Катастрофа самолета Ту-154Б в Омске




 

10 октября 1984 года экипаж 384 летного отряда Толмачевского ОАО Западно-Сибирского управления ГА на самолете Ту-154Б N 85243 выполнял пассажирский рейс N 3352 по маршруту Краснодар-Омск-Новосибирск.

На борту самолета находилось 9 членов экипажа, 170 пассажиров, в том числе 8 больших и 16 маленьких детей, 2700 кг багажа, 306 кг почты и 1600 кг груза. Взлетная масса самолета и центровка не выходили за установленные пределы. Вылет из аэропорта Краснодар произведен 10 октября 1984 года в 23 час. 37 мин. мск.

Авиационное происшествие произошло 11 октября 1984 года в 02 часа 41 мин. мск. (местное время 05 час. 41 мин.) на пробеге после посадки в аэропорту Омск, ночью, в сложных метеоусловиях. В процессе захода на посадку по курсо-глиссадной системе и выполнения посадки экипажем отклонений не допущено.

При пробеге после приземления самолет столкнулся с тремя аэродромными машинами, производившими работу на ВПП. При столкновении произошел взрыв, возник пожар. Самолет и автомашины были полностью уничтожены, 169 пассажиров, 5 членов экипажа и 4 работника наземных служб погибли, член экипажа и пассажир получили телесные повреждения. Три члена экипажа не пострадали.

 

Метеорологическая обстановка

 

Фактическая погода в момент происшествия:

ФАП ШТ.02.42. Ветер магнитный 130 град. 7, порывы 9 м/сек. Видимость 3000 м, дождь, дымка, 10 баллов слоисто-дождевая, разорванно-дождевая высотой 110 м, температура +3 град., давление 742 мм.рт.ст. Сцепление 0.42.

 

Прогноз погоды по пункту посадки Омск с 01.00 до 10.00:

Ветер 150 град. - 12 м/сек, видимость 3000 м, дымка, дождь, 10 баллов слоисто- дождевой 150 м, в облаках умеренное обледенение, умеренная болтанка, верхняя граница облаков 6000 м, ИПЗ.

Кратковременно 0100 - 0700 видимость 1000 м, 7 баллов, разорван но-дождевой 80м.

 

Погода, переданная экипажу на борт:

02 час. 34 мин. (ДПК) погода а/п Омск

Ветер 130 град. 8-10 м/сек, нижняя кромка 100 м., полоса мокрая, сцепление 0,42.

 

Данные о аэродроме средствах обеспечения полетов и УВД

 

Аэродром Омск-Центральный расположен на юго-западной окраине города Омска.

На аэродроме имелась ИВПП с цементно-бетонным покрытием, усиленная слоем асфальто-бетона 18 см, длина 2500 м, ширина 80м. Ширина усиления слоя асфальто-бетона 42 м по всей длине, общая толщина 38 см. Уклон: понижение с юго-запада на северо-восток до 0.002 град.

Светотехническое оборудование на аэродроме Омск состояло из систе-

мы "Д-1" производства ЧССР, ОВИ без рассеивателей, обеспечивающей посад ку по минимуму 1 категории; системы "Луч" с МК -66 град.

 

Анализ действий экипажа ВС

 

Медицинский контроль и предполетную подготовку экипаж Ту-134Б, N 85243 прошел в аэропорту Краснодар без замечаний. В 23 час. 37 мин. мск. экипаж произвел взлет в аэропорту Краснодар. Набор высоты, полет по маршруту и снижение для захода на посадку в аэропорту Омск проходили без отклонений. Погода к моменту прибытия воздушного судна в аэропорт Омск была: ветер магнитный 130 град. 7, порывы 9 м/сек., видимость 3000 м, дождь, дымка, облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорванно- дождевая, высотой 110 м, температура +3 град., давление 742 мм рт.ст., сцепление 0.42. Метеорологические условия были сложными, но соответствовали минимуму командира корабля.

Заход на посадку экипаж осуществлял в автоматическом режиме с МК-66 град. В 02 час. 37 мин. при входе в глиссаду на предпосадочной прямой экипаж доложил диспетчеру о готовности к посадке, на запрос ответа не получил и после повторного запроса посадка ему была разрешена. ДПРМ и БПРМ экипаж прошел на установленных высотах без отклонений по курсу. На высоте 100 м самолет вышел из облаков и командир корабля дал команду о включении фар. Однако, в моросящих осадках создался световой экран, ухудшающий видимость и фары были выключены.

После доклада штурмана о видимости огней подхода и установления контакта с наземными ориентирами командир корабля на высоте принятия решения сообщил экипажу "Садимся". В 02 час. 39 мин. 12 сек. после пролета БПРМ фары были снова включены и командир корабля спросил: "Что там на полосе?", на что получил ответ штурмана "Да, отсвечивает что-то". Экипаж продолжал заход, не видя на ВПП препятствий.

На высоте 30 м был отключен автопилот, торец ВПП был пройден на высоте 10 м и скорости 270 км/час. Приземление было мягким с перегрузкой до 1,2 на удалении от торца 340 м, на скорости 265 км/час. Через 1 сек. после приземления в свете фар экипаж заметил что-то на ВПП и затем, увидев машину, начал маневр отворота вправо. Однако почувствовал удар с левой стороны, затем второй, более сильный удар и самолет, начав вращение в левую сторону, разрушился в районе 60 шпангоута, передняя часть фюзеляжа перевернулась на "спину". Самолет остановился на удалении 1396 м от торца ВПП.

По заявлению экипажа, что подтверждается показаниями очевидцев, светосигнальных огней на машинах не было видно. Столкновение произошло с двумя ветровыми машинами, производящими работу на ВПП. Впереди них шла машина руководителя работ УАЗ-469, которая при столкновении была отброшена далеко вперед. В результате столкновения самолета с машинами, которые имели емкости с керосином по 7,2 т каждая и на которых работали реактивные двигатели, произошел взрыв. От столкновения и пожара самолет и три автомашины были уничтожены полностью.

При катастрофе погибло 169 пассажиров, в том числе 21 ребенок, 5 бортпроводников, 3 шофера и мастер аэродромной службы. 16 пассажиров были госпитализированы, 15 из них умерли в больнице. Второй пилот получил телесные повреждения, 3 члена экипажа: командир корабля, штурман и бортинженер не пострадали.

После остановки воздушного судна экипаж попытался открыть дверь в пассажирский салон, но ее заклинило и открыть не удалось. Последним пилотскую кабину покинул командир корабля через открытую форточку. После выхода из пилотской кабины экипаж пытался открыть дверь снаружи в пассажирский салон, что было также безуспешно. Самолет был объят пламенем.

Часть пострадавших экипаж эвакуировал от самолета в безопасное место. После случившегося подъехали две, а затем еще одна пожарные машины и приступили к тушению пожара и спасению людей. Пожаром были объяты все три машины и самолет. Удалось спасти только 16 человек, которые были госпитализированы с тяжелой степенью ожогов.

Окончательно пожар был ликвидирован тремя машинами пожарной команды Омского авиапредприятия и четырнадцатью машинами, прибывшими из города.

В 02 час. 33 мин. диспетчер посадки включил огни ВПП, а в 02 час. 36 мин. мастер трижды запросил у диспетчера старта о коэффициенте сцепления для самолета Ту-154 в данных условиях, но диспетчер старта на зап-

росы не ответил.

В 02 час. 36 мин. экипаж вышел на связь с диспетчером посадки и при входе в глиссаду доложил о готовности к посадке. Не получив от диспетчера СДП информации о готовности ВПП, диспетчер посадки дважды запросил об этом диспетчера старта, однако ответа не получил. При вторичном докладе экипажа о готовности к посадке, диспетчер круга продублировал вопрос диспетчеру старта о готовности ВПП, на что получил нечеткий от-

чет, который на магнитофонной записи прослушивается как "... бодно".

Диспетчер посадки, рабочее место которого расположено в непосредственной близости с местом диспетчера круга, услышав эту фразу, разрешил посадку.

Руководитель полетов, находясь на КДП, не контролировал работу стартовых пунктов и взаимодействие с аэродромной службой.

Комиссия вскрыла серьезные недостатки и нарушения в выполнении служебных обязанностей должностными лицами служб УВД и аэродромной службы аэропорта Омск при приеме воздушного судна.

 

Выводы комиссии

 

На основании анализа материалов расследования, расшифровки средств объективного контроля МСРП-64, МАРС-БМ, радиопереговоров, опроса экипажа свидетелей и очевидцев комиссия установила:

Разрушение конструкции самолета Ту-154Б-1 N 85243 произошло в результате столкновений с автомобилями "Кра3", "УРАЛ", "УАЗ", находившимися на ВПП.

 

Заключение комиссии

 

Катастрофа самолета Ту-154Б N 85243 произошла по причине низкой дисциплины, преступно-халатного отношения к работе по обеспечению полетов и грубых нарушений нормативных документов

Авиационному происшествию способствовали незнание истинного положения дел в наземных службах, отсутствие системы контроля за подготовкой специалистов управления воздушным движением, неудовлетворительная организация и нарушения документов, регламентирующих безопасность полетов, со стороны командно-руководящего состава ЗСУ ГА и Омского ОАО, некачественный подбор и расстановка кадров, слабая политико-воспитательная работа и низкая дисциплина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: