Задание № 1
1. Выясните, с какими абсолютными частотами встречаются различные типы темперамента в общей выборке; определите моду, постройте столбиковые диаграммы распределения темперамента.
2. Выясните, соответствуют ли наблюдаемые частоты распределения признака «темперамент» с ожидаемыми частотами, если предполагается, что распределение темперамента среди представителей общей выборки должно быть равномерным.
3. Установите, с какими частотами распределен темперамент по группам специальностей студентов, постройте столбиковые диаграммы распределения темперамента по группам.
4. Ответьте на вопрос, зависимы ли признаки? Т.е. есть ли статистически значимая предрасположенность представителей различных групп профессиональной направленности к определенному типу темперамента? Если есть, то к какому типу для каждой группы?
Для выполнения этого задания строится таблица сопряженности, а для определения зависимости признаков используйте хи-квадрат.
Признаки взаимно независимы, если распределение значений одного признака не зависит от значений, принимаемых другим признаком или, по другому, две переменные считаются взаимно независимыми, если наблюдаемые частоты в ячейках таблицы сопряженности совпадают с ожидаемыми частотами».
5. Установите, есть ли значимые различия в частотах такого типа темперамента, как «меланхолик» среди двух групп: представителей естественнонаучного направления и представителей гуманитарного направления? Установите абсолютные частоты этого типа темперамента у представителей естественнонаучного и гуманитарного направлений.
Используйте биномиальный критерий, установив верную дихотомию.
|
№ | Математик | Химик | Психолог | Филолог |
холерик | холерик | сангвиник | флегматик | |
флегматик | сангвиник | сангвиник | сангвиник | |
меланхолик | холерик | сангвиник | флегматик | |
сангвиник | холерик | холерик | меланхолик | |
меланхолик | сангвиник | меланхолик | меланхолик | |
флегматик | флегматик | флегматик | флегматик | |
флегматик | сангвиник | сангвиник | меланхолик | |
меланхолик | холерик | сангвиник | меланхолик | |
меланхолик | меланхолик | сангвиник | меланхолик | |
флегматик | сангвиник | сангвиник | флегматик | |
флегматик | холерик | флегматик | сангвиник | |
холерик | флегматик | меланхолик | холерик | |
флегматик | сангвиник | флегматик | холерик | |
сангвиник | флегматик | меланхолик | сангвиник | |
флегматик | флегматик | холерик | меланхолик | |
флегматик | холерик | сангвиник | холерик | |
флегматик | холерик | флегматик | меланхолик | |
холерик | сангвиник | меланхолик | меланхолик | |
сангвиник | меланхолик | сангвиник | сангвиник | |
холерик | сангвиник | холерик | меланхолик | |
флегматик | флегматик | сангвиник | флегматик | |
меланхолик | холерик | меланхолик | сангвиник | |
меланхолик | меланхолик | сангвиник | меланхолик | |
сангвиник | меланхолик | сангвиник | холерик | |
флегматик | холерик | меланхолик | сангвиник |
Дополнительные вопросы (задания):
1. Дайте определение номинальной (номинативной) переменной.
2. Укажите, что такое абсолютные и относительные частоты, как они определяются.
3. Дайте определение среднему арифметическому, моде и медиане, укажите как их рассчитать.
|
4. Для чего и в каких случаях используется критерий c2? Укажите, по какой формуле рассчитывается этот критерий, дайте пояснения к ее составляющим.
5. Сформулируйте, что из себя представляет ожидаемая (теоретическая) частота и как она рассчитывается, если предполагается равенство категорий.
6. Дайте определение дихотомической шкале.
7. Напишите, в каких случаях и для чего используется биномиальный критерий.
Задание № 2
Перед вами данные диагностики креативности юношей (методика КТТМ, диагностика личностной креативности Е.Е. Туник, усредненные данные по всем предметам общей успеваемости, шкала уровня умственных способностей методики 16PF – фактор B) испытуемых (N=200)
1. Выясните, являются ли значения переменных распределенными по закону нормального распределения, оценив средние значения, эксцесс и асимметрию.
2. Отредактируйте итоговую таблицу таким образом, чтобы в ней остались только те переменные с их значениями эксцесса и асимметрии, которые теоретически подходят для нормального распределения.
3. Для оставленных в результате первого задания переменных постройте диаграммы распределения и сравните их с диаграммами нормального распределения.
4. Удостоверьтесь окончательно, является распределение этих переменных сходным с нормальным используя хи-квадрат или критерий Колмогорова-Смирнова
5. Опираясь на полученные ранее данные определите с помощью какого метода следует установить взаимосвязь между успеваемостью и фактором «В» методики 16PF. Определите взаимосвязь, ее значимость, определите величину эффекта (какая доля успеваемости определяется фактором «В»?).
|
6. Определите, используя адекватный метод, как соотносятся представления испытуемых о собственной креативности (методика Е.Е. Туник) с тестами на креативность (методика КТТМ).
Успеваемость | Фактор B | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность | Креативность как ценность | Любознательность | Воображение | Способность к риску | Предпочтение сложных идей |
3,67 | ||||||||||
3,78 | ||||||||||
4,75 | ||||||||||
4,38 | ||||||||||
4,75 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
4,67 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,75 | ||||||||||
4,75 | ||||||||||
4,88 | ||||||||||
4,83 | ||||||||||
4,67 | ||||||||||
3,33 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,25 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,63 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,67 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,67 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
4,67 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,67 | ||||||||||
4,88 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
4,67 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,88 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
3,33 | ||||||||||
4,13 | ||||||||||
4,13 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
3,63 | ||||||||||
4,38 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,33 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
3,25 | ||||||||||
4,78 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,13 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
3,88 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
2,75 | ||||||||||
4,83 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
3,82 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
3,33 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,88 | ||||||||||
3,88 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
3,25 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,25 | ||||||||||
4,75 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
3,25 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
3,33 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
2,75 | ||||||||||
4,33 | ||||||||||
4,75 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,33 | ||||||||||
3,75 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
2,75 | ||||||||||
3,25 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,25 | ||||||||||
3,33 | ||||||||||
4,5 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
3,67 | ||||||||||
3,25 | ||||||||||
2,75 | ||||||||||
3,5 | ||||||||||
Дополнительные вопросы (задания):
1. Раскройте, что из себя представляют асимметрия и эксцесс, как их можно рассчитать?
2. В чем разница между параметрическими критериями и непараметрическими?
3. Объясните, что значит корреляционное исследования? В чем статистический смысл нахождения взаимосвязи?
4. Раскройте суть корреляций по Пирсону, Спирмену и Кендаллу.
Задание № 3
Для выполнения третьего задания используйте таблицу с данными из задания № 2.
1. Основываясь на данных методики Е.Е. Туник «Диагностика личностной креатвности», представленных переменными «Любознательность», «Воображение», «Склонность_к_риску» и «Предпочтение_сложных_идей» разбейте испытуемых на 3 группы: со средней творческой активностью, с творческой активностью выше среднего и творческой активностью ниже среднего.
Следует найти сумму значений указанных переменных для каждого испытуемого и сравнить результат с данными стандартизации для Российской выборки, где среднее значение xср=67, стандартное отклонение σ=16.
Т.е. (xср±σ - среднее значение; x<xср-σ - ниже среднего; x>xср+σ - выше среднего) создали номинальную переменную.
2. Определите, отличаются ли средние значения переменной «Фактор_В» у групп с низкой и высокой креативностью (Воспользуйтесь t-критерием Стьюдента).
3. Определите, отличаются ли по выраженности такой ценности как креативность (переменная «Креативность_ценность») группы с низкой и высокой креативностью (Воспользуйтесь U-критерием Манна-Уитни).
Если группы отличаются, укажите какой группе креативность как ценность присуще более указав моды для двух групп.
4. Ответьте на вопрос, имеются ли статистически значимые различия между троечниками, хорошистами и отличниками по фактору «В» методики 16PFи по шкалам методики КТТМ.
Определив зависимость (связность) – независимость сравниваемых выборок и их количество выберите подходящий критерий и воспользуйтесь им.
Используйте таблицу данных приведенную ниже (результаты двух срезов самооценки объективно-психологических показателей саморегуляции учебной деятельности студентами специальностей «психология» и «биология»).
5. Определите различия в средних значениях объективно-психологических проявлений саморегуляции деятельности у студентов на начало и конец года. Выясните, какие объективные проявления возросли в течение года, постройте графики роста.
6. Определите различия в выраженности значений объективно-психологических проявлений саморегуляции деятельности у психологов и биологов в начале и конце учебного года. Оцените различия.