Лексические нормы современного русского языка.




К занятию №2.

Орфоэпические нормы русского литературного

Языка.

Упражнение 1.

Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е».

мягкое произношение вариантное произношение твёрдое произношение
демагог депо денди

 

Акварель, амбре, анестезия, афера, аффект, бенефис, бижутерия, бытие, генетика, дебют, декан, демагогия, депозит, депеша, детектор, дефект, индекс, интервью, интеллект, интерпретация, интерьер, кафе, конгресс, кофе, кредо, мистерия, оседлый, отель, пастель, паштет, полонез, пресса, рейс, резюме, реле, рефери, сенсация, сенсорный, синтез, скутер, термин, термос, фанера, фортепиано, цитадель, шедевр, шинель, эффект, эстет.

 

Упражнение 2.

Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «чн».

ШН ЧН и ШН вариантное произношение ЧН
конечно копеечный задачник

 

Горчичник, горячечный, дачник, девичник, игрушечный, калачный ряд, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Саввична, нарочно, ночной, очечник, подсвечник, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочное знакомство, яблочный, яичница, ячневый.

 

Упражнение 3.

Затранскрибируйте слова:

Бидон, братский, Бог, будущее, визжать, дерматин, дрожжи, дуршлаг, заводской, инцидент, интриганка, конфорка, мужчина, мучиться, низший, не за что, ни за что, ничто, позже, прецедент, противень, пуловер, расщелина, сжимать, табуретка, трамвай, эскалатор, что, чтобы, яства.

 

Упражнение 4.

Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними словосочетания, употребив их в разных семантических значениях.

Характерный, ирис, отзыв, кругом, подвижный/подвижной, занятый, безобразный, развитый, кирка, угольный, языковая.

Составьте словосочетания с данными словами, поставив их во множественном числе. Следите за изменением ударения в зависимости от значения слова:

Гряда, корпус, клуб, пропуск, род, среда, тон, хор.

 

Упражнение 5.

Составьте словосочетания со словами, используя их как краткие прилагательные и как причастия. Следите за написанием и ударением.

Гружёные, развитой/ развитый, одарённа, отвлечённа.

 

Упражнение 6.

Просклоняйте глагольные формы, расставьте ударение.

Звонить, обзвонить, перезвонить. Бодрить, взбодрить, подбодрить. Включить, исключить, заключить, переключить. Возместить, поместить(ся), сместить(ся). Дурить, обдурим. Палить, опалить, подпалить, распалить(ся). Сорить, засорить, насорить.

 

К занятиям № 3-4.

Лексические нормы современного русского языка.

Упражнение 1.

Приведённые ниже слова разделите на три группы. Докажите примерами.

ОБРАЗЕЦ:

широкая сочетаемость ограниченная сочетаемость единичная сочетаемость
Громкий голос, звук, шум. Чёрствый хлеб, батон, человек Закадычный друг

 

Длинный, исчадье, длительный, большой, причинить, отъявленный, разнузданный, скоропостижный, бразды, внезапный, сокращаться, стоеросовый, урегулировать, большой, глубокий.

 

Упражнение 2.

Выстройте синонимический ряд по степени убывания – нарастания признака, выделите основное слово (доминанту). Все ли синонимы обладают одинаковой стилистической окраской? Определите различия в значениях синонимов.

1) крохотный, миниатюрный, маленький, махонький, чуточный, малюсенький, крошечный, микроскопический, капельный;

2) боязнь, ужас, страх;

3) мужественный, отважный, бесстрашный, смелый, храбрый;

4) брань, бой, битва, сеча, сражение, баталия.

Упражнение 3.

Устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, в предложениях:

1. Достигли зияющих вершин. 2. Не улицах города состоялись вооружённые столкновения. 3 В глубоком детстве он был похож на мать. 4. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития.

 

Упражнение 4.

Составьте как можно больше словосочетаний с многозначными и омонимичными словами:

Чай, глаз, пара, орбита, готовить, свежий, снять, гасить, гребень, разбить, кисть, разорвать, горячий, нанести.

 

Упражнение 5.

Определите, чем по отношению друг к другу (омофоны, омографы, омоформы) являются объединённые в пары слова:

Завожу; мой; лесть/лезть; пять/пядь; печь, обессилеть/обессилить; п а хнуть/пахн у ть; переносится/переносица; пл а чу/плач у, в и ски/виск и, стекло.

 

Упражнение 6.

Отметьте случаи обыгрывания омонимии. За счёт чего создаётся комический эффект?

1. Нельзя было назвать его некурящим: он иногда курил фимиам своему начальнику. 2. – Ты столько времени проиграл в хоккей! – Я не проиграл, а выиграл! 3. Хирург – врач, знающий больных изнутри. 4. Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. 5. Это был самый маленький из воров – карманный. 6. Полные нули любят надуваться. 7. Мама любит хорошие манеры, а папа – кошек.

Упражнение 7.

Вспомните пословицы, в которых есть антонимы:

Бежит – лежит, вперёд – назад, дело – потеха, длинный – короткий, добрый – злой, слово – молчание, старый – новый, умнеть – глупеть.

 

Упражнение 8.

Заменяя все слова или словосочетания антонимами, отгадайте, какие пословицы, известные строчки стихов, песен здесь зашифрованы (я – ты, заяц – волк следует здесь рассматривать как контекстуальные антонимы)

1. Много раз в жаркую летнюю рань

Ты в поле приходил.

2. Волка подняла служанка,

При ясной погоде ушёл волк.

3. Да, насыпай себе гору:

Другой оттуда промахнётся.

4. С мужчинами умереть можно в темноте, да!

5. Ты забыла ужасную вечность,

За тобой исчез я.

 

Упражнение 9.

Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш город (геройские - героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная - драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных - командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться - разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффектные - эффективные) меры. 6. Надо (тактически - тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактические - тактичные) решения. 7. Он дал мне (дружественный – дружеский) совет. 8. У (запасного – запасливого) человека всегда есть нужный инструмент.

Упражнение 10.

Исправьте в предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.

1. И в то же время этот горделивый своим происхождением человек имел все привычки мужика. 2. В нашей школе больше нет непоправимых двоечников. 3. Демонстрируя нетерпимую требовательность, он понуждал подчинённых переделывать уже наполовину выполненную работу. 4. Городовые в тот день одели нитяные перчатки. 5. такая планировка сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 6. Такое хищное истребление лесов края привело к образованию оврагов. 7. Дед Шукарь почел себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружественной фамильярностью. 8. Полярный ветер шел на поселок, на затянутые еще не стойким льдом разливы Суньши, в замкнутую леснымисопками бухту. 9. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. 10. Сила мысли, как мы знаем, иной раз не слабее силы проступка. 11. За счет чего директор думает повысить эффектностьиспользования флота. 12. Стравинский взял у песенной сферы русского свадебного обряда всё лучшее, правдивое, динамическое.

 

Упражнение 11.

Найдите в приведённых примерах случаи паронамазии, определите стилистический эффект.

1. Княгине Вере я писал; получила ли она письмо моё? Не кланяюсь, а поклоняюсь ей (А.С. Пушкин). 2. Он жалобен, он жалостлив и жалок (И. Северянин). 3. Там за горами горя / Солнечный край непочатый (В. Маяковский). 4. Классиков нужно не только почитать, но и почитывать (Э. Кроткий). 5. Поклон братьям и братье (Из письма А.И. Тургенева). 6. Реклама: «Дезодорант "Гарри Поттер" спасает от гари и пота». 7.

Упражнение 12.

Из данных словосочетаний выпишите сначала те, в которых лексическая сочетаемость нарушена намеренно, укажите стилистический эффект этих сочетаний, затем – словосочетания с речевой избыточностью (плеоназм, тавтология), являющейся ошибкой:

Живой труп, очевидное-невероятное, отменный негодяй, передовой форпост, ночная серенада, свободная вакансия, суета сует, упал вниз, странный парадокс, будущая перспектива, преобладающее большинство, первая премьера, демобилизация из армии, очень маленький, мизерные мелочи, частная собственность, ведущий лидер, прогрессировать вперед,

три единственные дочери, обыкновенное чудо, большая или меньшая половина, страшная красавица, прейскурант цен, памятный сувенир, биография жизни, моя автобиография, грусть – тоска, народный фольклор

первая премьера, информационное сообщение, облокотиться спиной, взаимно друг к другу, жестикулировать руками, патриот своей родины.

 

Упражнение 13.

Выберите синонимические пары иноязычного и русского слова. Установите сходство и различие в значении, границах сочетаемости, стилистической окраске и сфере распространения этих слов.

1. На тех участках фронта, откуда ушли уже многие части, сапёры станут имитировать оживление. – Подражать крикам животных, этому сложному и тонкому искусству, Ваня обучился у деда.

2. Широкий показ продукции нашей промышленности и сельского хозяйства – такова основная задача выставки. – Лекции по истории русского и западного искусства всегда сопровождаются демонстрацией диапозитивов.

3. Различия внутри стиля художественного повествования определяются жанровыми особенностями литературы. – Наличие специальных химических терминов в труде по химии детерминируется тем, что каждая наука оперирует специфическими понятиями.

Упражнение 12.

Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова общеупотребительными.

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, нередко работающих в несопоставимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное.

3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 4. Депутаты должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы. 5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. 6. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год.

 

К занятию № 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: