Ноогенная теория неврозов В. Франкла.




 

В. Франкл использует термин экзистенциальный вакуум для описания состояния внутренней пустоты своих пациентов, которые страдают от ощущения тщетности и бессмысленности своего состояния. По его мнению экзистенциальному вакууму подвержено около половины взрослого населения так называемого западного, или «цивилизованного» мира и продолжает распространяться стремительными темпами. Основные причины экзистенциального вакуума Франкл видит в следующем:

Люди не запрограммированы как, например, животные на выполнение конкретных действий. С утратой этого положения для людей как бы закрылись двери рая, с тех пор как люди стали людьми и узнали, что есть «Добро, и что есть Зло», они вынуждены обдумывать и отвечать за свои поступки[14].

Традиции, соглашения и ценности уже не подсказывают людям, что они должны делать в каждый конкретный момент времени. Поэтому люди не знают, чего же им собственно нужно от жизни и отступают либо в конформизм, либо в тоталитаризм.

Господствующий в современной системе образования (особенно в Америке) редукционизм. Молодых людей учат понимать человеческие существа как совокупности влечений, инстинктов, детерминируемые обуславливанием, а также механизмами вытеснения и защиты.

Экзистенциальному вакууму сопутствует так называемая экзистенциальная фрустрация, возникающая в случае фрустрации стремления к смыслу. Главные характеристики экзистенциальной фрустрации (ЭФ) – это апатия и скука. Франкл говорит о том, что ЭФ, сама по себе не является ни патологической, ни патогенной, это скорее духовное бедствие, чем болезнь. Он подчеркивает, что экзистенциальный вакуум с сопутствующей экзистенциальной фрустрацией является скорее социогенным явлением, нежели неврозом[15].

И, тем не менее, экзистенциальный вакуум может привести к развитию неврозов, в этом случае специфическую клиническую симптоматику Франкл называет ноогенными неврозами. Франкл определяет ноогенный невроз как невроз, в основе которого лежит духовная проблема или моральный конфликт. Большую роль в развитии ноогеных неврозов играет экзистенциальная фрустрация, как фрустрация осмысленного существования людей, фрустрация их стремления к смыслу.

С тенденцией к распространению экзистенциального вакуума в обществе Франкл связывает такое явление как коллективные неврозы. Он говорит о том, что наряду с неврозами в клиническом смысле, в настоящее время появился такой феномен, который имеет близкую симптоматику, однако носит метаклинический характер. Для коллективных неврозов характерны следующие симптомы:

Установка на временность бытия. Привычка жить одним днем.

Фаталистическая установка по отношению к жизни. По результатам проведенных опросов больше половины взрослого населения Австрии верят в разного рода роковые для их судьбы силы.

Коллективистское мышление, которое проявляется в отказе брать на себя ответственность за реализацию себя как личности. Стремление раствориться в толпе, подчиниться массе. Неспособность видеть личность в себе и в других людях.

Фанатизм. Фанатик в отличие от «коллективиста» отрицает не свою личность, а личности других. Чужого мнения для него не существует. Он игнорирует мнения и взгляды других.

Франкл говорил о том, что наличие экзистенциального вакуума приводит к тотальной невротизации человечества. Воздействие экзистенциального вакуума не ограничивается чувством бессмысленности и ноогенными неврозами. Его воздействие также проявляется в так называемой «массовой невротической триаде»: депрессии, наркомании и агрессии, что выражается в увеличении количества самоубийств среди молодого поколения, а также роста преступности, сексомании, алкоголизма и наркомании[16].

Основой неврозогенеза в соответствии с представлениями В. Франкла является не психогения, а экзистенциальная фрустрация (вакуум), когда человек в силу разнообразных причин утрачивает «смысл жизни», когда блокируется его стремление к отысканию конкретного смысла в личном существовании (воля к смыслу). Автор назвал данную разновидность неврозов – ноогенной (от греческого «ноос», означающего разум, дух, смысл). Ноогенные неврозы возникают не из конфликтов между влечениями и сознанием, а из конфликтов между различными ценностями (моральные конфликты), из духовных проблем и, в первую очередь, из-за утраты осмысленности существования.

Ноогенная теория неврозов расходится с психоаналитической в том, что не ограничивается и не замыкается на инстинктивной деятельности человека и его бессознательных процессах, а анализирует духовные реальности. Она фокусируется на потенциальном смысле существования, на осознании человеком, к чему он действительно стремится «в глубине души», на актуализации ценностей. Для определения ноогенного неврозогенеза В. Франкл нередко использовал высказывание Ницше о том, что «тот, у кого есть для чего жить, может выдержать почти любое как».

С точки зрения В. Франкла, невротические расстройства ноогенного характера стали широко распространенными в двадцатом веке в силу двойной утраты, которую претерпел человек в ходе его становления подлинно человеческим существом. Человек утратил некоторые из базисных животных инстинктов, обеспечивавших животным поведение, и у него появилась необходимость «осуществлять свой выбор». Кроме того, еще одной утратой стало разрушение многовековых традиций. И теперь «никакой инстинкт не говорит ему, что ему делать, и никакая традиция не подсказывает, что он должен делать; скоро, – пишет В. Франкл, – он уже не будет знать, что он хочет делать»[17].

Подобный экзистенциальный вакуум был обнаружен более чем у половины обследованных автором людей. Он проявлялся, в первую очередь, состоянием скуки от невозможности осознать смысл собственной внешне «бурной жизнедеятельности», направленной на обогащение, власть, сексуальные изыски. Каждая житейская ситуация (а не только психотравма) может бросать человеку вызов, требовать ответа на самый главный вопрос о смысле его существования, следовательно – провоцировать его на формирование экзистенциального вакуума и невротических симптомов.

Причем для избегания невроза должен быть обнаружен смысл многих явлений: существования, любви, страдания. Формирование же невротических симптомов может быть описано в рамках ноогенного механизма как разновидность нигилизма – представления о том, что бытие не имеет смысла вообще.

Приведенные выше наиболее известные западные теории и концепции неврозогенеза не всегда четко разделяют собственно невротические расстройства и характерологические девиации, способствующие невротическому симптомообразованию.

Понятие «невротик» нередко используется этими авторами не в медицинском (нозологическом) смысле и смешивается с понятиями отклоняющегося поведения, что нельзя признать справедливым. Значимость же перечисленных теорий состоит в том, что становление невротических симптомов рассматривается в неразрывной связи с личностно-характерологическим (индивидуально-типологическим) преморбидом пациента. Каждая из концепций претендует на описание типичных черт человека, которого вправе обозначить «потенциальным невротиком».

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили психоаналитическую теорию неврозов.

Основными результатами работы явилось следующее:

- рассмотрена теория неврозов З. Фрейда;

- проанализирована теория К. Юнга;

- выявлены особенности в концепции природы неврозов Адлера;

- определена роль теории «невротических наклонностей» К. Хорни в психоанализе;

- раскрыта ноогенная теория неврозов В. Франкла.

В психоанализе широко используются такие понятия, как «актуальный невроз», «травматический невроз», «невроз характера», «невроз судьбы», «семейный невроз». Под актуальным неврозом понимается разновидность невротического расстройства, причину которого следует искать в настоящем пациента, а не в его детских конфликтах. Травматический невроз развивается после эмоционального шока в ситуации непосредственной смертельной опасности. Невроз характера связан с выражением защитных процессов не в доступных наблюдению симптомах, а в определенных чертах характера, паттернах поведения и особой организации личности. С неврозом характера сходен невроз судьбы, имеющий вид случайного стечения внешних («роковых») обстоятельств, но обусловленных, с психоаналитической точки зрения, бессознательным многократным повторением поведенческих схем. Семейный невроз представляет собой патологическую структуру, детерминированную взаимной обусловленностью конфликтных отношений в семье (в особенности в структуре детско-родительских отношений).

Понимание происхождения и особенностей невротических проявлений дает объяснение феномену относительной неэффективности симптоматического их лечения, в частности ограничивающегося исключительно медикаментозной терапией.

Психоаналитическая практика, напротив, сосредоточена, прежде всего, на глубинной динамике невроза. Симптом для психолога-психоаналитика – не цель, а средство лечения, ключ к пониманию происходящих в психике процессов[18]. Подобный подход изначально направлен на такие изменения в личности, которые создают основу для ее возвращения к полноценному (а не опирающемуся на ту или иную систему временных подпорок) функционированию, что только и позволяет говорить о подлинном исцелении. Сказанное делает очевидным безнадежность и даже опасность как пассивного отношения к невротическим симптомам, так и попыток самолечения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. – 165 с.

2. Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. – СПб.: Университетская книга. – 1999.

3. Томэ Х. Современный психоанализ. Теория и практика. 2 тома. – М.: Прогресс-Литера. – 2006, 576 с.

4. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М., 2005.

5. Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М.: 1990. – 368 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции 1-15). // Перевод Г.В.Барышниковой. – СПб.: 1999.

8. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: Алтей, 1998.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.

10. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. – СПб, совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и БСК, 1997. – 316 с

11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.,"ПРОГРЕСС", 2000.

12. Хорни К. Психология Женщины; Невротическая личность нашего времени. – СПб.: 1997.

13. Хьелл Л., Зиглер З. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. С.Меленевской, Д.Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

14. Юнг К. Избранное. – М., 1998.

15. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 2001.

16. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: "Реннесанс", 1991.


[1] Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М., 2005.

 

[2] Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции 1-15). // Перевод Г.В.Барышниковой. – СПб.: 1999.

 

[3] Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: Алтей, 1998.

 

[4] Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.

 

[5] Юнг К. Избранное. – М., 1998.

 

[6] Юнг К. Избранное. – М., 1998.

 

[7] Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 2001.

 

 

[8] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. – 165 с.

 

[9] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. – 165 с.

 

[10] Хьелл Л., Зиглер З. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. С.Меленевской, Д.Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

 

[11] Хьелл Л., Зиглер З. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. С.Меленевской, Д.Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

 

[12] Хорни К. Психология Женщины; Невротическая личность нашего времени. – СПб.: 1997.

 

[13] Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. – СПб, совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и БСК, 1997. – 316 с

 

[14] Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

 

[15] Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

 

[16] Франкл В. Теория и терапия неврозов. – Спб.: Речь, 2001. – 234 с.

 

[17] Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М.: 1990. – 368 с.

 

[18] Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. – СПб.: Университетская книга. – 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: