Первобытное искусство
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство было у всех народов и во все времена и до сих пор сохраняется у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты. Оно отразило первые представления человека об окружающем мире, помогало людям общаться, сохранять и передавать знания и навыки.
В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптура (фигуры из камня и глины); архитектура (древние жилища). Однако первобытное искусства было синкретичным, то есть слитным, неразделенным на отдельные формы – они развивались совместно и были тесно связаны с повседневной жизнью человеческого коллектива (с его трудовой деятельностью, с обрядами).
Первобытное искусство – это искусство каменного века, в котором различают три периода:
- палеолит (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) (древнекаменный век),
- мезолит (др.-греч.
μέσος — средний и λίθος — камень) (среднекаменный век),- неолит (др.-греч. νέος — новый + λίθος — камень) — новокаменный век.
Искусство палеолита
Первобытная скульптура. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица – они создавали некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские фигуры в эпоху палеолита очень редки.
|
Позже внимание художника привлекают к себе дикие звери, за которыми охотятся он и его близкие; из кости, клыка и рога вырезали животных: в разных местах обнаружены фигурки мамонта, быка, оленя.
Первобытная живопись. На стенах пещер первобытные художники изображали животных: в различных странах найдены изображения мамонта, рыбы, тюленя, змеи, антилопы, лошади, козы, оленя, осла и др. Петроглифы (наска́льные изображе́ния) — знаки-символы, которые известны во всех местах обитания человека — высеченные изображения на каменной основе. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён до средневековья (внутри пещер, на каменных изделиях и сооружениях).
Самые древние первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Позднее мастера стали прорисовывать детали (например, штрихами они изображали шерсть), научились пользоваться дополнительными цветами - оттенками жёлтой и красной краски (чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов).
В 12 тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер: пещера Альтамира, а также пещеры Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.
Любопытно, что более поздние палеолитические пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
|
Искусство мезолита
Изменились климатические условия, состав животного мира, стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Изменилось и искусство: прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Кроме различных оттенков красной краски стали применять чёрную и белую. В наскальной живописи мезолита появляются многофигурные композиции и сцепы из жизни охотников, военные столкновения между племенами, сцены казни. Для росписей мезолита характерны детальность композиций и количество персонажей (иногда это сотни изображений человека и животных). Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены.
Искусство неолита и бронзового века
Живописные изображения передают более сложные и отвлеченные понятия. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных появляются геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли).
Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства: обработка металла (оружие и орудия) и керамика (глиняная посуда). Начинается расцвет искусства орнамента: ритмичность узора, чередование фрагментов, симметрия геометрических фигур.
|
Появился новый вид архитектурных сооружений — крепости – сооружения из огромных грубо отесанных камней. Они сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней лесной полосе Европы распространились поселения и погребения. Поселения: неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Особое место занимают мезолитические поселения, так называемые "кухонные кучи" (они действительно похожи на длинные кучи отбросов устричных раковин). Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей. Стоянки охотников каменного века (Помпеи, Геркуланум, Троя и другие древние города) — все это поселения. Погребения: погребения с надмогильными сооружениями ( курганы, мегалиты, гробницы ) и погребения грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.
Особый интерес представляют мегалиты (от гр. Megas — большой, lithos — камень) – погребения в гробницах, сооруженных из больших камней. К ним относятся: менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Самый знаменитый мегалит — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.) в Англии: он построен из 120 каменных глыб весом до 7 тонн каждая, а в диаметре составляет 30 м. Горы, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в 280 км. от Стоунхенджа. Назначение подобных сооружений неизвестно.
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества: научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в форме искусства – художественного творчества, развитие которой прослеживается историей искусства.