Характерные черты олигополии




Тема 21. «Олигополия»

Определение и характерные черты. Олигополия – рыночная структура, при которой большая часть продаж совершается очень немногими фирмами, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Основные черты:

· несколько фирм снабжают весь рынок. Господствуют от 2 до 10 фирм, имеющих очень большие рыночные доли;

· продукт стандартизован или дифференцирован;

· фирмы обладают способностью влиять на цену своего товара, варьируя его количество на рынке;

· вступление в олигополистические отрасли очень сложное. Барьеры входа схожи с барьерами для чистой монополи.

Существуют естественные олигополии – несколько фирм могут удовлетворить весь спрос с меньшими издержками, чем большее количество фирм. Все фирмы осознают свою взаимозависимость: небольшое число соперников, следовательно, действия одного оказывают заметное влияние на других. Олигополист должен предвидеть действия соперников и их реакцию на собственные действия. Эти взаимодействия делают проблему максимизации прибыли очень трудной и создают сложности в прогнозировании олигополистического поведения – нет единой модели олигополии. Разрабатываются модели, основанные на предположениях фирмы о реакции соперников.

В целом, поведение олигополиста определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях: сговор и соперничество.

Сговор

Сговор обусловлен заинтересованностью фирм в максимизации совокупной прибыли в отрасли, как если бы они были одной фирмой-монополистом. Различают явный и тайный сговор.

Явный сговор – фактическое соглашение фирм о цене и объемах продаж (картели – например, ОПЕК). В ряде стран картели нелегальны (США). В Европе более мягкое отношение. В Японии – наиболее распространены.

Тайный (молчаливый) сговор применяется чаще. Типичная форма тайного сговора – лидерство в цене (одной фирме отводится ведущая роль в установлении отраслевых цен). В отраслях, имеющих лидера, цены имеют тенденцию сохраняться на постоянном уровне в течение относительно длительных периодов.

Соперничество

Соперничество обусловлено заинтересованностью каждого продавца в максимизации собственной прибыли. Если сговариваясь, олигополисты устанавливают цену, превышающую предельные издержки, то действуя в собственных интересах, каждая фирма могла бы увеличить прибыль путем снижения цены.

Основная проблема – оценка реакции других фирм. Если все фирмы начнут снижать цену, то разгорается ценовая война, – она ведется до тех пор, пока цена не упадет до минимума средних издержек: . Следовательно, общий объем рыночного предложения такой, какой был бы при совершенной конкуренции. Потребители и общество в целом выигрывают от ценовой войны. Но они недолговечны и фирмы вновь вступают в сговор.

Разновидность ценовой войны, когда она – результат не соперничества, а сговора: в целях устранения или недопущения в отрасль конкурента, цена устанавливается в соответствии с минимумом издержек конкурента. Это называется хищническим ценообразованием и преследуется антимонопольной политикой всех стран.

Оценка эффективности олигополии

Оценка затруднена ввиду отсутствия единой модели и действия двух сил:

Отрицательные черты:

· олигополия на сговоре приводит к ограничению выпуска и подъему цены – аналогично монополии (все последствия аналогичны);

· олигополия на молчаливом сговоре создает видимость конкуренции нескольких фирм в отрасли и находится вне действия антимонопольного законодательства.

Положительные черты:

· ценовые войны: рыночная цена и объем продаж устанавливаются на конкурентном уровне;

· научно-технический прогресс: только крупные фирмы способны финансировать значительные затраты на создание новых продуктов и технологий (это спорно).

 

Характерные черты олигополии

 

Тип рынка с высокими входными барьерами, где господствуют небольшое число крупных фирм-продавцов, обладающих значительной рыночной властью и стремящихся избежать ценовой конкуренции друг с другом, что позволяет им длительное время зарабатывать значительную прибыль.

Характерные черты:

1) ограниченное количество фирм

2) товар стандартизованный (сталь, цинк, алюминий, медь, цемент) или дифференцированный (автомобили, TV)

3) Наличие существенных барьеров для входа и выхода из отрасли, обусловленное эффектом масштаба производства, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями, владением стратегическим сырьем. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий с тем, чтобы не допустить в отрасль новых конкурентов.

4) Контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью, хотя может быть значительным при тайном соглашении.

5) Устойчивое стремление фирм к слияниям и поглощениям. Поводами для объединения и слияния мелких фирм являются:

- увеличение рыночной доли и эффекта масштаба;

- рыночная власть;

- возможность снижать цену на ресурсы за счет больших объемов производства.

6) Устойчивое стремление фирм к сговору.

21.2. Разнообразие форм олигополистического поведения:

Соперничество и сговор

 

Можно выделить три принципиальные возможности поведения (модели) фирмы на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

2. (Картель или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

3. "Игра по правилам", при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли.

Рассмотрим более подробно основные модели олигополии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: