ПСИХОЭМОЦИОАНЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ




Игры –эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать.

Песталоцци

 

Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеленский, пытался разгадать феномен детства, утверждал что «для того и дано нам детство, чтобы мы играли». Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в тоже время, не удаляя и его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи «детства».

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры – эксперименты и игры – путешествия.

Игры – эксперименты, а также игры – путешествия являются одним из видов дидактической игры.

Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей. Так, например, в младшем возрасте игры – эксперименты и игры – путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5 летнему дошкольнику дается определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условия.

Учитывая, что пик познавательного интереса происходит на 4-5 лет, игры-экспериментирования и игры- путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получать в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Для детей старшего дошкольного возраста игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно- следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.

Игры- путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребёнку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6-7 летнего ребенка. Игры – эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учетом следующих факторов.

· Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

· Доступность содержания игр;

· Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

· Обеспечение «культурной практики» детей в игре;

· Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

· Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе.

· Постепенное усложнение игр;

· Цикличность организации игр.

 

РЕЖИМ ДНЯ

«ЛАМПОЧКИ И БАТАРЕЙКИ»

Цель: подвести детей к выводу о необходимости для человека

сна и отдыха.

Материалы: батарейки, лампочки, провода.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям представить,

Что лампочка -«орган человека»(глаза, почки, сердце и т.д.), батарейка-

«двигательная деятельность человека», провода -«капилляры, мускулы».Затем воспитатель просит детей рассмотреть две лампочки,

подключенные к батарейкам. Одну из них он время от времени отключает от

батарейки, а другую оставляет постоянно подключенной к ней, то есть

горящей. Постоянно горящая лампочка быстро перегорает, так как

непрерывно находиться под напряжением, а систематически отключаемая

продолжает работать.

Воспитатель помогает малышу сделать вывод: если организм

человека не будет отдыхать, то его органы будут выходить из строя, человек

Заболеет. Во время сна, отдыха организм заряжается энергией, необходимой

для его жизнедеятельности.

 

 

«Сухой язык»

Цель: доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи.

Материал: зеркало на подставке(на каждого ребенка); 4 блюдца:

с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом

блюдце лежит деревянная палочка(можно с ватой); рядом – стакан с водой

для смачивания этих палочек.

Методика проведения: перед каждым ребенком устанавливают

зеркало на подставке, 4 блюда: с сахарным песком, с солью, с горчицей и

с кусочком лимона. На каждом блюдце лежит деревянная палочка (можно

с ватой); рядом – стаканы с водой для смачивания этих палочек.

Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце,

Смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок. Далее

ребенок смотрим в зеркало, а воспитатель прикладывает палочку сначала к

средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце – к

кончику языка. После чего предлагает подумать и назвать, в какой части языка

живут «сладкие сосочки».

Затем педагог просит малышей осушить язык салфеткой и повторить

Манипуляции по определению вкуса. Они сами делают вывод, что «сухой»

язык вкуса не ощущает.

 

«Из чего мы сделаны»

Цель: сформировать понятие детей о клеточном строении

организма.

Материал: микроскоп, кусочек свинины, свиного легкого, кожи,

Волос.

Методика проведения: воспитатель напоминает детям о том, что

любой организм состоит из клеток, выполняющих разные функции. Затем

предлагает рассмотреть под микроскопом кусочек свинины, свиного легкого,

печени, капельку крови, волос, кожу. Помогает детям сделать вывод:

каждый организм состоит из клеток, выполняющих разные функции и

требующих разное питание.

 

 

«ХХ-Р-Р-Р»

Цель: дать детям понять, что такое храп и почему иногда человек

храпит во сне.

Материалы: бумажный пятнадцатисантиметровый квадрат.

Методика проведения: воспитатель предлагает ребенку взять квадрат

за края и прислонить к губам. Затем просит малыша «промычать» свою

любимую песенку, а потом сделать то же самое, но уже без бумаги.

Вывод: храп, как и все звуки, представляет собой вибрацию мягких

тканей во рту.

 

«Распространение звука»

Цель: дать детям понятие о распространение звуковых волн.

Материалы: емкость с водой, камешки; шашки(или монеты),

стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн;

тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям выяснить,

Почему мы можем слышать друг друга(звук по воздуху долетает от одного

человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают

камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели дети (по воде

расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая

волна невидима и передается она по воздуху.

Располагают шашки или монеты вплотную друг к другу на гладкой

Поверхности. Резко, но не сильно, ударяют по крайнему предмету.

Определяют, что произошло (последний предмет отскочил – силу удара

передали ему остальные предметы, так же передается звук по воздуху).

Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к

емкости (или краю бассейна), другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок

бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и

как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались по воде).

Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по

краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой (по

воде пошли волны – передается звук).

Вывод: звук передается с помощью звуковых волн; чем сильнее источник

звука, тем сильнее звуковая волна.

 

 

«Неприятно дышать»

Цель: сформировать понятие детей о необходимости длительных

прогулок на свежем воздухе.

Материалы: полиэтиленовые мешочки.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям прижать

полиэтиленовые мешочки к лицу, подышать воздухом из мешочка. Затем он

просит рассказать детей, что они почувствовали; почему дышать неприятно,

трудно. Кончился ли в мешке воздух, кислород?

Воспитатель помогает детям сделать вывод; для дыхания необходим

кислород, поэтому следует больше времени проводить на свежем воздухе.

 

 

«Защитим себя от солнца»

Цель: научить детей делать шапочку из бумаги методом оригами.

Расширить их представления о влиянии солнца на здоровье человека, об

оказании помощи при солнечном ударе.

Материал: бумага, схема изготовления шапочки.

Методика проведения: Воспитатель рассказывает о солнечном ударе и

обосновывает необходимость защиты организма в жаркие ясные дни. Он

имитирует проблемную ситуацию и спрашивает «Как защитить себя от

солнца?». Выслушав все предложения, напоминает об обязательном наличии

головного убора в этот период и предлагает сделать его из бумаги. Актуализирует знания малышей о свойствах материала.

Дети рассматривают схему изготовления и приступают к выполнению работы. Шапочки используют на прогулках. Воспитатель рассказывает об оказании помощи при солнечном ударе.

 

 

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

«Что чувствуешь?»

Цель: сформировать представление детей образовании пота, умении регулировать двигательную активность в разных условиях.

Материалы: губка, смоченная водой.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям попрыгать. Выяснить, что они чувствуют при прыжках. (Жарко). Когда жарко, что происходит? (Пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья.

Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги (почувствовали прохладу) выясняют, что происходит, когда их них испаряется вода (они охлаждаются). Почему нельзя на прогулке быть потным? (Пот испаряется, и человек может простудиться)

 

«Послушаем свое дыхание»

Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

Методика проведения: дети стоят, сидят или лежат (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

· Куда попадает струя воздуха и откуда выходит;

· Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

· Какое дыхание - поверхностное (легкое) или глубокое;

· Какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно, с определенным интервалом (автоматической паузой)

· Тихое, неслышное дыхание или шумное.

Вывод: данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

 

«Стук сердца»

Цель: сформировать понятие детей о зависимости работы сердца от двигательной активности.

Материал: спички, нос.

Методика проведения: воспитатель просит детей положить спичку на запястье и понаблюдать, как она колышется. После этого педагог предлагает детям побегать, попрыгать и повторить эксперимент.

Педагог подводит детей к выводу: чем больше двигаться, тем лучше работает сердце, следовательно, весь организм.

«Как я умею двигаться?»

Цель: сформировать представление детей о том, что при различных движения. (ходьба, приседания, наклоны) работают разные группы мышц.

Комплекс может быть подобран педагогом самостоятельно или можно использовать знакомые детям комплексы общеразвивающих упражнений.

Пояснения: выполнение ОРУ в экспериментальном режиме (в данном случае – отслеживание напряжения в мышцах) помогает детям более осознанно относится к занятиям физической культурой; понять, как с помощью упражнений можно сформировать красивую осанку и укрепить свое здоровье.

Воспитатель во время выполнения упражнений обращает внимание детей на те группы мышц, которые напрягаются во время выполнения движений в упражнении и как они расслабляются в и.п. пояснить, что амплитуду движений надо делать до приятного растяжения, а не до физической боли, иначе, вместо полезной тренировки можно получить неприятные ощущения.

 

ЗАКАЛИВАНИЕ

«Загорелое яблоко»

Цель: расширять представления детей о влиянии солнца на кожу человека.

Материал: неспелое яблоко.

Методика проведения: воспитатель обращает внимание детей на то, что яблоки на деревьях еще не совсем созрели. Затем предлагает выбрать из них более красивое и, не срывая его с дерева, налепить на него какую – нибудь восковую фигуру. Например, звездочку, баночку с деревцем и т.п. сделать это надо на той стороне яблока, которая обращена к солнцу, то есть на той, которая потом станет румяной. При этом нельзя повредить черешок, чтобы не помешать дальнейшему росту яблока. Время от времени нужно посматривать,

Цел ли воск на яблоке. Снять его следует тогда, когда яблоко созреет. Дети увидят, что места, которые были покрыты воском, остались белыми или зелеными, между тем как вся сторона, обращенная к солнцу, зарумянилась.

Воспитатель должен помочь детям сделать вывод и ответить на вопросы: почему отпечатался рисунок? Что же солнце делает с яблоком? Как солнце влияет на кожу ребенка?

 

«Цвет кожи»

Цель: расширить представление детей о влиянии световых лучей на кожу человека.

Материал: пластырь.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям прикрепить узкую полоску пластыря колечком вокруг пальца и не снимать его в течении двух дней.

После того, как дети снимут пластырь и сравнят цвет кожи под пластырем с цветом кожи всего пальчика, они сделают вывод: участок кожи, находившийся под пластырем, оказался светлее.

 

«Мир ткани»

Цель: учить детей определять и называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж). Сравнить ткани по их свойствам и понимать, что именно они обусловливают способ использования тканей для пошива вещей.

Материал: образцы тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж). Ёмкости с водой и ножницы.

Методика проведения: дети рассматривают ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости. Разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами. Попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия. Опустить кусочки тканей в ёмкости с водой и определить скорость впитывания ими влаги.

Дети делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.

 

 

«Дорожка ощущений»

Цель: познакомить детей с разновидностью тактильных ощущений. Учить определять качество поверхности материала с помощью тактильной чувствительности стопы. Вызывать положительные эмоции и переживания.

Материалы: полотенце, сильно смоченное в марганцовке, резиновый массажный коврик, емкость, наполненная скрученными скакалками (со скакалок сняты ручки), поролоновый цилиндр, массажный колючий коврик «травка», емкость, наполненная свитыми веревками, раскрашенные камушки, массажный тканевый коврик с нашитыми пуговицами разного размера, емкость с водой, сухое махровое полотенце.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям предварительно снять обувь, выстроится цепочкой друг за другом. Сначала дети встают на полотенце, смоченное в марганцовке. Детям завязывают платком и предлагают угадать: что у них под ногами, как они это определили. В целях безопасности взрослые поддерживают детей под руку, когда ходят по «дорожке ощущений»

Выкладывать массажный коврик:

· Резиновый массажный коврик;

· Емкость, наполненная скрученными скакалками (ручки со скакалок сняты)

· Поролоновый цилиндр;

· Массажный колючий коврик «травка»;

· Емкость, наполненная свитыми веревками;

· Раскрашенные камушки;

· Массажный тканевый коврик с нашитыми пуговицами разного размера;

· Емкость с водой;

· Сухое махровое полотенце.

В конце дорожки ставится тазик с водой. Дети, выходя из тазика, встают на махровое полотенце и, обтирая им ноги, одновременно определяют его поверхность. При необходимости дети дополнительно вытирают ноги ножками полотенцами и обуваются.

 

«Дыхание одной ноздрей»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Методика проведения: и.п. – сидя или стоя. Туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох(последовательно: нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть первую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких, чтобы в животе образовалась «ямка».

Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд сделать 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно(сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Начинать со спокойного дыхания и переходить на глубокое.

«Воздушный шар поднимать вверх»

(верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Методика проведения: и.п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнять вдох и выдох со спокойными и плавными поднятиями и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4 – 8 раз.

«Воздушный шар»

(дыхание животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Методика проведения: и.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движение пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок кА бы опускается.

Медленный, плавный вдох, без каких – либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как шар.

Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4 -10 раз.

«Ветер»

(очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Методика проведения: и.п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3 – 4 раза.

Примечание: упражнение не только великолепно очищает(вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении, снимает усталость. Рекомендуется проводить его после физической нагрузки.

 

«Воздушный шар в грудной клетке»

(среднее реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать внимание на их движениях, для вентиляции средних отделов легких.

Методика проведения: и.п. лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный вдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно зажимается двумя руками и нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание: мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выходе и входе нижнюю часть ребер грудной клетки.

 

 

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

«Очищение воды»

Цель: подвести детей к выводу о необходимости очищения воды перед употреблением.

Материалы: стакан воды из реки, стакан с очищенной водой, йод, зеленка, ватные палочки.

Методика проведения: воспитатель обращается к детям: «Сегодня я принесла вам воду, которую набрала из реки. Пройдем в лабораторию». (Дети надевают фартуки, работают за столом). Затем в набор для очистки воды положили йод и зеленку? (Йод обеззараживает воду). Педагог сообщает детям о том, что в природе йод можно заменить веточкой черемухи, соком чистотела.

Воспитатель помогает детям сделать вывод: после очистки вода стала пригодной для употребления. Обращает внимание, что даже для очистки воды в стаканах потратили много времени и сил. Гораздо больше труда, средств, умных машин требуется, чтобы очистить воду для жителей всего города. В народе говорят: «Каждая капелька воды копеечек стоит».

 

«Имеет ли вода запах?»

Цель: подвести детей к выводу о том, что вода без примесей не имеет запаха; вода с неизвестным запахом нельзя употреблять, чтобы не повредить здоровью.

Материалы: стакан с минеральной негазированной водой, стакан с водопроводной водой, стакан с водой из аквариума, слабый раствор хлорной извести, пипетка, микроскоп, соломинка.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и определить:

· В каком из стаканов вода минеральная, а в каком – водопроводная?

· Чем пахнет вода из – под крана?

· Почему она пахнет хлоркой?

Затем воспитатель предлагает подойти к микроскопу и рассмотреть, что происходит с грязной водой, если в нее добавить раствор хлорной извести.

С этой целью берется капля воды из аквариума и рассматривается детьми под

микроскопом. Затем в эту каплю добавляется капля раствора хлорной извести.

С этой целью берется капля воды из аквариума и рассматривается

детьми под микроскопом. Затем в эту каплю добавляется капля раствора

хлорной извести. Дети, наблюдая за происходящими изменениями, приходят к

выводу, что хлорка убивает микробов, тем самым очищает воду. Педагог

сообщает, что в больших дозах хлор очень ядовит, поэтому специалисты следят

за тем, чтобы в водопроводные трубы попадал раствор хлорной извести,

безопасный для людей.

После этого задает детям вопрос: «Можно ли употреблять воду,

Жидкость, имеющую резкий, незнакомый запах?»

Воспитатель подводит малышей к выводу: нельзя употреблять

неочищенную воду, и имеющую резкий запах, а также пробовать на вкус

незнакомые напитки.

 

«Испорченное яйцо»

Цель: выявить представление детей о вредном влиянии газированных напитков и сладостей на эмаль зубов.

Материал: яйцо, сваренное вкрутую, чашка солодовым уксусом.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям яйцо

(предварительно сваренное вкрутую) положить в чашку с содовым уксусом и оставить его. На следующий день дети рассматривают яйцо и видят, как сильно уксус изъел скорлупу.

Воспитатель помогает малышам сделать вывод: так же губительно влияют на эмаль зубов газированные напитки и сладости.

«Вкусно – невкусно»

Цель: доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта (на примере чая), а так же от последовательности приема пищи разного вкуса.

Материал: горячий и теплый чай, соленая вода, кусочки сахара, нарезанный лимон.

Методика проведения: ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащего одинаковые количества сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному кусочку сахара в каждую чашку и, размешав, пробует еще раз. В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий.

После глотка соленой воды детям предлагается попробовать простую воду. Она кажется им соленой. После чашки сладкого чая лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.

«Ползущая вода»

Цель: продемонстрировать, как можно очистить воду с помощью капилляров.

Материалы: миска с водой, грязь, кастрюля, миска, бумажные салфетки.

Методика проведения: наполнить миску наполовину водой, добавить в воду грязь и размешать. Затем перевернуть кастрюлю вверх дном и поставить на стол. Поставить на кастрюлю пустую миску. Свернуть салфетку вдоль три раза, чтобы получилась длинная полоска. Окунуть один конец полоски в грязную воду, а другой пусть свисает в пустую миску. Оставить все в этом положении на сутки.

На следующий день малыши сделают выводы: чистая вода отделяется от грязной и по салфетке попадает в пустую миску.

«Фильтрование воды»

Цель: познакомить детей с процессами очистки воды разными способами.

Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям «замутить» воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).

«Наши помощники»

Цель: показать детям взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Материалы: продукты (лимон, хлеб, шоколад), картинки с их изображением.

Методика проведения: воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху, какой – либо продукт.

Затем ребенку предлагают закрыть нос и, вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что,вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус. Пробую пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется ощущения вкуса продукта ощущается гораздо лучше.

Существует четыре основных вкуса: сладкий, горький, кислый и соленый. Детям предлагается назвать, что может быть сладким, соленым, кислым или горьким. Можно предложить детям, глядя на картинки с изображенными продуктами, назвать вкус и полезные свойства каждого из них. Педагог сообщает малышам, какие витамины содержаться в этих продуктах.

 

ПСИХОЭМОЦИОАНЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

 

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после

физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс

дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля расслабления

своего организма и психики.

Методика проведения: и.п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз.

Примечание: упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже представленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при вдыхании.

«Ветер»

(очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию во всех отделах.

Методика проведения: и.п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3 – 4 секунды.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3 -4 раза.

Примечание: упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется выполнять его после физической нагрузки.

 

«Проследи за пальцем»

Цель: учить детей снимать усталость с глаз.

Методика проведения: дети выпрямляют вверх большой палец правой руки, вытягивают руку вперед на уровне глаз и пристально смотрят на него в течении 10 секунд. Затем, оставляя большой палец в этом же положении, отводят правую руку вправо, следя за кончиком большого пальца, не поворачивая головы, до тех пор, пока он не исчезнет из виду. Каждой рукой делают 2 раза.

 

«Танец настроения»

Цель: сформировать представление детей о том, что свои чувства и эмоции можно выразить с помощью движений и музыки.

Методика проведения: воспитатель обращается к детям: «Как вы выражаете свои эмоции, чувства? Представьте, что мы с вами попали в сказочную страну Танцев.

Жители этой страны общаются не с помощью слов, а с помощью движений, пластики. Я предлагаю вам на время стать жителями этой страны. Попробуйте пообщаться друг с другом с помощью движений»

Детям предлагается изобразить «Танцы настроения».

Танцуем, потому что:

- нам весело;

- мы как будто грустим;

- мы вдруг на что то рассердились;

- у нас прошла обида и появилась радость.

Воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, поддерживает активность и подбадривает стеснительных детей.

 

«Объясни без слов»

Цель: развивать умение детей выразительно передавать информацию с помощью мимики и жеста.

Методика проведения: воспитатель дает задание одному из детей изобразить какое – то событие только с помощью жестов и мимики (без слов).

Можно использовать для этой цели карточки с изображением какого – либо персонажа в определенном эмоциональном состоянии. Ребенок должен быстро сообразить, как это изобразить, и выполнить задание. Остальные дети должны отгадать, что тот хотел сказать.

Критерием выразительности выполнения задания является точность ответов угадывающих детей на вопросы воспитателя.

Предлагаемые задания: «Мимическая зарисовка»: человек грустный, испуганный, злой, удивленный.

«Объясни без слов»: «туда нельзя», «у меня болит живот», «я тебя не слышу», «до свидание», «я вас люблю».

 

«Катание ореха»

Цель: учить детей снимать нервную усталость, раздражение, эмоциональное напряжение.

Методика проведения:

1. Дети катают орех круговыми движениями между ладонями, прижимая его с усилием.

2. Дети катают орех на тыльной стороне руки, прижимая его ладонью другой руки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: