
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец. (I, 79)
Но этим стихотворением отнюдь не закончились ее воспоминания о Царском Селе. Очень редко и в двойственном восприятии, то буднично обыденном, то отстраненном, фигурируют в стихах Ахматовой знаменитые скульптуры Царского Села. «В Павловске, в парках, в детстве меня окружала античная скульптура и архитектура. Это было повседневным обычным зрелищем», - рассказывала Ахматова в 1964 году художнице А.В. Любимовой. Но и «повседневное обычное зрелище» в ее стихах сохранилась лишь детально, навеки врезанной в память чем-
-11-
то совсем другим:
…И, исполненный жгучего бреда,
Милый голос как песня звучи.
И на медном плече Кифареда,
Красногрудая птичка сидит. (I, 121)
Парковая «античность» однажды еще неожиданней обернется «феерией» - в одном из набросков «балетного мебретто», которое сопутствовало созданию «Поэмы без героя». С Царским Селом связано в поэзии А. Ахматовой нечто гораздо более важное: здесь родился в ее стихах образ ее Музы. Придя к ней однажды, чуть ли не на пороге между детством и юностью, она с тех пор живет в
ее стихах. Это не общая Муза всех поэтов Мира, а только ее Муза, ни на что не похожая, и уж конечно, отнюдь не мифическая богиня. Это явление творческой благодати, воплощенное в пленительно-прекрасный женский облик, в женскую жизнетворящую ипостась. Она знает свою Музу в лицо, узнает ее в любом преображении, даже в самом обманчивом, даже, с годами, искаженном. У нее
свой «нрав» - поначалу даже неожиданно веселый. Ее прихода ждет поэтесса, ждет с чистой душой, она для нее нечто высшее:
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь кажется висит на волоске,
Что почести, что юность, что свобода
Перед милой гостьей с дудочкой в руке.
«Муза» (I, 132)
Но чаще – печальней; потом она надолго станет Музой Плача в творчестве 30-х
-12-
годов в поэме «Реквием». Но с царско-сельской юностью для Ахматовой было связано еще более важное, незабываемое, к чему она не рас возвращалась и называла «царско-сельской идиллией». Очень большую роль сыграл пейзаж Царского Села для написания стихотворений А. Ахматовой. Надолго останется в поэзии и в прозе «идеалистический образ». Образ лебедей на царско-сельских прудах является таковым:
Уже кленовые листы
На пруд слетаются лебединый
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины…(I,219)
«Царско-сельская идиллия» еще долго будет давать о себе знать в поэзии А. Ахматовой. Так в середине тридцатых годов в стихотворении «Одни глядятся в ласковые взоры…» впервые царско-сельский парк стал у Ахматовой «зловещим парком», в который «черный масленичный вечер» ее влечет «неспешный бег коня».
Лирика А.Ахматовой отказалась быть надгробным украшением. «Как все живое, она продолжала жить, и ее цветущие побеги тянулись к солнцу,а не во тьму…»(15,79) Царское Село нашло свой образ и в маленьком цикле всего из двух стихотворений под названием «Царско-сельские строки»:
… Из прошлого,восставши молчаливо
Ко мне на встречу тень моя идет.
(«Все души милых на высоких звездах») (I,126)
-13-
… Каждая клумба в парке
Кажется свежей могилой.
(«Пятым действием драмы») (I,127)
Оба стихотворения – «осенние» по лирическому пейзажу,оба печально-ностальгические. В них сквозь ностальгическую грусть как будто пробивается вера в приближающееся начало чего –то нового, обещающего,светлого:
…Здесь столько лир повешено на ветки,
Но и моей как будто место есть.
А этот дождик,солнечный и редкий,
Мне утешенье и благая весть.(I,134)
Царское Село начала 20-х г.г непосредственно отразилось в одном из черновых набросков воспоминаний Ахматовой об О.Э Мандельштаме (ГПБ №79):«Царское в 20-х г.г представляло собой нечто невообразимое. Все заборы были сожжены. Над открытыми люками водопада стояли ржавые кровати из лазаретов первой войны, улицы заросли травой. На воротах недавно великолепного дома графа Стенок- Фемора красовалась огромная вывеска «Случной пункт». В оборванных и странных фигурах я иногда узнавала царскоселовцев. Гостиничный двор был закрыт.»(15,187)
В 1925 г. А.Ахматова, тяжело больная, жила в Царском, в пансионе Зайцева.
Стихотворения «Из цикла «Юность»» связано с Царским Селом по двум линиям.
Одна из них якобы продолжает эпические мотивы «Русского Трианона»,другая,,-вероятно одна из поздних отзвуков той – лирическая,давней, но не гумилевской
-14-
«царско-сельской идиллии»:
Ты неотступен, как совесть,
Как воздух, всегда со мною,
Зачем же зовешь к ответу?
Свидетелей знаю твоих. (I,221)
Ахматовой всегда было свойственно острое ощущение некой исторической подпочвы своей судьбы и связанной с этим нравственной ответственности. Судя по обрывочным ее воспоминаниям, Ахматова вовсе не склонна была как-то особо выделять себя среди тогдашних молодых царскоселах. «В Царском Селе она делала все, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умело сложить по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы …» - пишет А. Ахматова дополняя мемуары закадычной подруги. Но Царское Село диктовало Ахматовой не только стихи. «Проза всегда казалась мне и тайной, и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи – я никогда ничего не знала о прозе»,- пишет Ахматова в кратком предисловии к одной из последних книг. Для первого опыта в прозе она выбрала Царское Село – место своего детства, точнее тот дом в котором она жила. Получилось что-то вроде автобиографического очерка, живого, немногословного.
Как и в стихах, в этой фрагментарной прозе сказывается умение самыми простыми словами вылепить выразительную деталь. Перед нами открывается совсем необычная, всем знакомая картина Царского Села, а скорее всего какая-то его обратная сторона схваченная зорко и жестоко, без малейшей поэтизации, но по-своему поэтически. Но наиболее весомую роль в творчестве Ахматовой
-15-
сыграла поэзия, которая отражала все периоды жизни Ахматовой в Царском Селе. Наибольше воспоминаний о нем было в детстве. Поэтому вся ранняя поэзия Ахматовой переполнена красотой природы, пейзажами царско-сельских парков. Кроме того здесь родились первые чувства поэтессы. Они нашли свое место в таких сборниках, как «Вечер», «Четки», «Белая стая».
Таким образом, через весь творческий путь А. Ахматовой белой полосой прошло Царское Село. Начиная от раннего и заканчивая поздним периодом ее работы Царское Село было как бы талисманом ее, оберегом. Оно внесло темы, без которых не существовало бы общество. Его прекрасная природа отразилась во многих ее стихотворениях. А как можно было писать о любви к родине, не любя своей. Царское Село – это «живая вода», тот кусок жизни и русской истории А. Ахматовой, где она проявила себя наиболее полно.
-16-
Место сборника «Вечер» в творчестве
А. Ахматовой
Любовь покоряет обманно,
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно – страстно
Ты не был седым и грустным…
«Любовь покоряет обманно».
А. Ахматова
Можно ли представить русскую поэзию без любовной лирики. Без пушкинских «я вас любил; любовь еще, быть может…», без тютчевских «Любовь, любовь – гласит преданье…» и других стихов – странно и нелепо заниматься перечислением и называнием – без некрасовских, блоковсакх, любовных циклов… А Кузмин, Аннский, Пастернак? Вынуть, исключить этот главный лирический мотив – все равно что лишить поэзию души. Лирика последняя защитница земли, человечности в этом мире, последний оплот, последнее прибежище свободы на земле. Непосредственное поэтическое восприятие мира и составляет сущность поэзии. Это было характерно и для ранней поэзии А. Ахматовой, но кроме того ее поэзия была оригинальной и неповторимой. Ахматова стремилась показать общее состояние внешней действительности через чувствительные шорохи женской души, через ее чувства, стремление, переживания. Такое восприятие действительности и составляет сущность поезии
-17-
Анны Ахматовой. Блестящим олицетворением любовной лирики А. Ахматовой есть сборник «Вечер». Он вышел в 1912 году – первая книга поэта, царско-сельской поступью вошедшего в русскую литературу. Кажется, лишь единожды подписавшись «А.Г.», очень быстро став знаменитой, Анна Ахматова, у которой, по словам Ю. Ахенвальда не было «таланта счастливости», пошла на встречу своей судьбе – призванию и восхищению, забвению и злобе, бездомности и скитальчеству. За десять лет после выхода «Вечера» Ахматова выпустила еще четыре книги стихотворений, как продолжение первой.
Центром всего сборника «Вечер»,основным его нервом, его идеей и принципом является любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления себя и любви. Из этого можно сказать, что вся ранняя лирика А. Ахматовой «загнана в любовь». Но именно здесь рождались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской литературы ХХ века. В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». Из этого-то необычного, пятою времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново. Обострен слух и глаз, напряженны все чувства. Поэтому стихи Ахматовой так предметны, они возвращают вещам первозданный смысл, они останавливают внимание на том, мимо чего обычно мы равнодушно проходим, не ценя и не чувствуя.
-18-
Но стихи Ахматовой – не фрагментарные зарисовки, не разрозненные психологические этюды. Велика их обобщающая сила. Стихотворение может начинаться как непритязательная песенка:
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На камнях в огороде
Лебеду полю (I,112)
А заканчивается оно библейски: