Место, роль и полномочия президента в парламентарных и президентских республиках.




В парламентарной республике (ФРГ). Президент осуществляет церемониальные и представительские функции и фактически не оказывает влияния на функционирование основных государственных органов. Его политическая роль возрастает в случае глубокого правительственного или государственного кризиса, поскольку Президент является «хранителем политики» и обеспечивает преемственность государственной власти.

В президентской республике (США). Глава государства является одновременно и главой исполнительной власти, и вся полнота этой власти принадлежит ему. Президент оказывает решающее воздействие на формирование и деятельность правительства. В законодательной сфере возможности Президента существенно ограничены, поскольку все законодательные полномочия принадлежат парламенту. Участие Президента в законодательном процессе реализуется в основном посредством права вето и ежегодных посланий к Конгрессу. Формирование судебных органов относится к числу так называемых «разделенных полномочий» между главой государства и парламентом.

Роль президента в президентской республике - налицо сильная или даже суперсильная президентская власть, включая: руководство внутренней и внешней политикой: формирование правительства и определение направлении его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламенту, его палатам кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства: представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента: собственное правотворчество президента: обеспечение безопасности и обороноспособности государства. в том числе функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования и др. В парламентарной республике президент не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, а если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры.

Согласно конституции исполнительную власть в федерации осуществляет президент. В отличие от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников президента и не образуют правительства, это кабинет президента, его совета тельный орган. Сказанное отнюдь не означает, что министры не имеют исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению. Однако они осуществляют такую власть на основе делегирования им соответствующих полномочий президентом. Должности премьер-министра в США тоже нет. Эту роль выполняет президент, но он является непререкаемым премьером. В кабинете президента вопросы решаются не голосованием решения принимает президент. Бывали случаи, когда все министры высказывались против предложения президента, но он принимал свое решение.[4]

Полномочия Федерального президента ФРГ в основном лежат в сфере осуществления представительских функций. Согластно ст. 59 ОЗ ФРГ Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов. Однако и в этой сфере полномочия президента ограничены, поскольку договоры, регулирующие политические отношения ФРГ или касающиеся вопросов федерального законодательства, требуют одобрения или содействия органов, компетентных в сфере федерального законодательства; договоры оформляются федеральным законом. К соглашениям административного характера применяются соответственно предписания о федеральной администрации.

Широкими полномочиями располагает президент США в сфере внешнеполитической деятельности. Ему, согласно Конституции, предоставлено право, по совету и с согласия сената, заключать международные договоры с последующей ратификацией 2/3 голосов сенаторов. Президент при этом не только подписывает договоры с иностранными государствами, но фактически и сам ведет о них переговоры, используя для этого либо государственный департамент, либо своих личных представителей. По сложившейся практике значительная часть юридических актов межгосударственного характера заключается президентом не в форме договоров, а в форме исполнительных соглашений, для которых не требуется одобрение сената. Президент, наконец, наделен конституционным правом назначать послов, разного ранга дипломатических представителей и консулов, а также принимать соответствующих лиц иностранных государств. Попытки ограничить внешнеполитическую практику президентских исполнительных соглашений предпринимались не один раз. Так, например, в феврале 1971 г. сенатор К. Кейс внес законопроект об обязательном предоставлении текстов всех исполнительных соглашений правительством в Конгресс в течение 60 дней. Исполнительные соглашения секретного характера должны представляться в комиссию по иностранным делам сената и в комиссию по международным отношениям палаты представителей. Год спустя, после обсуждения в Конгрессе и принятия, президент подписал этот закон. Таким образом, было законодательно закреплено право Конгресса на контроль за деятельностью правительственной администрации в области заключения международных договоров. Надо сказать, что это была первая доведенная до конца акция конгресса, нацеленная на восстановление его внешнеполитических прерогатив.

Федеральный президент ФРГ принимает участие в формировании других органов государственной власти и назначает некоторые категории должностных лиц.[5] Так, в соответствии со ст.64 ОЗ ФРГ он назначает и увольняет по предложению Федерального канцлера федеральных министров, участвуя тем самым в формировании правительства. Согласно ст. 60 ОЗ ФРГ Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров.

Президент США назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате). Обычно сенат утверждает назначение президента, но бывают случаи отказа, главным образом по моральным соображениям. Для назначения других должностных лиц такого согласия не требуется. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями (орденов в США нет), другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.[6]

Формально Федеральный президент имеет большие полномочия в процессе избрания и назначения на должность Федерального канцлера. Во – первых, он предлагает кандидатуру Федерального канцлера Бундестагу и в случае избрания его большинством голосов назначает Федерального канцлера[7]. На самом деле избрание того или иного кандидата Федеральным канцлером целиком зависит от расстановки политических сил в Бундестаге, и канцлером обычно становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Кроме того, той же ст.63 ОЗ ФРГ установлено, что, если предложенная Федеральным президентом кандидатура не получила большинства голосов, то Бундестаг сам может выдвинуть новую кандидатуру, а Федеральный президент обязан назначить избранное таким образом Бундестагом лицо Федеральным канцлером.

Президент США непосредственно руководит деятельность всех учреждений исполнительной власти федерального правительства.

В сфере обеспечения безопасности страны Президент осуществляет полномочия Главнокомандующего армией и флотом США, а также милицией отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США. К этой же сфере относятся чрезвычайные полномочия Президента, его права объявлять и прекращать чрезвычайное положение, а также осуществлять в период его действия специальные или экстраординарные меры вплоть до применения сил армии и национальной гвардии для восстановления правопорядка, подавления мятежей и обеспечения деятельности федеральных органов. Чрезвычайные полномочия Президента США прямо не предусмотрены Конституцией. Они предоставляются Президенту Актом о национальном чрезвычайном положении 1976 г. Прокламация об объявлении чрезвычайного положения незамедлительно передается Президентом в Конгресс США. Конгрессу не предоставлено права утверждать введение чрезвычайного положения: соответствующий акт Президента в этом не нуждается. Однако палаты Конгресса могут в любое время принять совместную резолюцию о прекращении действия чрезвычайного положения, в результате чего оно отменяется. Для контроля за действиями Президента в условиях чрезвычайного положения палаты должны не реже чем через каждые 6 месяцев после его объявления рассматривать на своих заседаниях вопрос о принятии совместной резолюции о его прекращении. Чрезвычайное положение прекращается соответствующим актом Президента, а также автоматически по истечении 1 года со дня его объявления, если за 90 дней до истечения этого срока Президент не примет акта о его продлении. Все акты Президента, изданные в период действия чрезвычайного положения, подлежат немедленному представлению в палаты Конгресса.[8]

Основной закон ФРГ не предусматривает наделение главы государства полномочиями верховного главнокомандующего даже в случае войны, но наделяет главу военного ведомства следующими прерогативами: "Федеральный министр обороны обладает правом издавать приказы и командовать вооружёнными силами"[9]. Федеральные законы вступают в силу только после подписания их президентом. Ему же принадлежит право осуществления помилований.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: