Франсуа Мансар и Клод Перро




Перро Клод (Perrault Claude) (1613-1688), французский ученый, архитектор и теоретик искусства, один из лидеров барочного классицизма. Родился в Париже 25 сентября 1613 года в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим братом теоретика искусства и литератора Шарля Перро (1628—1703), известного французского писателя-сказочника, поэта и художественного критика, члена Французской академии с 1671 года.

Портрет Шарля Перро, 1665

Шарль Пьерро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни».

Широко приписываемые братьям Гримм сказки, какими мы их знаем сейчас, «Красная Шапочка », «Спящая красавица » и «Золушка », на самом деле написаны Шарлем Перро около 200 лет назад до их нового переложения. Первым в этом ряду стоит всё-таки сказочник Джамбаттиста Базиле (1566

 

Портрет Людовика XIV в молодости. Художник Ш. Лебрен, 1661

Двадцатидвухлетний король принимал власть из охладевших рук Мазарини при самых благоприятных обстоятельствах для власти и по характеру своему был вполне способен воспользоваться этими обстоятельствами.

Людовик XIV вовсе не принадлежал к тем гениальным историческим деятелям, которые творят для своего народа новые средства исторической жизни, которые оставляют потомству богатое наследство в идеях, людях и силах материальных, – наследство, которым народ живет века после них. Напротив, Людовик получил богатейшее наследство; оно состояло в стране, благословенной природою, в энергическом, сильном духовными средствами народе, в чрезвычайно удобно расположенной и округленной государственной области, окруженной слабыми соседями: полумертвою Испанией, раздробленными и потому бессильными Италией и Германией, ничтожною по своим военным средствам Голландией; Англия была занята тяжелою выработкою своих правительственных форм и не могла оказывать влияния на континент; наоборот, король ее позволял себе подчиняться влиянию могущественного государя Франции. Кроме того, богатое наследство Людовика XIV состояло в даровитых людях: знаменитости военные, административные, литературные, которыми блестит царствование Людовика XIV, были унаследованы, а не отысканы им. Но, воспользовавшись богатыми средствами, доставшимися по наследству, Людовик истощил их, а новых не создал и оставил после себя Франции банкротство – банкротство не финансовое только, – деньги дело нажитое, – но, что всего хуже, банкротство в людях. У Людовика не было главного дарования государей – отыскивать и приготовлять людей. Рожденный властолюбивым, он воспитался во время Фронды, когда королевская власть терпела такие сильные оскорбления.

Парадный портрет Людовика XIV.. (Гиацинт Риго)

Николя Фуке

Главноуправляющим финансами был Николай Фуке, человек блестящий и способный обмануть неопытного своими познаниями и способностями, но в сущности человек вовсе не серьезный, внимание которого обращено было не на то, чтоб улучшить финансы улучшением положения податных людей, но чтобы пользоваться доходами для удержания своего выгодного места. Мазарини поддерживал его как человека, который умел доставать деньги по первому требованию министра, а как Фуке доставал деньги, до этого Мазарини не было никакого дела. Но кроме первого министра Фуке старался на казенные деньги купить себе расположение и подпору всех влиятельных людей: считали, что он ежегодно раздаривал до четырех миллионов. Фуке думал обольстить и короля блестящими проектами, но Мазарини завещал Людовику другого человека, понадежнее Фуке: это был Жан Батист Кольбер.

Людовик, нисколько не лишая, по-видимому, Фуке своего доверия, приблизил к себе и Кольбера, который каждый вечер доказывал ему неверность докладов, подаваемых Фуке по утрам. Король решился отделаться от Фуке, но должен был долго хитрить, притворяться, приготавливаться: так был страшен главноуправляющий финансами! Наконец во время путешествия Людовика в Бретань Фуке, сопровождавший короля, был арестован в Нанте и отвезен в замок Анжер.

Portrait of Bernard le Bovier de Fontenelle - Hyacinthe Rigaud. (Гиацинт Риго)

Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль (фр. Bernard le Bovier de Fontenelle; 11 февраля 1657, Руан, — 9 января 1757, Париж) — французский писатель и учёный, племянник Пьера Корнеля.

Убеждённый картезианец (последователь Декарта), Фонтенель был более писателем-популяризатором, чем учёным. «Entretiens sur la pluralité des mondes» (П., 1686) в очень изящной и лёгкой форме разговоров, происходивших по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагают важнейшие сведения о Земле, Луне, планетах, неподвижных звёздах как о солнцах в среде собственных планетных систем. Автор нередко пользуется в своих объяснениях вихрями Декарта. Как популяризатор, он с особенным вниманием останавливается на интересном для светских людей вопросе об обитаемости других миров.

Вопрос этот решается им утвердительно как для Луны, так и для других планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Успех книга имела огромный: она переведена почти на все европейские языки и имела множество изданий во Франции, из которых особенно замечательным было вышедшее в 1800 году с примечаниями Лаланда и затем перепечатанное в 1826 году

 

П. Корнель. Портрет работы Шарля Лебрёна, 1647 год.[1] Музей Версальского дворца

Пьер Корне́ль (фр. Pierre Corneille, [корне́й]; 6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии (1647). Старший брат драматурга Тома Корнеля.

С 1635 года Корнель писал трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Медея» (1635). Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «Комическую иллюзию» (1636) — тяжеловесный фарс, главное лицо которого испанский матадор.

Обложка первого издания «Сида»

«Сид»

Основная статья: Сид (Корнель)

В конце 1636 года появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу признанный шедевром; создалась даже поговорка: «прекрасен как Сид» (beau comme le Cid). Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию в Sentiments de l’Académie sur le Cid: автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым достоинства.

Любопытен факт, что никто из завистников не говорил, что Корнель прославил врагов страны. Между тем Сид — испанский герой, а первая постановка состоялась в разгар войны с Испанией (Тридцатилетняя война), в тяжёлое для Франции время военных поражений.

Портрет Жана Расина. Художник Ф. де Труа, конец XVII века

Жан Расин (1639 - 1699) французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

Жан Расин – великий французский трагик. Он родился 21 декабря 1639, умер 21 апреля 1699, рано осиротел и воспитывался в Пор-Рояле, руководимом янсенистами. Написанная ода на бракосочетание Людовика XIV «Нимфа Сены» (1660) и две оды королю доставили Расину пенсион и знакомство с Мольером и Буало. В первых своих трагедиях: «Теаген и Харикл», «Фиваида, или Братья-враги»и «Александр Великий» Расин подражал лишь Корнелю, но в «Андромахе» (1667) он уже вполне самостоятелен и отличительные качества его творчества: изображение борьбы и противоречия страстей – впервые выказываются здесь с правдивостью и редкой силой.

В 1668 Расином была написана комедия «Сутяги» («Челобитчики») – подражание «Осам» Аристофана. За ней последовали: «Британик» (1669) и «Береника» (1670), написанная таким чарующим языком, какой трудно встретить у других французских поэтов. Далее следовали «Митридат» (1673) и «Ифигения» (1674). Последнее произведение считается у французов образцом драматической поэзии, хотя «Федре» принадлежит безусловное первенство по жизненно-правдивому, хотя и ужасному изображению страсти. Враги Расина поставили это произведение наравне с одноименным, посредственным сочинением Прадона, и оскорбленный поэт отстранился от театра.

Жан-Бати́ст Покле́н (фр. Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним — Молье́р [2] (фр. Molière; 15 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Molière, 1643—1680).

Портрет Мольера. 1656
кисти Никола Миньяра

Рубенс Питер Пауль (1577-1640). Мария Медичи, королева Франции, мать Людовика 13

Рубенс Питер Пауль (1577-1640). Портрет Анны Австрийской, супруги Людовика 13

Официальный портрет королевы / Official portrait of Marie Thérèse by Jean Nocret (1615-1672). Marie-Thérèse d'Autriche (1638-1683) as Queen of France. Date circa 1660. Oil on canvas. 148x177 cm. Palace of Versailles. via

Мари́я Тере́зия Австри́йская (Испа́нская) (исп. María Teresa de Austria; 10 сентября 1638 — 30 июля 1683) — инфанта Испании, первая супруга короля Франции Людовика XIV.

Дочь короля Испании Филиппа IV и Изабеллы Французской была обручена с французским королём по условиям Пиренейского мира 1659 года, положившего конец франко-испанской войне 1635—1659 годов. Она получила в приданое 500 тыс. золотых экю, но отреклась за себя и своих детей от наследования испанской короны и других испанских владений.

Свадьба прошла в июне 1660 года, но уже через год король охладел к своей жене и завёл первую из длинной череды любовниц. После смерти отца Марии Терезии, когда обещанное приданое так и не было получено, Людовик XIV объявил, что её отказ от наследования аннулируется, и завоевал часть принадлежавших Испании Нидерландов. Королева все свои невзгоды переживала молча, и когда она скончалась, Король-Солнце заявил, что это было единственной неприятностью, которую она доставила ему.

Внук Марии Терезии и Людовика XIV стал испанским королём Филиппом V после Войны за испанское наследство.

Правнук Марии Терезии и Людовика XIV стал французским королём Людовиком XV после смерти Людовика XIV как наследник по прямой мужской линии, поскольку предыдущие наследники, его отец и дед, к этому времени уже умерли.

Людовик XIV и Мария Терезия были двоюродными братом и сестрой по двум линиям: отец Людовика и мать Марии Терезии были родными братом и сестрой; отец Марии Терезии и мать Людовика XIV также были родными братом и сестрой.

Клод Лефебр. Портрет Луизы-Франсуазы де Лабом Леблан, герцогини де Лавальер, под названием «Диана»

Луиза-Франсуаза де Ла Бом Ле Блан (фр. Louise-Françoise de La Baume Le Blanc, duchesse de la Vallière et de Vaujours; 6 августа 1644, Тур — 7 июня 1710, Париж) — герцогиня де Лавальер (правильнее де ла Вальер) и де Вожур, фаворитка Людовика XIV.

Луиза родилась 6 августа 1644 года во французском городе Туре в небогатой многодетной семье. С детства она любила лошадей, и эта любовь привела к тому, что в возрасте 11 лет она упала с лошади, сломала ногу и повредила позвоночник, поэтому всю жизнь прихрамывала. Этот физический недостаток сказывался и на её характере. Луиза росла кротким, молчаливым ребёнком, старалась держаться незаметно и уже тогда хотела уйти в монастырь.

Дальняя родственница девушки, герцогиня де Сен-Реми, рекомендовала её королеве Анне Австрийской в качестве фрейлины к герцогине Орлеанской Генриетте Стюарт. Поступив на службу к герцогине, Луиза, по тогдашним понятиям не отличавшаяся красотой, будучи худощавой и бледной, и имея на лице следы от оспы, сумела очаровать короля, большого любителя женщин, своей миловидностью и приветливым нравом. К тому же она получила хорошее образование, была умна и начитанна. Людовик, очарованный прелестным созданием, начал писать ей нежные письма, дарить подарки и бриллианты. Благодаря Луизе ожил заброшенный со времён отца короля, Людовика XIII, Версаль, где теперь устраивались балы и пиры в честь возлюбленной монарха. В 1667 году Людовик возвёл в герцогство имения Вожурэ, два баронства (в Турени и Анжу) и подарил их Луизе в знак своего расположения. Чуть позже он сделал свою возлюбленную герцогиней и присвоил ей статус официальной фаворитки. Целомудрие де Лавальер было задето, теперь все знали о том, что она любовница короля. Луиза каялась за своё грехопадение, и при дворе её за это называли «святой».

Медленно король начинал охладевать к Луизе, в 1667 году её затмила новая фаворитка Людовика маркиза Франсуаза Атенаис де Монтеспан. Решив поиздеваться над герцогиней де Лавальер, Людовик в 1669 году поместил Луизу и Франсуазу в смежные покои в Сен-Жерменском дворце, где обе женщины должны были создавать видимость дружеских отношений. А в 1673 году, когда у короля родился четвёртый ребёнок от мадам де Монтеспан, дочь Луиза Франсуаза, он заставил бывшую возлюбленную стать крёстной девочки. Не стерпев больше издевательств короля, в апреле 1675 года Луиза де Лавальер удалилась от французского двора и постриглась в монастырь кармелиток, в Париже, под именем Луизы Милосердной (Louise de la Miséricorde).

В монастыре она прожила 36 лет, поражая монахинь своей терпимостью и выносливостью. Когда 7 июня 1710 года Луиза скончалась, говорили, что тело её благоухало и было окружено ореолом.

От короля Луиза де Лавальер родила четырёх детей, из которых до зрелого возраста дожили двое.

  • Шарль де Бурбон (19.12.1663 — 15.07.1665)
  • Филипп де Бурбон (1665—1666)
  • Мария Анна де Бурбон (02.10.1666 — 03.05.1739) — мадемуазель де Блуа. В 1680 году вышла замуж за Луи Армана I де Бурбон-Конти, в 1685 году овдовела.
  • Людовик де Бурбон (02.10.1667 — 18.11.1683) — с 1669 года граф Вермандуа и адмирал Франции.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: