Заблуждающийся разум? М., 1990.




11. Иванов А.В. Сознание и мышление. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

12. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. – М., 1983.

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

14. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

15. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике, языке. М., 1999.

16. Прист Ст. Теории сознания. – М., 2000.

17. Сергеев Б.Т. Парадоксы мозга. – Л., 1985.

Первоисточники

1. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений / З. Фрейд; Сост., ред., автор вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М: Просвещение, 1990.

2. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм; Сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит; Автор вступит. ст. П.С. Гуревич. - М: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.

3. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? – М.: Территория будущего, 2006.

4. Юнг К. О природе психе / К. Г. Юнг; [Пер. с англ. С.Л. Удовик, Г.А. Бутузов]. - М. Рефл.-бук, 2002.

5. Юм Д. Исследование о человеческом разумении.: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: материальное, идеальное, сознание, субъективная реальность, отражение, раздражимость, ощущение, восприятие, мышление, язык, психика, эмоции, воля, информация, самосознание, самопознание, самонаблюдение, самооценка, саморегуляция, бессознательное, интуиция, общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная идеология, общественная психология.

2. Особенности философского подхода к сознанию и аспекты его осмысления.

3. Основные концепции происхождения сознания.

4. Структуру сознания.

5. Функции сознания.

6. Структуру самосознания.

7. Соотношение сознания и бессознательного.

8. Основные формы проявления бессознательного.

9. Возможные пути познания бессознательного*.

10. Формы общественного сознания.

11. Соотношение общественного бытия и общественного сознания.

УМЕТЬ:

1. Подобрать убедительные примеры, иллюстрирующие различия объективной и субъективной реальности.

2. Сравнивать различные концепции происхождения сознания.

3. Выделять и описывать структурные компоненты сознания в их взаимосвязи.

4. Иллюстрировать примерами проявления бессознательного.

5. Анализировать понятия «общественная идеология» и «общественная психология».

6. Применять полученные теоретические знания к конкретным ситуациям.

7. Находить и вскрывать противоречия любого явления, формулируя проблему, и проецировать альтернативные разрешения*.

8. Использовать знания модуля в дальнейшей учебно-теоретической, научной и профессиональной деятельности.

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Навыком аргументации своих предположений и умозаключений.

3. Навыком решения нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинаций методов решения, в непредсказуемо изменяющейся ситуации.

4. Способностью к абстрактному и критическому мышлению.


Тема 11

Теория познания (гносеология)

Теоретические вопросы семинара

1. Познание как процесс. Субъект и объект познания.

2. Уровни познания. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление и язык.

3. Понятие истины и ее основные концепции. Практика как критерий истины.

Методические указания

Начиная рассмотрение первого вопроса семинара, рассмотрите предмет гносеологии и ее место в системе философского знания. Перечислите основные вопросы гносеологии и охарактеризуйте их содержание. Покажите, что познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему. Выделите проблему познаваемости мира, покажите исторические изменения решения этого вопроса. Проанализируйте позиции гносеологического оптимизма и гносеологического пессимизма.

Охарактеризуйте процесс познания, укажите, что познание выступает преднамеренным, осознанным мыслительным актом. Назовите науки, исследующие познавательные способности человека и процесс познания, а также специфику философского подхода. Перечислите виды познания и охарактеризуйте их.

Определите понятия субъекта и объекта познания. Отметьте, что развитие естественных и гуманитарных наук обострило гносеологическую проблему субъекта и объекта познания. В гуманитарных науках на первый план вышли вопросы специфики субъекта и объекта. Постарайтесь ответить на вопрос: является ли познание в гуманитарных науках субъективным творчеством, или в нем отображаются объективные свойства и закономерности? Характеризуя объект познания покажите различия между объективной реальностью и объектом познания. Назовите основные стороны объекта познания.

Раскрывая содержание второго вопроса, рассмотрите особенности двух уровней познания – чувственного и рационального (теоретического). Охарактеризуйте их основные формы. Покажите единство чувственного и рационального в процессе познания. Уделите внимание проблеме рационального и иррационального в познавательной деятельности, остановитесь на таких проблемах как творчество и интуиция. Особо следует обратить внимание на проблему связи языка и мышления в процессе познания и выражения знания.

В третьем вопросе рассматривается проблема отношения знания к объективной реальности, известная в философии как проблема истины. Вопрос «что есть истина», по существу является вопросом об отношении человеческого знания к объективной реальности, о том, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и действительности. Ответ на этот вопрос достигается рассмотрением соотношения объективного, относительного и абсолютного в истине. Рассмотрите основные концепции истины. Проанализируйте факторы, стимулирующие и искажающие истину. Особо следует отметить роль практики в качестве критерия истины. Практика, как специфически человеческий способ бытия в мире, представляет собой деятельность, обладающую сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование наличной предзаданной человеку действительности, 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования и 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности. Раскройте роль практики в становлении человечества и его культуры.

Практические задания

1. Допустим, что мир принципиально непознаваем. Какие последствия вызвал бы этот факт в практической жизни, в науке, в социально-политической сфере жизни общества?

2. Какую философскую позицию иронически выразил Гёте в следующих строчках:

На мир мы все по-своему глядим

И каждый прав – с воззрением своим.

3. Согласие с каким суждением означает агностицизм?

а) Человечество никогда не будет знать все обо всем.

б) Все научные теории не являются полным и исчерпывающим знанием о действительности.

в) В науках существуют неразрешимые проблемы.

г) «Вещь в себе» принципиально не может быть познана.

д) Все наши знания есть гипотезы.

4. Эквиваленты ли понятия «субъект» и «объект» и соответственно «сознание» «материя»?

5. Согласно легенде, один из древнегреческих мыслителей ослепил себя, залил уши воском и удалился в пещеру, чтобы «глубже познать мир». К какому направлению в теории познания он принадлежал?

6. Французский философ К. А. Гельвеции сравнивал процесс познания с судом: 5 органов чувств — это 5 свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью. Что имели в виду оппоненты под судьей? Как можно охаракте­ризовать гносеологическую позицию Гельвеция?

7. «Небо голубое», «Роза красная». Покажите, что в этих знаниях, фиксирующих результаты чувственного опыта, есть элементы абстрактного мышления.

8. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.

Б. В ряде случаев человек приобретает новые знания интуитивно.

а) верно только А;

б) верны оба суждения;

в) верно только Б;

г) оба суждения неверны.

9. И чувственное, и рациональное познание …

а) формирует знание о предмете

б) использует логические умозаключения

в) начинается с ощущения

г) дает наглядный образ предмета

10. Рациональное познание в отличие от чувственного …

а) обновляет знания об окружающем мире

б) формирует наглядный образ предмета

в) осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений

г) использует логические умозаключения

11. Существует мудрое выражение: «Думать – это как любить и умирать, каждому приходится делать это самостоятельно». Как оно связано с определением мышления?

12. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется

а) понятием;

б) ощущением;

в) восприятием;

г) представлением.

13. Что характеризует понятие как форму рационального познания?

а) отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений;

б) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях;

в) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств;

г) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся.

14. Определите в следующих высказываниях умозаключения. Какие высказывания не являются умозаключениями и почему? Какое из умозаключений не является корректным?

а) нельзя доверять людям, которые выше ростом;

б) я наблюдал приземление вертолета на своем огороде;

в) учащиеся школы № 2 должны усиленно заниматься спортом, потому что школа в этом году получила статус спортивной;

г) уроки по обществознанию я считаю более интересными, чем уроки по алгебре;

д) списывая домашнее задание, я получаю знания, которые в другом случае никогда бы не смог приобрести самостоятельно.

15. К результатам какого вида познания вы отнесли бы следующие знания:

а) философская система И. Канта;

б) правила композиции картины;

в) знание хороших мест для рыбалки на озере;

г) законы Ньютона;

д) Закон Божий;

е) доказательства теоремы по математике;

ж)правила составления букетов цветов;

з) химический состав масляных красок для живописи;

и) знание норм Уголовного кодекса;

к) правила и каноны религиозного искусства?

16. А.А. Богданов в одной из своих работ отстаивает концепцию общезначимости истины. Он приводит такой пример: знание является истинным, если каждый человек, живущий на Земле, признает его таковым. Допустим, что я держу в руках топор; истинность этого факта можно зафиксировать в принципе опросом людей, которые удостоверят этот факт эмпирически, наблюдая меня держащим этот предмет в определенном месте. Если это положение общезначимо, значит оно – истинно.

17. Дайте критику приведенных ниже определений истины.

а) Истина – это такое знание, руководствуясь которым мы достигаем цели.

б) Истина есть то, что просто и экономно описывает поток чувственных переживаний человека.

в) Истина – это знание, с которым все согласны.

г) Истина – это то, что очевидно, что нельзя представить себе иначе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: