Школьное и домашнее образование в Киевской Руси.




Эволюция идеи всестороннего развития личности в педагогике

Идея гармоничного развития телесной и духовной красоты зародилась в античной философии Еще Аристотель акцентировал внимание на воспитании мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой словарь лектуальнои и нравственной чистотеи.

Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф Рабле, М Монтень к содержанию всестороннего развития вносили культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой Они не могли подняться до понимания необх димости сочетание умственного труда с производительным, так как в самом обществе для этого не было объективных причин Более того, низкий уровень общественного производства не только не требовал всестороннего решения итку личности, но и вызывал его односторонностьість.

У социалистов-утопистов Т Мора, Т Компаннслы идея всестороннего гармоничного развития получает новую направленность Они впервые выдвинули вопрос о включении в процесс всестороннего гармоничного развития осо обистости труда, сочетание воспитания и труда Французские просветители XVIII века КГельвеций, ДДидро эту идею ограничивали умственным и нравственным развитием, не связанным с трудопрацею.

 

Законы хорошо организованной школы (Я.О. Каменский)

Этот небольшой трактат примыкает к работам Коменского, посвященным практическим вопросам организации, функционирования и управления школой. А. А. Красновский очень точно назвал "Законы..." одним из первых в истории педагогики трактатов по школоведению, в котором дано решение принципиальных вопросов о целях, содержании, методах и организационных формах деятельности школы как социального института по передаче культуры новым поколениям (см.: Красновский А. А. Ян Амос Коменский: Его жизнь И педагогические сочинения.- В кн.: Коменский Я. А. Избр. пед. соч. М., 1955, с. 64-65).

Школу Коменский рассматривает как сложную многофункциональную систему, тесно связанную с другими социальными институтами. В "Законах..." регламентируются отношения между школой, государством, семьей и церковью. Тщательно нормируются взаимоотношения между учителями и школьным начальством.

Коменский выделяет все главные составляющие педагогического процесса, рассматривает взаимосвязи между ними, четко определяет их функции в целостной системе школьного организма.

На основе "Законов..." Коменского составлялись школьные кодексы в XVIII и XIX вв.)

Достоинства и недостатки педагогической системы И.Ф. Гербарта

Он установил два значительных вклада, сделанных И.Ф.Гербартом в развитие педагогики как науки. Во-первых, это выдвижение идеи «воспитывающего обучения». Во-вторых, И.Ф.Гербарт дал педагогике «новую основу и перенес эту основу на ее естественную почву - психологию». Л.Н.Модзалевский обозначил основное противоречие гербартовской педагогической концепции как несоответствие заявленных педагогических целей и теоретической разработки путей их достижения с тем, что на практике воспитывать, по И.Ф.Гербарту, значит только «давать и отнимать». Он объяснил это механистичностью психологических взглядов И.Ф.Гербарта, рассматривающих «человеческий дух как механизм, составленный из представлений».
основной педагогический труд И.Ф.Гербарта «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» по времени своего издания (1806) совпал с периодом политического и экономического кризиса в Германии, вызванного разгромом немецких войск Наполеоновской армией в Иена - Аустерлицком сражении. Однако к концу XIX в. «поражение французов немцами (в битве при Седане во время франко - прусской войны 1870-1871 гг., где была окружена и разбита французская армия под предводительством маршала М.Э.Мак-Магона - О.Т.) было учтено в том смысле, что победителем является собственно превосходство общего состояния немецкого народного образования».

Вторая причина, выявленная А.Ф.Музыченко, имеет отношение к научному прогрессу. Она определяется тем, что успехи биологии и физиологии второй половины XIX в. способствовали не только становлению психологии как самостоятельной науки, но и выделению в специальный раздел детской психологии, что привело к усилению интереса к вопросам теории воспитания и обучения.

 

Школьное и домашнее образование в Киевской Руси.

Введение христианства, под влиянием Византии (крещение Руси в 988 г. Князем Владимиром) имело большое значение для развития культуры, прежде всего письменности, архитектуры и искусства, обогащения внешнеполитических связей и торговли. Возникла потребность в подготовке грамотных людей для церковного служения. Содержание обучение едино для всех сословий. Первые учителя: греки, позже священники. Цель: обучение благонравию, чистоте и смирению.

Средствами воспитания были: выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов: заучивание молитв: соблюдение постов; беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей; физические наказания Таким образом X в. и вплоть до XVIII в. на Руси царила церковно-религиозная педагогика, которая характеризуется преобладающим положением церкви в просвещении народа.

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 году. Она считалась учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение

В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семейное воспитание детей в этот период по- прежнему строилось на основе народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: