Переход Ермака через Уральский хребет
О походе атамана Ермака и его казачьего войска в Сибирь написано много. Как художественных трудов, так и исторических изысканий. У Ермака, увы, не было своего Антонио Пигафетты, который вел дневник и подробно описал всю кругосветку Ф. Магеллана. Поэтому ученым и исследователям приходится довольствоваться лишь косвенными доказательствами, сверять тексты различных летописей, царских указов и воспоминаний современников похода.
О боевых действиях казаков в Сибири у историков имеются достаточно подробные сведения. А вот о самом переходе дружины Ермака от низовьев Чусовой до берегов Тобола известно гораздо меньше. А ведь это расстояние в полторы тысячи километров!
Василий Суриков. "Покорение Сибири Ермаком", 1895
Вся информация на сей счет сводится примерно к следующему: казаки на стругах отплыли из Верхнечусовских городков вверх по Чусовой то ли осенью, то ли в середине лета 1579?, 1581? 1582? года, поднялись по ее правому притоку р. Серебряной до уральского водораздела. Где-то здесь стали на зимовку. По весне спустились к реке Тагил, по Тагилу – в Туру, по Туре – в Тобол, где в октябре месяце начались сражения с войсками сибирского владетеля Кучума…
Все. Никакой конкретики, одни общие фразы. При такой неопределенности у любого любителя исторических подробностей могут возникнуть следующие вопросы:
- Когда же точно Ермак отправился в свой поход?
- На каких стругах или лодках шли казаки? С парусами или без?
- Сколько верст в день преодолевали вверх по Чусовой?
- Как и сколько дней поднимались по Серебряной?
- Как осуществили переволок через уральский хребет.
|
- Зимовали казаки на перевале или не зимовали?
- Если зимовали, то почему добрались до Сибири только к октябрю?
- Сколько дней спускались вниз по рекам Тагил, Тура и Тобол?
- Сколько всего времени занял «марш-бросок» казаков до столицы Сибири?
Попробуем найти ответы на эти вопросы. У нас нет на руках дневников, подлинных свидетельств и прямых доказательств. Поэтому единственным нашим инструментом будет логика.
Время старта экспедиции Ермака на восток
Точная дата старта войска Ермака доподлинно неизвестна. Её определяют как 1579, 1581 и 1582 годы. Скорее всего, это был 1582 год. Но нам интересен не столько год, сколько время начала экспедиции.
Хрестоматийной датой, (согласно Ремезовской летописи), считается 1 сентября. По другим источникам – середина лета. На самом деле это принципиальный вопрос. Давайте рассуждать последовательно. Начнем с численного состава казачьего войска.
Сколько людей было в дружине Ермака?
Казаков с Яика на Сылву (левый приток Чусовой) пришло 540 человек. Плюс 300 ратных людей им в помощь отрядили Строгановы. Итого порядка 800 человек. Эта цифру никто не подвергает сомнениям. Она очень важна для дальнейших рассуждений.
На каких судах войско Ермака отправилось в поход?
По некоторым сведения, войско Ермака погрузилось на 80 стругов. Или на каждое судно примерно по 10 человек. Что представляли собой эти «струги»? С большой долей вероятности можно предположить, что это были большие весельные плоскодонные лодки, годные для прохода по неглубоким уральским рекам.
|
Вообще, весельная плоскодонная лодка на Урале - самое распространенное судно. Парусной «культуры» тут не было как таковой, просто потому, что негде плавать под парусами. Парус требует мачты, а мачта – такелажа, парусины и т.д. С косым парусом на узкой реке много не «поманеврируешь». А прямой парус полезен только при попутном ветре. На таких извилистых реках, как Чусовая или Серебряная ловить попутный ветер – гиблое дело. Паруса в этой части похода были бы просто помехой. Хотя они могли пригодиться потом - на Туре, Тоболе и Иртыше. Поэтому совершенно отвергать наличие каких-то легких парусов на казацких стругах не стоит. Но при движении вверх по Чусовой и ее притокам основным двигателем была мускульная сила.
Возможно так выглядели струги, на которых шло войско Ермака
Конструкция лодок
Чусовая и другие уральские реки в среднем течении каменисты и крайне мелководны. Стало быть, у лодки должна быть мелкая осадка. Её дает, как уже сказано, только плоскодонка. Кроме того, Ермак и его атаманы знали, что придется преодолевать уральский водораздел волоком. Поэтому лодки должны были быть не большие и не тяжелые, чтобы их можно было перетащить по неподготовленному волоку. А где надо – даже на руках.
Кстати, посмотрите внимательно вверх на картину В. Сурикова. На переднем плане хорошо различим казачий струг - художник представил его как обычную лодку.
Грузоподъемность лодок
10 человек плюс столько же груза. Груз – припасы, снаряжение и оружие (пищали, мелкие мортиры и большой запас пороха и картечи).
|
Гребцы сидели парами, на каждое весло 1 человек. Возможно, был рулевой. На мелких перекатах, которых на Чусовой (и особенно на Серебряной) предостаточно, люди выходили прямо в воду и шли по дну, чтобы протащить лодку со снаряжением.
В сентябре на Урале вода в реках уже холодная. Сушиться и обогреваться в походе негде. Резиновых сапог еще не изобрели. Шагать в холодной воде голыми ногами значило заполучить полный букет болезней - от простуды и артрита до воспаления легких. Ермак не мог этого не понимать. Уже по одной этой причине утверждение о начале похода в начале осени, «на зиму глядя», вызывает большие сомнения. Разумно было успеть пройти мелководные уральские реки по теплу.
О скорости передвижения
На современной байдарке вниз по течению на Чусовой можно делать 20-30 километров в день, если грести 8 часов подряд. Скорость течения самой Чусовой в середине лета между перекатами невелика – от 2-х до 5 км/час. Скорость груженой гребной лодки в стоячей воде при длительной размеренной гребле - максимум 7-8 км/час. (Причем увеличение количества гребцов не добавляет скорости в той де пропорции, лишь несколько уменьшается нагрузка на каждого гребца.)
Тогда скорость продвижения казачьих стругов вперед относительно берега будет ~ 3-5 км/час. В том числе и в тех местах, где лодки тащили на веревках с берега, подобно бурлакам. Если допустить, что веслами и ногами работали по 8-9 часов в день, то флотилия могла продвигаться вперед примерно на 25-30 км в сутки. Но с учетом перекатов, обносов, вынужденных остановок, усталости к концу дня и прочих тормозящих моментов типа ремонта лодок, 20 км в день – это самая оптимистичная дневная дистанция. Причем к концу дня руки у гребцов должны были просто отваливаться от усталости. А ведь еще нужно стать на ночлег, развести костер, приготовить еду, поспать хорошо, чтобы восстановить силы…