СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ И СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Сертификация услуг
Сертификация систем менеджмента качества
Сертификация компетентности персонала в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь
Экологическая сертификация в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь
Сертификация услуг
Сертификацию услуг проводят органы по сертификации услуг или Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь.
Сертификация услуг может быть обязательной (согласно требований законодательства и утвержденного перечня) или добровольной (по инициативе заявителя согласно выбранной им схемы).
Этапы проведения сертификации услуг включают (рисунок 1).
Технология работы по выделенным этапам повторяет этапы по сертификации продукции, рассмотренные выше.
Остановимся лишь на некоторых особенностях – проведении проверки услуг.
Проверка услуг проводится по специально разработанным программам на соответствие требованиям ТНПА или иных нормативных правовых актов.
Проведение проверки услуг включает:
– оценку исполнителя услуг;
– оценку процесса предоставления услуг;
– проверку результата предоставления материальных и социально-культурных услуг.
Оценка исполнителя услуги предусматриваем проверку наличия документов, подтверждающих профессиональную подготовку персонала, наличие соответствующей квалификации и практической подготовки, профессионализма, мастерства, знание требований ТНПА, технологических документов на услуги, этичность поведения, точность и своевременность, полноту исполнения услуг.
Оценка процесса предоставления услуг предусматривает проверку наличия и состояния ТНПА, технологической документации, необходимых для предоставления услуг; наличие соответствующего технологического оборудования: наличие соответствующей МТБ; наличие соответствующего персонала; обеспечение условий обслуживания потребителей и пр.
|
Проверка результата предоставления материальных услуг основывается на оценке образцов, которые отбираются согласно установленных правил и оформляются протоколом.
Рисунок 1 – Порядок проведения сертификации услуг
Проверку результата предоставления социально-культурных услуг проводят посредством экспертных оценок, социологических обследований, по результатам которых оформляется протокол.
По итогам проверки услуг составляется акт, в котором указываемся о соответствии или несоответствии услуги установленным требованиям.
Сертификация систем менеджмента качества
Сертификация систем менеджмента качества в Республике Беларусь проводится для создания уверенности у потребителей продукции, руководства организации и других заинтересованных сторон, что организация имеет условия и принимает меры для выпуска продукции, соответствующей требованиям потребителей и обязательным требованиям. Кроме того, она проводится с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения.
Сертификация систем менеджмента качества осуществляется органами по сертификации систем менеджмента качества, аккредитованными в соответствии с требованиями Системы аккредитации Республики Беларусь, и проводится по инициативе организации или в случае, когда это предусмотрено схемой обязательной сертификации или декларирования соответствия, применяемой при подтверждении соответствия продукции.
|
При проведении сертификации систем менеджмента качества должна обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну организации.
По желанию организации перед сертификацией системы менеджмента качества органом по сертификации проводится предварительный аудит системы менеджмента качества.
Результаты предварительного аудита системы менеджмента качества могут быть учтены органом сертификации в случае проведения аудита системы менеджмента качества при ее сертификации позднее чем через шесть месяцев после проведения предварительного аудита.
Сертификация систем менеджмента качества включает:
– представление заявки на сертификацию;
– анализ документов системы менеджмента качества;
– аудит системы менеджмента качества;
– рассмотрение результатов аудита и принятие решения о выдаче сертификата;
– инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества;
– иные действия, вытекающие из предыдущих.
Представление заявки на сертификацию. Организация, претендующая па сертификацию системы менеджмента качества, направляет орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации заявку, исходную информацию, анкету-вопросник, руководство по качеству, документы системы менеджмента качества.
|
Состав документов системы менеджмента качества определяется органом по сертификации.
При наличии нескольких органов по сертификации с требуемой областью аккредитации организация вправе обращаться в любой из них. При отсутствии органа по сертификации с соответствующей областью аккредитации организация должна обратиться в Госстандарт, который примет решение по проведению сертификации системы менеджмента качества данной организации.
Орган по сертификации должен принять решение по заявке в течение пяти дней после ее регистрации.
Принятие решения по заявке включает:
– принятие заявки к исполнению при совпадении заявленной области деятельности заявителя с областью аккредитации органа по сертификации;
– отказ в принятии заявки и направление ее в Госстандарт (с извещением заявителя) при несовпадении заявленной области деятельности заявителя с областью аккредитации органа по сертификации.
При принятии заявки к исполнению орган по сертификации должен ее зарегистрировать.
Анализ документов системы менеджмента качества. Для проведения сертификационных работ орган по сертификации должен назначить приказом группу по аудиту, состоящую из руководителя группы и экспертов-аудиторов. В состав группы по аудиту не должны входить специалисты, которые оказывали данной организации консалтинговые услуги по созданию системы менеджмента качества в течение последних двух лет.
В группу по аудиту должен входить эксперт-аудитор с подтвержденной компетентностью в оцениваемой области деятельности организации. К работе при необходимости могут привлекаться внештатные эксперты-аудиторы и технические эксперты в оцениваемых областях деятельности. В группу по аудиту могут включаться стажеры, но они должны проводить работы под руководством экспертов-аудиторов.
В состав группы по аудиту не включаются представители заявителя, проверяемой организации, а также представители организаций, заинтересованных в результатах сертификации.
Заявитель должен быть заблаговременно проинформирован о составе группы по аудиту, которая будет проводить оценку системы менеджмента качества, и имеет право получить достаточную информацию о каждом из них.
Заявитель имеет право требовать замены членов группы по аудиту по объективным причинам (член группы по аудиту работал ранее в проверяемой организации, оказывал ей услуги по консалтингу, неэтичное поведение при проведении аудитов). Отказ от кого-либо из членов группы по аудиту должен быть аргументирован и обоснован.
Анализ документов системы менеджмента качества должен учитывать размер, вид деятельности и сложность организации, а также цели и область аудита и включать:
– рассмотрение и анализ заявки;
– анализ исходной информации и анкеты-вопросника;
– анализ руководства по качеству;
– анализ обязательных документированных процедур, документов организации, необходимых для управления процессами (описаний процессов и др.).
В обоснованных случаях анализ документов системы менеджмента качества может быть отложен до момента начала проведения аудита непосредственно в организации, если это не нанесет ущерба результативности проведения аудита.
Если документы системы менеджмента качества признаются неадекватными требованиям ТНПА на систему менеджмента качества, то руководитель группы по аудиту информирует об этом заявителя. Руководитель группы по аудиту должен принять решение по продолжению или приостановке аудита до тех пор, пока несоответствия в документации будут устранены.
Результаты анализа документов системы менеджмента качества оформляются в акте по результатам экспертизы документов системы менеджмента качества, в котором отражаются результаты анализа заявки, исходной информации, анкеты-вопросника и документов системы менеджмента качества и делается заключение по результатам анализа.
В акте по результатам экспертизы документов системы менеджмента качества устанавливаются сроки устранения замечаний к документам, но не более шести месяцев. Акт утверждается руководителем органа по сертификации, подписывается руководителем и членами группы по аудиту.
Акт составляется в двух экземплярах: один остается в органе по сертификации, второй передается заявителю.
Организация обязана представить в орган по сертификации документы, подтверждающие устранение выявленных в документации системы менеджмента качества несоответствий. Подтверждающие документы анализируются членами группы по аудиту.
Аудит системы менеджмента качества. Началом работ по аудиту системы менеджмента качества организации является разработка плана аудита, который разрабатывает руководитель группы по аудиту.
План аудита системы менеджмента качества должен содержать:
– цели аудита;
– критерии аудита и ссылочные документы;
– область аудита, включая идентификацию подразделений и процессов, которые будут проверяться;
– дату и место проведения аудита;
– временной график аудита (предполагаемое время начала и продолжительность аудита, совещаний с руководством и совещаний группы по аудиту);
– распределение ресурсов в наиболее важных областях аудита;
– список ответственных специалистов организации, назначенных для сопровождения и работы с группой по аудиту (при необходимости);
– требования к конфиденциальности информации, не подлежащей разглашению (при необходимости).
План аудита системы менеджмента качества должен допускать внесение в него изменений в ходе аудита, а также обеспечивать эффективное использование квалификации членов группы по аудиту с учетом их компетентности.
План аудита системы менеджмента качества должен быть утвержден руководителем органа по сертификации, подписан руководителем группы по аудиту и согласован с ответственным за проведение аудита в организации (руководителем проверяемой организации или ответственным за функционирование системы менеджмента качества).
План аудита должен быть согласован и представлен проверяемой организации до начала аудита.
Группа по аудиту должна подготовить рабочие документы для регистрации результатов аудита. Рабочие документы должны содержать:
– контрольные листы;
– формы протоколов несоответствий;
– формы протоколов совещаний.
Контрольные листы должны обеспечивать получение выводов (наблюдений аудита) на основании сопоставления свидетельств аудита с критериями аудита.
Аудит системы менеджмента качества включает:
– предварительное совещание;
– сбор и верификацию информации;
– получение свидетельств аудита и подготовку выводов;
– подготовку заключения по результатам аудита;
– заключительное совещание.
Предварительное совещание проводится с целью:
– представления членов группы по аудиту руководству и специалистам проверяемой организации;
– рассмотрения цели, области и критериев аудита;
– предоставления краткого обзора плана аудита;
– ознакомления с методами аудита, составления отчетов, включая классификацию несоответствий;
– определения официальных способов общения между экспертами-аудиторами и работниками проверяемой организации;
– определения необходимых средств, предоставляемых в распоряжение группы по аудиту;
– ознакомления с процедурами на случай чрезвычайной ситуации и обеспечения безопасности для группы по аудиту;
– предоставления возможности проверяемой организации обсудить вес вопросы, относящиеся к аудиту. Предварительное совещание проводится с ведением протокола.
Во время аудита информация, относящаяся к целям, области и критериям аудита, включая информацию о взаимодействии подразделений, деятельности и процессах, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. Обследование должно проводиться методом опроса работников организации, наблюдения за деятельностью, анализа документов. Информация, полученная в процессе сбора, должна быть верифицирована путем сравнения с информацией из других источников (протоколов испытаний, отчетов и др.).
Свидетельством аудита является только верифицированная информация. Для получения выводов (наблюдений аудита) свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Наблюдения аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Свидетельства и выводы аудита должны быть зарегистрированы в контрольных листах. Группа по аудиту должна проанализировать свидетельства аудита, решить, какие из них должны быть представлены как свидетельствующие о несоответствиях, и определить значимость несоответствий.
При разделении несоответствий на категории группа по аудиту учитывает их вид. Влияние па качество, а также является ли несоответствие единичным случаем, систематической ошибкой, несоблюдением требований.
Несоответствия могут быть существенными и несущественными. Существенное несоответствие – это отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо требования (критерия) системы менеджмента качества либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого потребует изменения организационной структуры организации, больших материальных затрат, длительного времени или которое существенно повлияет на качество продукции.
Несущественное несоответствие – это упущение в выполнении установленных требований (критериев) либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого не связано с изменением организационной структуры организации, большими материальными затратами и которое может быть устранено в процессе работы группы по аудиту либо в течение месяца с момента выявления.
Окончательное решение о категориях несоответствий принимает руководитель группы по аудиту.
Существенные и несущественные несоответствия регистрируются в протоколах несоответствий, в которых обнаруженные несоответствия идентифицируются с требованиями, установленными в ТНПА или документах на систему менеджмента качества организации.
Протоколы несоответствий должны быть рассмотрены руководителем группы по аудиту совместно с руководителем организации или представителем руководства организации, ответственным за функционирование системы качества.
Протокол несоответствий должен содержать следующую информацию:
– проверяемое структурное подразделение организации или должностное лицо;
– требование ТНПА на систему менеджмента качества или документа системы менеджмента качества;
– установленное несоответствие и его категория;
– содержание корректирующего действия и срок проведения;
– отметка о проведенных корректирующих действиях;
– подписи руководителя организации и руководителя группы по аудиту.
На основании результатов анализа выявленных несоответствий подготавливается заключение о степени соответствия (несоответствия) системы менеджмента качества требованиям ТНПА на систему менеджмента качества.
В результате аудита системы менеджмента качества возможны следующие выводы:
– система менеджмента качества соответствует ТНПА на систему менеджмента качества, на соответствие которому осуществлялся аудит;
– система менеджмента качества не соответствует ТНПА на систему менеджмента качества, на соответствие которому осуществлялся аудит.
Система менеджмента качества признается соответствующей TIII1А на систему менеджмента качества, если:
– несоответствия отсутствуют;
– имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение месяца со дня их выявления;
– обнаружены менее трех существенных и несущественные несоответствия.
В этом случае руководитель группы по аудиту совместно с руководителем организации определяют сроки устранения несоответствий в системе менеджмента качества (не более шести месяцев).
Система менеджмента качества признается не соответствующей ТНПА, если она содержит три и более существенных и несущественные несоответствия. В этом случае оценка системы менеджмента качества организации осуществляется после устранения всех несоответствий (не ранее чем через шесть месяцев).
На заключительное совещание руководству проверяемой организации доводятся несоответствия, выявленные при аудите, в порядке их значимости, предварительное заключение о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям ТНПА на систему менеджмента качества, аспекты, нуждающиеся в улучшении.
Заключительное совещание должно проводиться с ведением протокола.
По результатам аудита системы менеджмента качества с учетом результатов заключительного совещания составляется акт установленной формы, который подписывается руководителем группы по аудиту и экспертами-аудиторами, утверждается руководителем органа по сертификации и представляется для ознакомления руководству организации. Заявитель ставит отметку об ознакомлении с актом.
В акте по аудиту должна быть дана четкая оценка соответствия проверяемой системы менеджмента качества требованиям ТНПА на систему менеджмента качества.
В акт также вносятся все вопросы, по которым не достигнуто соглашение между руководителем группы по аудиту и проверяемой организацией, с изложением различных точек зрения.
В акте уточняются замечания и выводы, сделанные на заключительном совещании.
В акте делается заключение, в котором приводятся выводы о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям ТНПА на систему менеджмента качества, а также указывается необходимость разработки корректирующих мероприятий, представления в орган по сертификации доказательств устранения несоответствий, необходимость в дополнительном аудите.
Акт по аудиту должен быть подготовлен и разослан в согласованные с организацией сроки.
Один экземпляр акта и протоколов несоответствий остается у организации, другой хранится в органе по сертификации.
Рассмотрение результатов аудита, принятие решения по сертификации и выдача сертификата соответствия. После устранения выявленных несоответствий организация уведомляет об этом орган по сертификации. Результаты устранения организацией выявленных несоответствий должны проверяться экспертами-аудиторами органа по сертификации
Способ проверки устранения несоответствий устанавливается органом по сертификации и зависит от категории и количества выявленных несоответствий.
Если в системе менеджмента качества организации были выявлены несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение месяца со дня их выявления, то органу по сертификации может быть достаточно документального подтверждения организацией устранения выявленных несоответствий либо устранение выявленных несоответствий проверяется органом по сертификации при инспекционном контроле.
Если в системе менеджмента качества организации были выявлены менее трех существенных и несущественные несоответствия, то проверка устранения выявленных несоответствий может быть выполнена путем проведения повторного аудита, при этом проверяются те требования, по которым были выявлены несоответствия.
Отчет по аудиту системы менеджмента качества организации подготавливается экспертами-аудиторами под руководством руководителя группы по аудиту, который несет ответственность за его достоверность и полноту.
Отчет по аудиту составляется после проверки устранения выявленных несоответствий. Он должен содержать:
– цели аудита;
– область аудита;
– наименование проверяемой организации и ее реквизиты;
– наименование органа по сертификации;
– дату составления;
– критерии аудита;
– сведения о членах группы по аудиту;
– перечень анализируемых документов системы менеджмента качества;
– результаты анализа документов системы менеджмента качества;
– сведения об устранении замечаний по документам системы менеджмента качества;
– результаты аудита системы менеджмента качества организации;
– сведения об устранении организацией несоответствий, выявленных при аудите;
– заключение группы по аудиту о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям ТНПА на систему менеджмента качества;
– список организаций, которым предоставляется отчет;
– указание о конфиденциальности информации, содержащейся в отчете.
Отчет должен быть датирован, подписан руководителем группы по аудиту и экспертами-аудиторами и утвержден руководителем органа по сертификации.
Отчет должен быть представлен на совет по сертификации органа по сертификации.
При положительных результатах аудита руководитель группы по аудиту докладывает на совете по сертификации органа по сертификации о результатах проверки и возможности выдачи сертификата соответствия на систему менеджмента качества организации.
Совет по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.
Специалисты, участвующие в рассматриваемом аудите, не могут участвовать в принятии решения о выдаче сертификата соответствия. Специалисты, принимающие решение о выдаче сертификата соответствия, должны иметь достаточную компетенцию для принятия решения.
При положительном решении совета по сертификации органа по сертификации руководитель группы по аудиту обеспечивает оформление сертификата соответствия по установленной форме и выдачу его организации.
Срок действия сертификата соответствия – три года. В обоснованных случаях допускается по решению совета по сертификации устанавливать меньший срок действия сертификата соответствия, но не менее двух лет.
Сертификат соответствия должен быть зарегистрирован в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
При выдаче сертификата соответствия с организацией заключается соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства организации и органа по сертификации.
В ходе сертификации систем менеджмента качества установлены обязанности и ответственность сторон.
Эксперт-аудитор при проведении аудита системы менеджмента качества обязан:
– сообщать и разъяснять персоналу проверяемой организации требования аудита;
– рационально и эффективно планировать и выполнять возложенные на него функции;
– разрабатывать контрольные вопросы для оценки системы менеджмента качества организации;
– документировать все наблюдения;
– представлять руководителю группы по аудиту информацию о результатах аудита;
– поддерживать в порядке и обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов и информации, используемых при аудите;
– действовать в рамках, установленных планом аудита;
– проявлять объективность и беспристрастность;
– собирать и анализировать достоверные и достаточные наблюдения для составления заключения о проверяемой системе менеджмента качества;
– не оставлять без внимания любые наблюдения, которые могут повлиять на результаты аудита, при необходимости требовать проведения более обширной проверки;
– идентифицировать несоответствия с требованиями ТНПА на систему менеджмента качества или документов системы менеджмента качества организации;
– осуществлять контроль результативности корректирующих действий после устранения несоответствий:
– соблюдать нормы этики.
Эксперты-аудиторы несут ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
При аудите системы менеджмента качества руководитель группы по аудиту обязан:
– формировать группу по аудиту;
– принимать решение о привлечении необходимых технических экспертов;
– распределять обязанности между членами группы по аудиту;
– контролировать соблюдение требований, установленных для конкретных экспертов-аудитов;
– планировать аудит, разрабатывать план аудита;
– представлять группу по аудиту руководству проверяемой организации;
– анализировать информацию и документы, относящиеся к функционированию проверяемой системы менеджмента качества, для оценки ее соответствия;
– сообщать руководству организации о затруднениях, препятствующих проведению аудита;
– принимать окончательное решение по разделению несоответствий на категории;
– формировать и представлять акт и отчет по аудиту.
Руководитель группы по аудиту песет ответственность за подготовку и проведение аудита.
Организация, заявившаяся на сертификацию системы менеджмента качества (проверяемая), обязана:
– внедрить систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ТНПА на систему менеджмента качества, с учетом допустимых исключений;
– определить орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации, подать заявку на сертификацию в соответствии с настоящим техническим кодексом;
– одновременно с заявкой представить в орган по сертификации руководство по качеству, анкету-вопросник, исходную информацию и документы системы менеджмента качества, перечень которых определяется органом по сертификации;
– создавать все необходимые условия для эффективной работы группы по аудиту и выполнения плана аудита, включая предоставление помещений для работы средств, выделение представителя руководства для организации м координации проводимых работ по сертификации системы менеджмента качества организации, назначение ответственных специалистов организации для сопровождения и работы с членами группы по аудиту;
– информировать соответствующий персонал организации о цели и области аудита;
– по запросу экспертов-аудиторов предоставлять им доступ к необходимым средствам и доказательному материалу (документам системы менеджмента качества, регламентам, планам отчетам журналам регистрации наблюдений, записям о качестве, относящимся к продукции, процессам системе менеджмента качества и др.);
– активно сотрудничать с экспертами-аудиторами для достижения целей аудита;
– определять и проводить корректирующие действия по результатам аудита системы менеджмента качества организации в установленные для этого сроки, сообщать органу по сертификации о проведенных корректирующих действиях;
– своевременно производить оплату проводимых работ.
Организация несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
Организация по запросу органа по сертификации должна предоставлять ему доступ к зарегистрированным данным, касающимся претензий, жалоб и разрешений спорных ситуаций, а также последующих корректирующих действий, проводившихся в соответствии с требованиями ТНПА на систему менеджмента качества.
Инспекционный контроль за сертифицированными системами менеджмента качества. Орган по сертификации осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества организации в течение всего срока действия сертификата соответствия.
Инспекционный контроль проводит группа по аудиту, сформированная органом по сертификации. Возглавляет группу по аудиту руководитель группы.
Периодичность проведения планового инспекционного контроля определена в соответствии с программой инспекционного контроля за сертифицированными системами менеджмента качества, но не менее одного раза в год.
Планируемая дата проведения инспекционного контроля доводится органом по сертификации до сведения проверяемой организации.
План аудита при инспекционном контроле ежегодно разрабатывает руководитель группы по аудиту, утверждает руководитель органа по сертификации. План аудита при инспекционном контроле согласовывается с руководителем или ответственным за функционирование системы менеджмента качества организации, получившей сертификат соответствия.
Внеплановый инспекционный контроль может проводиться по решению руководителя органа по сертификации в следующих случаях:
– при поступлении обоснованной информации о претензиях к качеству и безопасности продукции;
– при внесении существенных изменений в документы системы менеджмента качества, конструкторскую и технологическую документацию, ТНПА, организационную структуру организации и других изменений, влияющих на стабильность уровня качества изготавливаемой продукции.
Порядок проведения инспекционного контроля аналогичен порядку проведения сертификации системы менеджмента качества.
При проведении инспекционного контроля учитываются:
– изменения в организационной структуре организации;
– изменения в документированной системе менеджмента качества;
– результаты внутренних аудитов системы менеджмента качества;
– статус и эффективность корректирующих и предупреждающих действий;
– правильность применения сертификата соответствия;
– действия по претензиям и рекламациям;
– оценка результативности системы менеджмента качества;
– улучшения системы менеджмента качества.
В результате инспекционного контроля могут быть выявлены несоответствия в системе менеджмента качества, которые члены группы по аудиту отражают в протоколах несоответствий.
Результаты инспекционного контроля в течение двух недель после окончания инспекционного контроля оформляются актом, который подписывается руководителем и членами группы по аудиту, утверждается руководителем органа по сертификации и направляется организации.
При положительных результатах инспекционного контроля в акте делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
В случае выявления при инспекционном контроле несоответствий организация обязана разработать корректирующие действия и обеспечить их выполнение в срок не более двух месяцев с момента их выявления.
Организация обязана информировать орган по сертификации о корректирующих действиях, предпринимаемых по выявленным при инспекционном контроле несоответствиям.
Устранение несоответствий проверяется группой по аудиту органа по сертификации.
Способ проверки устранения несоответствий, выявленных при инспекционном контроле, отражается в акте инспекционного контроля и может включать дополнительную проверку непосредственно в организации, проверку по представленным организацией документам, подтверждающим устранение несоответствий, или проверку при последующем инспекционном контроле (в зависимости от вида выявленных несоответствий).
Орган по сертификации может временно приостановить (не более чем на шесть месяцев) действие сертификата на систему менеджмента качества в случаях:
– выявления существенных несоответствий при инспекционном контроле;
– не устранение в течение двух месяцев выявленных при инспекционном контроле несоответствий требованиям ТНПА на систему менеджмента качества;
– появления обоснованных претензий к безопасности и качеству продукции со стороны потребителей, связанных с нарушением правовых и нормативных требований;
– нарушения правила применения сертификата соответствия, предусматривающего его использование строго в той области деятельности, на которую он получен;
– нарушения правил применения знака соответствия сертифицированной системы менеджмента качества;
– фальсификации срока действия сертификата;
– отказа организации от инспекционного контроля и (или) оплаты за его проведение.
Орган по сертификации имеет право отменить действие сертификата соответствия на систему менеджмента качества, если не устранены несоответствия, выявленные при предыдущем аудите, при инспекционном контроле, а также если несоответствия не устранены в период приостановления сертификата соответствия.
Сертификат соответствия на систему менеджмента качества может быть аннулирован органом по сертификации в случае прекращения деятельности организации - владельца сертификата соответствия как юридического лица. Аннулирование сертификата соответствия автоматически происходит с момента прекращения деятельности организации.
Информация о приостановлении, отмене действия или аннулировании сертификата соответствия с указанием причин письменно доводится органом по сертификации до сведения организации, Госстандарта и других заинтересованных организаций и вступает в силу с даты принятия решения данным органом, после чего исключается из реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Проведение повторной сертификации системы менеджмента качества. Заявка на проведение повторной сертификации системы менеджмента качества подается организацией не менее чем за три месяца до окончания срока действия сертификата соответствия.
Решение по процедуре проведения повторной сертификации системы менеджмента качества принимает орган по сертификации па основании результатов инспекционных контролей.
Процедура проведения повторной сертификации предусматривает:
– проведение в полном объеме работ в соответствии с требованиями настоящего технического кодекса;
– проведение работ по сокращенному плану аудита в зависимости от результатов первичной сертификации системы менеджмента качества и результатов инспекционного контроля с оформлением решения совета по сертификации.
Проведение повторной сертификации системы менеджмента качества осуществляет группа по аудиту в порядке, установленном для проведения сертификации.
Решение о повторной выдаче сертификата соответствия принимает совет по сертификации органа по сертификации па основании отчета по результатам сертификации.
Сертификат соответствия выдастся сроком на три года. Сертификат соответствия выдается под тем же номером, что и при первичной сертификации. Информация о повторной выдаче сертификата соответствия вносится в реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Оформление дубликатов сертификатов соответствия осуществляется на специальных защищенных бланках установленного образца органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, и заверяются печатью. Они регистрируется под тем же номером, что и подлинник, при этом в левом верхнем углу обратной стороны бланка печатается надпись «Дубликат».
Бланки дубликатов сертификатов соответствия являются документами, подлежащими учету в соответствии с установленным порядком работы с бланками строгой отчетности.