Юридические (судебные) средства мирного разрешения международных споров




 

Судебные средства разрешения международных споров включают в себя: международный арбитраж (третейское разбирательство) и судебное разбирательство в Международном суде ООН. От ранее рассмотренных согласительных (дипломатических) средств они отличаются тем, что рассмотрение спора завершается юридически обязательным для сторон решением.

Международный арбитраж (третейские разбирательство) - это организованное на основе соглашения сторон разрешение спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон.

По мнению крупнейшего российского юриста-международника Ф.Ф. Мартенса, третейское разбирательство является «разумнейшим способом миролюбивого разрешения международных столкновений».

Арбитраж как средство урегулирования международных споров известен ещё со времён рабовладельческих государств. В средние века ими были папы и германский император. Современная же история арбитражного рассмотрения споров началась с образования на основе англо - американского Договора о дружбе, торговле и мореплавании 1794 г. («договор Джея») трёх смешанных комиссий. В XIX в. было образовано уже более 200 арбитражных судов. Особое значение для современной юрисдикции третейских судов имел прецедент, созданный рассмотрением Алабамского спора между США и Великобританией в 1871-1872 годах. В 1872 году арбитражный суд присудил в пользу США 15,5 млн. долл., а английское правительство вы платило эту сумму в качестве возмещения ущерба за продажу южанам крейсеров, уничтоживших более 60 американских судов в ходе Гражданской войны в Америке в 1861-1865гг.

Важную роль в развитии института арбитража сыграли Гаагские конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 годов. «Международный третейский суд <https://www.conventions.ru/dictionary.php?letter=17&word=145> имеет предметом решение споров между госуд <https://www.conventions.ru/dictionary.php?letter=17&word=145>арствами, суд <https://www.conventions.ru/dictionary.php?letter=17&word=145>ьями по их выбору и на основании уважения к праву. Обращение к третейскому суд <https://www.conventions.ru/dictionary.php?letter=17&word=145>у влечёт за собою обязанность добросовестно подчиниться третейскому решению. В вопросах юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров, третейский суд <https://www.conventions.ru/dictionary.php?letter=17&word=145> признается Договаривающимися державами самым действительным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не улаженных диплом <https://www.conventions.ru/dictionary.php?letter=5&word=234>атическим путём. Поэтому желательно, чтобы, в спорах по указанным вопросам, Договаривающиеся державы обращались в случае надобности к третейскому суд <https://www.conventions.ru/dictionary.php?letter=17&word=145>у, поскольку то позволят обстоятельства».

В соответствии с этими конвенциями была учреждена Постоянная палата третейского суда в Гааге. В структуре Палаты имеется два постоянных органа: Международное бюро и Административный совет. Бюро выполняет функции канцелярии: стороны сообщают ему своё решение обратиться к третейскому суду. Бюро осуществляет связь между сторонами в спорах, переданных на рассмотрение в Палату. Наблюдение за деятельностью Международного бюро осуществляет Административный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств - участников Гаагских конвенций. Председателем совета является министр иностранных дел Нидерландов. Совет решает все административные дела, в том числе финансовые, назначает и увольняет служащих Бюро. Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка лиц, из числа которых спорящие государства могут выбирать арбитров. Список третейских судей составляется следующим образом: каждое государство - участник Гаагских конвенций (их на сегодня более 80) назначает сроком на 6 лет не более 4 лиц, «которые были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского суд <https://www.conventions.ru/dictionary.php?letter=17&word=145>ьи».

Современной международной практике известны два вида арбитражных органов: временный (арбитраж adhoc) и постоянный арбитраж. Арбитраж adhoc учреждается соглашением сторон в отношении данного конкретного спора. Такое соглашение называется компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора, подлежащий раз решению третейским судом, компетенцию суда, принципы и процедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна включать также взаимное обязательство сторон относительно принятия и исполнения третейского решения. Постоянный арбитраж - это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут по взаимному согласию передавать возникающие между ними споры. Существует два вида юрисдикции постоянных арбитражных органов - добровольная и обязательная. При добровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования од ной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется путём включения в тот или иной международный договор так называемой арбитражной оговорки. Исполнение арбитражного решения является обязательным.

Можно выделить три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство:

1) специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж;

) специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора;

) общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж).

Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон.

Судебное разбирательство (международные судебные органы) - является относительно новым средством мирного разрешения споров.

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным образом организационный характер:

Постоянная палата третейского суда

· Стороны назначают арбитров

· Стороны согласуют процедуры

· Стороны выбирают официальные языки

· Заседания являются закрытыми

· Все расходы несут стороны

Международный суд ООН

· Суд уже учреждён

· Процедуры определены заранее в его Статуте <https://www.un.org/ru/icj/statut.shtml> и Регламенте <https://www.un.org/ru/icj/rules.shtml>

· Официальными языками являются английский и французский

· Заседания в большинстве случаев являются открытыми

· Расходы Суда покрывает ООН

Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учреждённая в 1920 году под эгидой Лиги Наций. Палата прекратила своё существование в 1946 году вместе с Лигой Наций. В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный суд ООН.

Международный суд ООН является универсальным судебным органом. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 года:

«Государствам следует в полной мере сознавать роль Международного Суда <https://www.un.org/ru/icj/>, который является главным судебным органом ООН. Государства могут поручать разрешение своих разногласий другим судам в силу уже существующих соглашений или таких, которые могут быть заключены в будущем.

Государствам следует иметь в виду:) что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда <https://www.un.org/ru/icj/statut.shtml>;) что желательно, чтобы они:) рассмотрели возможность включения в договоры, когда это уместно, положений, предусматривающих передачу в Международный Суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении таких договоров;) изучили возможность, в порядке свободного осуществления своего суверенитета, признания юрисдикции Международного Суда обязательной в соответствии со статьей 36 его Статута;) рассмотрели возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный Суд».

Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, который, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью Устава ООН, а также Регламентом Суда. Государства, не входящие в состав ООН, являются участниками Статута Международного суда на условиях, которые в каждом отдельном случае определяются Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. На Международный суд возложена двойная функция: а) разрешение в соответствии с международным правом споров, переданных ему на рассмотрение государствами; б) вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом органами ООН и её специализированными учреждениями.

Организация Суда:

«Суд состоит из пятнадцати членов, причём в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесённых в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда.

Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий ещё пяти судей - через 6 лет.

Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Кроме случаев, специально предусмотренных в настоящем Статуте, Суд заседает в полном составе. Кворум в девять судей достаточен для образования судебного присутствия».

Компетенция Суда:

«Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.

К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Государства - участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: a) толкования договора; b) любого вопроса международного права; c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства».

Международный суд может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующее государство определённым образом даст согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде. Оно может выразить своё согласие одним из следующих споров: а) путём подписания специального соглашения. Два или более государств, являющихся стороной в споре, заключают соглашение о передаче дела в Международный суд; б) включением в договор статьи, в которой государство заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора по поводу применения данного договора; в) односторонним заявлением о признании обязательной юрисдикции Суда в отношении любого другого государства. Примерно 75% споров были переданы на рассмотрение Суда посредством одностороннего заявления.

В на стоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 госу дарств, причём из постоянных членов Совета Безопасности - толь ко Великобритания. Ряд универсальных международных договоров содержит положе ние о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. Российская Федерация не подписала Декларацию об обязательной юрисдикции Суда. В некоторых из них Российская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например, в Уставе МАГАТЭ 1956 года, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др. В 1989 году Советский Союз снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении следующих договоров: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенции о политических правах женщин 1952 года, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов об ращения и наказания 1984 года, Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

За период своей деятельности Международный Суд рассмотрел около 90 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определёнными территориями, делимитации морских пространств и континентального шельфа и др. Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г. по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконны ми военные и полувоенные действия США и обязал США возместить Никарагуа причинённый ущерб.

Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет при этом: «а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Однако эти условия не ограничивают права Суда разрешать дело ex aequo et bono (по справедливости и по добру), если стороны с этим согласны».

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генеральной Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и организациям на постоянной основе. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд от казался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государством в вооружённом конфликте, мотивируя своё решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ. Консультативное заключение означает выражение мнения между народных судей по тому или иному юридическому вопросу и в принципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консультативное заключение Международного Суда. Международный Суд с 1946 года вынес 25 консультативных заключения, большая часть которых - по запросам Генеральной Ассамблеи. Большой резонанс вызвало консультативное заключение Между народного Суда от 8 июля 1996 г. по запросу Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения. В нем Международный Суд, в частности, постановил единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или применения ядерного оружия. Суд также единогласно постановил, что угроза силой или применение силы с использованием ядерного оружия, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечают всем требованиям ст. 51, противоправны.

Российская Федерация ни разу не была заявителем или ответчиком в Международном суде.

Существование Международного Суда ООН не исключает возможности создания специальных международных судов на основе других соглашений как универсального, так и регионального характера. В связи с этим можно назвать Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Суд Восточно - Африканского сообщества, Суд ЕС и другие.

 

Разрешение споров в международных организациях

 

В последнее время в практике международных отношений получил широкое распространение способ решения разногласий в органах международных организаций. Уставы международных организаций предусматривают наличие механизмов по мирному разрешению споров. Рассмотрение между народных споров органами международных организаций ведётся, как правило, политическими средствами. Решения носят рекомендатель ный характер. Кроме того, большинство организаций имеют органы, специально предназначенные для решения споров.

Разрешение споров в рамках ООН.

По Уставу ООН Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея являются органами, наделёнными полномочиями в области мирного разрешения споров, речь идёт в первую очередь о спорах, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Совет Безопасности занимает центральное место в разрешении таких споров. «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Установив характер спора или ситуации, Совет Безопасности вправе предпринять ряд действий. Он может потребовать от сторон, когда сочтёт это необходимым, разрешения их спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, при помощи тех средств, которые перечислены в статье 33 Устава ООН. Если же Совет Безопасности определил, что продолжение спора, переданного сторонами на рассмотрение Совета Безопасности, в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, то он может рекомендовать не только надле жащую процедуру и методы урегулирования, но и такие условия раз решения спора, какие найдёт подходящими (статья 37 Устава ООН).

Генеральная Ассамблея также разрешает споры и рассматривает ситуации, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, и делает рекомендации по их урегулированию. При этом Генеральная Ассамблея не может делать никаких рекомендаций в отношении спора или ситуации, если они рассматриваются Советом Безопасности и если Совет не запросит об этом.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров. В ней признается необходимым повышение эффективности ООН в мирном разрешении международных споров и поддержании международного мира и безопасности согласно принципам справедливости и международного права. Согласно этой Декларации: «3. Государства-члены подтверждают важную роль, возложенную Уставом ООН на Генеральную Ассамблею в области мирного разрешения споров, и подчёркивают необходимость эффективного осуществления Ассамблеей её функций... 4. Государствам-членам следует укреплять центральную роль Совета Безопасности, с тем чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности в соответствии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности…».

В статье 33 Устава ООН предусматривается обращение спорящих сто рон наряду с другими средствами и к региональным органам или соглашениям. «Члены Организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности».

Разрешение споров в рамках ОБСЕ.

В рамках ОБСЕ разработана система мирного разрешения споров, состоящая из четырёх элементов: Механизма ОБСЕ по урегулированию споров (Валлеттский механизм), Комиссии ОБСЕ по примирению, Суда по примирению и арбитражу и процедуры директивного примирения.

Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны решаться исключительно мирными средствами, требуются соответствующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры в рамках ОБСЕ разработаны и закреплены, в частности, в следующих документах: Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.); Результаты Совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12-23 октября 1992 г.). В случае возникновения спора участники ОБСЕ обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу международному миру и безопасности. Они предпринимают соответствующие шаги для надлежащего доведения своих споров до урегулирования. В этих целях государства-участники: а) рассматривают споры на раннем этапе; б) воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепятствовать ему; в) стремятся, используя все соответствующие средства, достичь договорённостей, позволяющих сохранить между ними добрые отношения, в том числе принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре. Государства члены ОБСЕ впервые в практике разрешения споров на региональном уровне приняли на себя более твёрдые обязательства, чем они установлены общими нормами международного права. В частности, они прилагают усилия к включению в свои будущие договоры положений, предусматривающих урегулирование споров, которые возникают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рассмотрению возможности выполнения третьей стороной соответствующей роли обязательного или необязательного характера. Государства взяли обязательство воздерживаться, насколько это возможно, от оговорок к процедурам урегулирования спора.

Вторым элементом системы ОБСЕ по мирному урегулированию споров является Комиссия ОБСЕ по примирению, предусмотренная Положением о ней, одобренным в Стокгольме в декабре 1992 года в дополнение к Валлеттскому механизму. Спор между государствами - участниками ОБСЕ может быть передан Комиссии, если об этом договорятся стороны в споре. Однако в соответствии с разделом II Положения государство-участник может в любое время заявить, что оно на условиях взаимности согласится с процедурой примирения Комиссии в отношении споров между ними и другими государствами-участниками. В этом случае становится возможным обращение к Комиссии в одностороннем порядке.

Третьим элементом системы является Суд по примирению и арбитражу, создание которого предусмотрено Конвенцией по прими рению и арбитражу в рамках СБСЕ, принятой в Стокгольме 15 декабря 1992 г. Конвенция вступила в силу в 1997 году. Каждое государство - участник Конвенции после вступления её в силу назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является гражданином этого государства, а также одного арбитра и одного заместителя арбитра, которые могут быть ее гражданами или гражданами любого другого государства - участника СБСЕ. Мировые посредники и арбитры образуют в совокупности Суд.

Четвёртый элемент системы мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ - это процедура директивного примирения, предусмотренная Положениями о директивном примирении, также принятая в Стокгольме в декабре 1992 года.

Другие международные региональные организации также предусматривают процедуры мирного разрешения споров.

В соответствии с Пактом Лиги арабских государств Совет наделён функциями арбитражного и примирительного органа, в котором решения принимаются большинством голосов, Хартия Организации африканского единства предусматривает, что спорные вопросы должны разрешаться путём переговоров, посредничества, примирения и арбитража, Система разрешения споров между американскими государства ми закреплена в Уставе Организации американских государств. Принятый в 1948 году Американский договор о мирном разрешении споров (Боготинский пакт) ни разу на практике не применялся.

Разрешение споров в рамках СНГ.

Содружество Независимых Государств в качестве одной из своих главных целей определило мирное разрешение споров и конфликтов. Одновременно Устав СНГ подтверждает приверженность принципу мирного разрешения споров. Специальная глава Устава СНГ посвящена предотвращению конфликтов и разрешению споров (раздел IV). «Государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека...

Государства-члены будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к справедливому мирному разрешению своих споров посредством переговоров или достижению договорённости о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора. Если государства-члены не разрешают спор при помощи средств, указанных в части второй настоящей статьи, они могут передать его в Совет глав государств…

Совет глав государств правомочен в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования».

В последующем принцип мирного разрешения споров был закреплён и развит в ряде совместных документов, принятых государствами СНГ: Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками СНГ от 20 марта 1992 г., Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ, принятой 15 апреля 1994 г., Меморандумом о поддержании мира и стабильности в СНГ от 10 февраля 1995 г., Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества от 19 января 1996 г..




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: