Тема: Анализ организации и качества работы стационарных медицинских учреждений.
Цель: Отработать навык оценки организации и качества стационарных медицинских учреждений.
Полнота удовлетворения потребностей населения в услугах учреждений здравоохранения в значительной степени зависит от уровня организации их работы и качества оказываемых услуг.
В качестве показателей оценки организации используются сезонность, ритмичность, сроки и обоснованность госпитализации.
Признаком надлежащей организации работы в больнице являются отсутствие колебаний в госпитализации по месяцам года.
Используется удельный вес больных, поступивших на лечение в течение каждого месяца, в их общей численности за год. Для рационального использования коечного фонда в период спада заболеваемости слетует организовать лечение больных с хроническими заболеваниями. Это позволяет создать резерв коечного фонда на период вспышки острых заболеваний.
Значительным резервом повышения уровня использования коечного фонда являются ускорение сроков госпитализации больных и устранение случаев необоснованной госпитализации. С целью изучения этих показателей госпитализированные больше группируются по срокам поступления в больницу – со дня заболевания или обращения за медицинской помощью, устанавливается количество случаев необоснованной госпитализации и удельный вес необоснованно госпитализированных в общем количестве поступивших на лечение. Причины необоснованной госпитализации – ошибки диагностики и не до учений возможности лечения амбулаторно.
Качество медицинского обслуживания в больничных учреждениях характеризуется совокупностью всех условии, в которых протекает процесс лечения больных, и его итогами.
|
Итоги благополучного лечения – это продолжительность лечения и исход лечения.
Продолжительность лечения характеризуется средней длительностью лечения, определяемой по формуле:
Средняя длительность = (число койко дней пребвания больных): (количество больных).
Средняя длительность лечения по отдельным видам заболеваний может возрастать и в связи с увеличением срока лечения только у отдельных больных. Поэтому важно распределить больных по срокам пребывания в стационаре и установить их долю с определенным интервалом продолжительности лечения в общем количестве.
Находящихся на лечении. Интервалы могут быть: до 5 дней, от 5 до 12, от 13 до 20 дней, и.т.д.
О качестве обслуживания населения больничными учреждениями можно судить по даны об отказе от госпитализации и ее повторности.
Отказ от госпитализации свидетельствует о недостатках в организации работы, о ненадлежащей связи больницы с амбулаторно – поликлиническими учреждениями, из-за чего не обеспечивается своевременная медицинская помощь.
Оценка уровня отказов от госпитализации и ее повторности, а так же выявления их изменения осуществляется по данным о количестве случаев и удельном весе в общей численности больных, поступивших на лечение.
Основным и завершающим этапом оценки качества медицинского обслуживания являются характеристика конечных результатов лечебного процесса. Они отражаются в показателях выбытия больных в связи:
-с выздоровлением (улучшением здоровья);
|
-без ухудшения состояния здоровья;
-с наступлением летального исхода;
Показатель летальности = (число летальных случаев): (число бывших больных)
Перечисленные показатели, характеризующие конечные результаты лечебного процесса, сравниваются с аналогичными данными предыдущих лет и подобными показателями работы других больничных учреждений.
Решение задач.
№1
1.Расчитать среднюю продолжительность лечения по отдельным видам заболеваний и в целом по больнице;
2.Узнать причины изменения средней длительности лечения, которые могут зависеть от работы больницы;
3. Назвать источники информации, в которых содержатся рассматриваемые в задаче показатели.
Вид заболевания | 1,10 варианты | 2,9 варианты | 3,8 варианты | |||||||||
Предыдущий год | Отчетный год | Предыдущий год | Отчетный год | Предыдущий год | Отчетный год | |||||||
Кол-во больных | Кол-во койко дней | Кол-во больных | Кол-во койко дней | Кол-во больных | Кол-во койко дней | Кол-во больных | Кол-во койко дней | Кол-во больных | Кол-во койко дней | Кол-во больных | Кол-во койко дней | |
Гипертоническая болезнь | ||||||||||||
Заболевания печени | ||||||||||||
Заболевания брюшной полости | ||||||||||||
Хронические тонзиллиты |
№2
1. Рассчитать динамику показателей, характеризующих качество обслуживания населения учреждением здравоохранения:
2. Изучить структуру показателей качества;
3. Сделать заключение о качестве обслуживания.
|
Показатель | 1,10 варианты | 2,9 варианты | 3,8 варианты | |||
Предыдущий год | Отчетный год | Предыдущий год | Отчетный год | Предыдущий год | Отчетный год | |
Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | |
Отказ от госпитализации | ||||||
Повторная госпитализация | ||||||
Кол-во больных поступивших |
№3
1. Проанализировать уд. вес госпитализированных по дням недели;
2. Назвать показатели, характеризующие уровень организации медицинской помощи;
3. Наметить мероприятия по более полному удовлетворению потребностей населения в медицинской помощи.
Показатель | 4,7 варианты | 5,6 варианты | ||||||
Количество госпитализированных по неделям месяца | Количество госпитализированных по неделям месяца | |||||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | |
Понедельник | ||||||||
Вторник | ||||||||
Среда | ||||||||
Четверг | ||||||||
Пятница | ||||||||
Суббота | ||||||||
Воскресенье |
№4
1. Рассчитать среднюю продолжительность лечения по видам заболеваний;
2. Сделать выводы о качестве медицинского обслуживания и предложить меропрятия.
Вид заболевания | 4,7 варианты 2009 год | 5,6 варианты 2010 год | Изменение продолжительности лечения | ||||
Кол-во больных | Кол-во проведенных койко дней | Средняя продолжительность лечения | Кол-во больных | Кол-во проведенных койко дней | Средняя продолжительность лечения | ||
Гипертония | - | - | - | ||||
Пневмония | - | - | - | ||||
Хронические тонзиллиты | - | - | - |
Контрольные вопросы:
1. Какие показатели характеризуют организацию медицинской помощи в больнице?
2. По какой формуле определяются продолжительность лечения?
3. Назовите причины задержки или прежде - временной выписки: объективные и субъективные?
4. Как определяется показатель летальности?
5. Какие источники информации используются при оценке организации и качества работы больницы?