ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Мифы помогали человеку структурировать окружающий мир, превращать хаос в обжитое комфортное пространство.
Искусство (отражение в художественных образах представлений об окружающем мире) помогало преодолевать хаос в самом человеке.
Искусство первобытности делится на:
Палеолит – др. каменный век (X тыс.до н.э.)
Мезолит - ср. каменный век (X – Vтыс. до н.э.)
Неолит - нов. каменный век (V –IIIтыс.до н.э.)
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Изготовление орудий труда стало границей между животным и человеком. Пещерные изображения соединили жизненные реалии с мифологией. Ярким отражением первобытного мира стала наскальная живопись.
Древний человек был убежден, что все изображения существуют в действительности и как бы магически влияют на рост численности и успешную охоту.
Особенность пещерных изображений палеолита:
(Пещера Альтамира в Испании, пещеры ЛАСКО во Франции
Первые наскальные изображения – штрихи, красочные пятна, контуры рук
- Фигуры животных объемны благодаря различной толщине линии, штриховке, передаче теней, различным оттенкам цвета.
- Передача в рисунке действия и силы (важнее, чем передача формального сходства)
- Точность в передаче признаков животного и его движений.
- Изображение животного как удостоверение родства с ним (тотемическое родство).
Динамичным изображениям животных в пещерах Ласко нарочито противопоставлены статичные фигуры другой группы. Такое различие в динамике отражает одно из главных противопоставлений в мифологии – «левое» -«правое».
Левая сторона –мифологический, сакральный мир, связанный с понятием порядка и более реальный для др. человека, чем окружающая действительность.
|
Ему соответствует красный цвет голов животных.
Правая сторона – земной мир, еще во многом враждебный и потому окрашенный в черные тона. Черные головы животных указывают на принадлежность к этому миру.
Образ Богини-матери воспринимался как символ «вместилища» и выражал формулу жизни «живот –жизнь -дающий» и был рассчитан на мгновенное узнавание, а не на длительное любование.
Наскальные изображения в эпоху мезолита
Новые условия быта, связанные с появлением лука и стрел в период мезолита, обусловили новые формы искусства. Почти бытовые сцены изображений акцентируют внимание на фигурах человека в действии. Многие рисунки выполнены в реалистической манере с точной передачей анатомического строения, пропорций, повадок. Вместе с тем реалистическое изображение неотделимо от символики:
пчела – плодородие
корова – изобилие
бык и бизон – жизненная сила
олень – успех в охоте.
При этом их образы должны были магически влиять на жизнедеятельность природы.
В период неолита изменилась картина мира. Человек от собирательства и охоты перешел к земледелию и скотоводству и становится центром мира. Рисунки отражают изменение мировоззрения, где фигура человека занимает центральное место. Часто рисунки использовались для передачи целых сообщений (пиктография). Появились новые художественные образы, связанные с плодородием и богатым урожаем. Сложился так называемый геометрический стиль, для которого характерны линейные формы – спираль, круг, квадрат, треугольник, крест, свастика.
|
Спираль – символ жизни и воды. Природный цикл «жизнь – смерть - воскресенье». Спираль(змея) – символ воды. Змея связана с ритуалом вызывания дождя и плодородия.
Змея, кусающая себя за хвост(круг) – непрерывность природного цикла, единство
мира земного, хтонического (змея) и небесного (круг).
Квадрат – знак материального мира, ориентированного по четырем сторонам света.
Треугольник (вершиной вверх) – огонь и созидательная мужская сила,
Треугольник (вершиной вниз) – вода, плодородие и женское начало.
Крест – ориентация в пространстве по вертикали, соответствие образу мирового древа,
Крест – ориентация в пространстве по горизонтали, символ земли.
Объединяет противоположные начала: мужское и женское,
духовное и материальное, вечное и преходящее.
Место пересечения перекладин креста обозначает источник энергии, дающий развитие миру во всех направлениях.
Горизонталь креста – смерть
Вертикаль креста - жизнь
Свастика (разновидность креста)- знак движения, непрерывности жизни,
смены времен года.
Ключевое место в искусстве неолита вновь занял образ Богини-матери.
Но в отличие от палеолита он характеризовался предельным схематизмом форм и обретением антропоморфных(представление божества в образе человека) черт.
Составные части красок:
- красящее вещество(пигмент), сделанное из отвара растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и минеральные
- жидкий разбавитель (основание краски) – вода или масло
- клейкое связующее вещество (в древности: яичный желток, мед, кровь)
- охра – естественные минеральные краски (желты, оранжевые, красные,
коричневые, зеленные)