ВЫБОР ФОРМЫСОБСТВЕННОСТИ СКЛАДА
Варианты выбора формы собственности склада:
1. приобретение склада в собственность;
2. использование склада общего пользования (коммерческого склада);
3. лизинг здания и оборудования (эта форма близка к приобретению склада и может рассматриваться как первый вариант).
Факторы, учитываемые при выборе формы собственности склада:
1. Собственный склад:
- стабильный и высокий уровень товарооборота предприятия;
- постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории;
- лучшие условия хранения и контроля над уровнем запасов продукции;
- легкость корректировки стратегии сбыта и перечня предла-' гаемых потребителю услуг;
2. Склад общего пользования (коммерческий склад):
- низкие объемы товарооборота предприятия;
- сезонность спроса на хранимую продукцию;
3. Внедрение на новый рынок, когда объем продаж неизвестен или непостоянен:
- недостаток инвестиций в развитие складского хозяйства, минимизация финансовых рисков владения складами, повышение гибкости в маневрировании складской площадью. Можно варьировать арендованными складскими площадями и сроками их аренды.
ВЫБОР МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Задача выбора местоположения предприятия заключается в нахождении такого местоположения, которое делает возможным реализацию заданной программы производства и продаж.
Выбор местоположения предприятия определяется необходимостью экономии ресурсов, возможностью производить на данном месте определенный продукт с меньшими общими затратами, чем в других местах. При этом исследуется влияние логистических затрат на принятие решения в отношении местоположения предприятия. В частности, учитываются затраты на транспортировку, сырье и горючее, рабочую силу, хранение продукции.
|
Факторы, влияющие на принятие решения относительно местоположения предприятия:
1. Внутренние:
- финансовые ограничения для покрытия затрат, связанных с выбором местоположения;
- личные предпочтения специалистов предприятия;
2. Внешние. Определяются, как правило, законодательством. Так, предписания в области строительства (например, планы застройки) и предписания в области экологии могут содержать запреты на осуществление промышленного строительства. Некоторые местности могут быть исключены из выбора в силу своих естественных характеристик (таких, как климат, структура почвы и т. п.). Политические ограничения могут привести к тому, что целые регионы будут выпадать из числа потенциальных мест размещения предприятий. Существует, например, целый ряд государств, в законодательстве которых не предусматриваются для иностранных граждан возможности ведения предпринимательской деятельности. В некоторых случаях слишком велик политический риск.
Перечень факторов выбора местоположения предприятия включает совокупность всех критериев, существенных для принятия решения о выборе места размещения предприятия.
Факторы, учитываемые при определении местоположения предприятия:
- общие — транспортные затраты и стоимость рабочей силы;
- специальные, важные для предприятий определенных отраслей промышленности (наличие сырья, воды);
- региональные — притягивают предприятия к определенным регионам (например, месторождения сырья);
- факторы сосредоточения — обусловливают территориальную концентрацию (например, рынки сбыта при высокой плотности населения);
- факторы рассредоточения — обусловливают территориальную децентрализацию (например, низкий уровень заработной платы в стране);
- естественно-технические (например, структура почвы);
- общественно-культурные (например, культурный уровень города). Факторы выбора местоположения предприятия с точки зрения снабжения:
- земельные участки (структура, закупочная цена или размер арендной платы);
- сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, затраты на транспортировку);
- рабочая сила (трудовые ресурсы в зависимости от численности населения, уровня жизни в данном регионе, уровня заработной платы, квалификации рабочей силы, отношения к труду);
- энергия (затраты на энергоснабжение);
- транспорт (инфраструктура транспорта, например: наличие автомобильных дорог, близость аэропортов, затраты на транспорт).
Производственные факторы выбора местоположения предприятия:
|
- природные особенности (структура почвы, климат);
- технологические особенности (территориальная близость предприятий, готовых к развитию кооперативных связей, например, поставщиков услуг автомобильной транспортировки для работы по принципу «точно в срок»).
Факторы выбора местоположения предприятия с точки зрения сбыта:
- потенциал сбыта (структура населения, покупательная способность, конкуренция, особый престиж продукта в районе производства или высокий рейтинг региона в силу качества производимой в нем продукции);
- транспорт (транспортные пути, затраты на транспорт);
- контакты, способствующие реализации (ярмарки, рекламные агентства).
Факторы выбора местоположения предприятия, определяемые государством:
|
- налоги (ставка налога, налоговые льготы для определенных регионов);
- законодательство, регулирующее пересечение границ (таможенные правила, внешнеторговые законы),'которое может, например, ущемлять интересы экспортеров и, следовательно, способствовать принятию решения о размещении предприятия за рубежом;
- экономическая система (законодательство в области бизнеса, регулирующее конкуренцию, право принимать участие в делах предприятия), а также риски, связанные с политической нестабильностью (например, ограничения в движении капитала, экспроприация);
- мероприятия в области охраны внешней среды (снижение уровня загрязнения внешней среды);
- государственная помощь (программы содействия регионам со слаборазвитой экономической структурой, помощь в основании частных предприятий, содействие научно-исследовательским работам и опытно-конструкторским разработкам).
Факторы выбора участка под распределительный центр после принятия решения о его географическом месторасположении:
- размер и конфигурация участка;
- транспортная доступность местности;
- планы местных властей.
Последовательность действий при выборе варианта размещения распределительного центра:
1. Изучается конъюнктура рынка, прогнозируется величина материального потока.
2. Составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе и на отдельных участках цепи поставок.
3. Разрабатывается система закупок.
4. Разрабатываются варианты схем распределения продукции по цепи поставок.
5. Выбирается месторасположение распределительного центра, отвечающее критерию минимума общих затрат.