Система органов гос власти: понятие, принципы, механизм правового регулирования.




Система органов гос власти – организационное единство, обусловленное гос целостностью России, единством системы гос власти.

Основные принципы:

- принцип суверенитета гос власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет гос власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.

- принцип единства системы гос органов. Вся система органов гос власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов гос власти на федеральном уровне.

- принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос власти субъектов РФ.

- принцип выборности. Распространяется на формирование высших представительных органов РФ и ее субъектов – Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.

- принцип участия граждан в формировании и деятельности органов гос власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов гос власти и в выборах органов местного самоуправления.

- право граждан обжаловать в вышестоящий гос орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов гос власти.

- принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Предполагает широкое освещение деятельности органов гос власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов гос власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов гос власти.

- принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. Органы гос власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции гос власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы “сдержек и противовесов”, отработанной мировым конституционным опытом.

Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его полномочия наиболее близки к исполнительной. Глава государства в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер Федеральное собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ, в свою очередь Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от его должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ не отвечает интересам России и является преступной.

Можно выделитьследующие черты разделения властей:

1. Самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ.

2. Наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей. Взаимодействие властей проявляется в следующем: законодательная власть издает законы, на основании которых действует исполнительная и судебная власти, осуществляется бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей; исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и тд., влияя тем самым на законодательную и судебную власти; судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты Правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами гос власти.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться в деятельность иной власти, т.е. не в праве нарушать самостоятельность и независимость других органов власти. Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, так как только он является единственным носителем государственной власти в РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: