Рябикова Юлия 320 группа 1 бригада
Тема: Христианство
Причины и механизмы распространения и принятия христианства в Римской империи
Причины следующие:
· Падение авторитета греко-римского язычества на территории Римской Империи, возникновение синкретических культов, духовные искания римлян в поисках новой истины;
· Привлекательность христианства для низших слоев римского народа - рабов, вольноотпущенников и бедняков;
· Интернациональность христианства, в котором нет "ни эллина, ни иудея", и которое всегда было отрыто для всех национальностей;
· Наряду с христианством, успехи имели другие культы, например, митраизм. Но христианство победило благодаря императору Константину, который признал его законной религией, после чего оно вскоре прочно установилось в Риме и стало государственным.
Вообще, христианство возникло в Палестине изначально. Это было в 1м веке до нашей эры. Появляется христианство и имеет множество схожих с иудаизмом вещей – например, Ветхий завет – священная книга и иудеев, и христиан.
Палестина был малоазиатской провинцией Римской империи. И по всей Малой Азии христианство быстро распространилось. Конечно, сначала Рим новую религию не принимал. Но как только начался кризис античности, усилился межклассовый антагонизм, а также между римлянами и их поддаными, то нужно было что-то, что могло бы всех объединить.
Ну поскольку римская религия не была единой для востока, а восточные верования были чужими для европейской части, то нужна была идея всеобщей справедливости и равенств – как раз это пропагандировало христианство.
Ведь именно христианство считало всех людей равными. А равными все были потому, что все были грешниками.
Христианство было уникальной религией, которая давала рабу надежду на то, что он может быть свободным благодаря истине о боге, которую миру дал Иисус. Плюс, римлянам было на руку «божественное» происхождение этой религии.
Помимо обездоленных в распространении христианства участвовали также философы – Филон Александрийский, Сенека был близок в своей риторике.
Итак, главной причиной распространения можно назвать кризис Римской нравственной идеи и попытки Рима сохранить свое положение. Поэтому христианство было отличным способом сохранить положение.
Почему первосвященники запретили чтение и предали забвению большинство древних Евангелий?
В Библию вошли не все евангелия, а лишь те, которые были отобраны императором Константином и его помощниками для выполнения поставленных перед ними задач.
Остальные евангелия просто отвергли, так как в них трактовалось далеко не то, что им было нужно и выгодно, где особенно резко осуждалось богатство, где содержались, хотя бы в самой слабой форме, призывы к социальному переустройству. Поэтому для разоблачения церковной пропаганды апокрифы, отражающие противоречия внутри христианства, могут дать ценный материал. И даже те, которые отобрали, были изрядно подредактированы согласно обстановке нового времени и утверждения христианства как государственной религии.
Этими словами начинается самое спорное и скандальное «Евангелие от Фомы», записанное любимым учеником Иисуса. Учитель часто называет его своим братом или близнецом, что говорит о сильной духовной связи между ними.
Ранняя христианская Церковь объявила это Евангелие еретическим, потому что оно не отвечало их представлениям об Иисусе как о богочеловеке. В тексте же «Евангелия от Фомы»
Иисус представлен просто святым человеком, Учителем, его высказывания непонятны, и Церковь распорядилась уничтожить все экземпляры Евангелия.
Основные противоречия между древним (гностическим христианством) и современным официальным христианством.
Представление «о двух мирах» – ключевая идея изначального христианства.
По историческим причинам официальная церковь отвергает ее, а христианское богословие стремится избегать любого упоминания о дуалистических евангельских мотивах. Эта идея, эта истина о существовании двух порядков, двух царств - божественного мира и «царства кесаря», конечно, является гностической. Как известно, церковь сделала гностицизм своим врагом и потому должна была искоренить всякое о нем напоминание. Именно это искажение и произошло в ходе формирования современной догматики и официальной церкви, искажение, корень которого – в противопоставлении христианства и гностицизма.
Но для того, чтобы осознать гностическую суть христианства, понимаемого как изначальное откровение, данное людям через Иисуса Христа, а не как совокупность теологических конструкций, достаточно самостоятельного знакомства с текстом Нового Завета – знакомства непредвзятого и свободного от навязанных традиций толкования. Вы должны отбросить все навязанные вам линзы, через которые вы привыкли читать Библию. Это новое знакомство, вдумчивое прочтение и собственное размышление, личное внутреннее переживание строк Писания к осознанию того, что смысл Евангелия, «благой вести», заключается именно в том, что, хотя и существуют два мира – мир природный и божественный – но непроходимой пропасти, разделяющий их, нет. Именно на это указывает все учение Иисуса, Своей жизнью показавшего путь возвращения в Царствие Отца из стихии греха и погибели.
В Новом завете мы отчетливо видим противопоставление «мира сего» и Царствия Божия, «Духа» и «плоти». Христос пророчествует о ненависти, с которой сталкиваются его последователи подобно тому, как ненавидим был и Он Сам (Ин. 15:18-19), поскольку Царствие Его «не от мира» (Ин.18:36), и говорит о том, что мир сей не знает Духа истины и не может его увидеть (Ин. 14:17), но ученики Его избраны от мира и потому могут этот Дух воспринять.
В разговоре с книжниками Иисус произносит: «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23), а в проповеди ученикам говорит: «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12:25). В диалоге с Никодимом Спаситель говорит о необходимости рождения свыше, ибо «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6). Ясно свидетельствуют о противоположности мира Божиего и земного и апостолы. Так, Павел пишет: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога»(1 Кор. 2:12).
Мы можем ясно видеть, что земной мир противопоставляется в христианстве Божественному Царствию. Первый – мир, где властвуют время, боль и страдание, где правит «князь мира сего». Иной мир – Царствие Божие, вечное, незыблемое, исполненное любви. Эти миры не только противопоставлены: «сей мир» оказывается темницей для изначального, божественного человека. Иисус указывает на необходимость освобождения от мира «сего» и осознание его удаленности от Бога, чтобы стало возможно обращение к Царствию и чтобы мог быть начат путь, ведущий к обновлению и возвращению в изначальный Божественный мир.
Тема: Ислам