Курс Эффективного Школьника
Рабочая тетрадь ученика
________________________________
Анатолий Сторожев
Лаборатория Целостного Образования
Курс Эффективного Школьника
Часть 1
Для учащихся 2 — 5 классов
Рабочая тетрадь ученика
Развитие мышления, памяти, устной и письменной речи, умения учиться.
Рабочая тетрадь ученика к «Курсу эффективного школьника» (первый уровень) может быть использована вне рамок данного курса как система развивающих заданий.
В создании данной тетради приняли участие Сергей Волков и Вячеслав Загороднев.
Авторские права на данное издание принадлежат ООО «Лаборатория целостного образования».
Дорогой друг!
Ты держишь в руках не обычную тетрадь. Она не для развлечения. С этой тетрадью надо немного поработать. А может быть — и много.
И всё же скучно не будет. Мы постарались сделать эту тетрадь весёлой и интересной. Ведь самое интересное, что есть в жизни — это творчество.
Мы уверены, что учиться надо только творчески, весело и азартно. Скучные уроки — это не для нас.
Работать с тетрадью можно и нужно самостоятельно. Но мы уверены, что при выполнении заданий ты не оставишь в покое своих родителей, старших товарищей, которые могут тебе немного помочь.
Никогда не стесняйся спрашивать окружающих о том, что тебе не очень ясно! Задавай вопросы. Не допускай, чтобы оставались непонятные слова и вопросы без ответов.
Здесь будут встречаться такие задания, что и многим взрослым покажутся сложными, это нормально. Только на сложных вопросах человек и учится. Оценок мы не поставим. Зато после этих заданий обучение в школе тебе покажется гораздо проще. Как спортсмену поднять 1 кг после пудовой гири.
|
Урок 1.
Кто такой эффективный школьник?
Одну и ту же работу можно выполнять хорошо или плохо, быстро или медленно, радостно или в тягость.
Если работа не радует человека, то и результаты её тоже никого не радуют.
Учёба — это тоже работа, возможно, самая сложная работа, которую придумали люди. Мы будем с тобой учиться работать над собой, учиться быть эффективным учеником.
Постараемся, чтобы наши занятия доставляли нам радость. Тогда и результаты наших занятий всех порадуют.
Подумай, какие умения, качества помогают человеку хорошо учиться?
Запиши, что ты думаешь об этом.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
На наших уроках мы будем развивать память, учиться думать и решать сложные задачи, развивать речь.
Сегодня мы будем учиться задавать вопросы. Вопросы позволяют узнавать новое.
Выбери предмет, о котором ты что-то хочешь узнать. Это может быть компьютер, глобус, автомобиль, космический корабль, планета Марс и вообще что угодно.
Я выбрал ______________________________________.
Задай вопросы разным людям про выбранный предмет.
Сколько ________________________________________
_________________________________________________?
Почему ________________________________________
_________________________________________________?
Как ____________________________________________
_________________________________________________?
Из чего ________________________________________
_________________________________________________?
|
О чём __________________________________________
_________________________________________________?
Откуда _________________________________________
_________________________________________________?
Кто _____________________________________________
_________________________________________________?
_________________________________________________?
_________________________________________________?
_________________________________________________?
Задать хороший вопрос — это искусство, которому надо учиться. Хороший вопрос позволяет узнавать новое, ранее неизвестное.
Будем задавать вопросы на каждом предмете в школе и находить на них ответы.
«Умение ставить разумные вопросы — признак ума и проницательности.» Иммануил Кант, философ
Урок 2.
Самоанализ
В учебе важно понимать свои возможности, развивать их. Можно сказать, что обучение — это работа прежде всего с собой, развитие своих способностей.
В начале работы внимательно оцени стартовую ситуацию. Заполни эту таблицу, оценивая свои характеристики по 10-бальной шкале.
Первая колонка - «Характеристика». Примерься — насколько это утверждение соответствует тебе.
Вторая колонка — оценка важности. Оцени, насколько важным ты считаешь иметь то или иное качество.
Третья колонка — это оценка нынешнего состояния. Например, в первой строке оцени, какая сейчас у тебя память?
Последнюю колонку нужно заполнить только тогда, когда ты освоишь все уроки в этой тетради. Тогда ты сможешь сделать выводы, что в тебе изменилось за это время.
Характеристика | Важно | Сейчас | Надо | Стало |
У меня хорошая память | ||||
Я знаю наизусть много стихотворений | ||||
Я быстро читаю, хорошо понимая прочитанное | ||||
Я могу свободно выступать перед людьми, рассказывая им тему урока | ||||
Я не боюсь и умею задавать вопросы по теме | ||||
Я могу грамотно написать текст | ||||
Я люблю решать нестандартные задачи | ||||
Я могу научить другого тому, что умею сам | ||||
Я умею слушать товарищей, обсуждать с ними изучаемый материал | ||||
Я всегда внимательный, на занятиях почти не отвлекаюсь | ||||
Я умею понимать сложные темы, выделять главное | ||||
Я получаю радость от учебы |
|
Обсуди свои оценки с теми, кто тебя хорошо знает, например, с родителями. Совпадают ли твои оценки с теми, что тебе дают другие люди? Если не совпадают, это ещё не повод менять свои оценки (в конце концов, кто тебя знает лучше тебя самого). Но, возможно, это повод задуматься: хорошо ли ты себя знаешь?
Напиши немного о себе. Какой ты? Чем ты отличаешься от других людей? Каковы твои интересы, привычки, какой у тебя характер?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Ты — рудник, коль на поиск рубина идёшь,
Ты — любим, коль надеждой свиданья живёшь.
Вникни в суть этих слов — и нехитрых, и мудрых:
Всё, что ищешь, в себе непременно найдёшь.
Омар Хайям, персидский математик, поэт
Урок 3.