Знаменитые ораторы Древнего Рима




Величайшим мастером слова у древних римлян был Марк Цицерон (106 г. до н.э. — 43 г. до н.э.). Он добился высочайшего положения в обществе деятельностью адвоката и блестящего оратора, кроме того, у него было хорошее образование. Учителем Цицерона был известный юрист Сцевола.
Еще одним знаменитым педагогом Цицерона был Марк Антоний Оратор (143 г. до н.э. — 87 г. до н.э.). Он занимался политикой и ораторским делом, занимал должность консула в 99 году до н.э.
Марк Фабий Квинтилиан — известный древнеримский оратор и правовед. Он написал сочинение «Образование оратора», в котором призывал воспитывать в мастерах красноречия всестороннее развитие и высокую нравственность, а не только учить их обычным ораторским приемам и шаблонам.

Гай СемпронийГракх. По праву к числу первых ораторов Римской империи можно отнести ГаяГракха.Это был видный политический деятель Древнего Рима, который повернулся лицом к народу: до него ораторы выступали, обращаясь к сенату, судьям, их речи не были предназначены для людей на площади. Таким образом, обратившись именно к народу, Гай Гракх дал понять, что он ищет у народа поддержки, правосудия, признает его силу, считается с его мнением, которое впоследствии стало решающим.

Марк Туллий Цицерон. После ГаяГракха римские ораторы, по его примеру, стали обращаться к своему народу, который слушал ораторов. Впоследствии ораторы Рима стали изучать психологию, интересы, вкусы своего народа. Таким образом, ораторское искусство стало означать уже не только, что и как сказать, но и что, кому, и какой аудитории нужно говорить. Одним из выдающихся ораторов республиканского Рима можно считать политического и государственного деятеля, литератора и философа, Марк Туллия Цицерона (105-43 гг. до н. э.), вошедшего в историю мировой культуры в качестве блестящего оратора. Несомненно, Марк Туллий Цицерон, это историческая личность и знаменитый теоретик ораторского искусства.

Цицерон считал, что именно искусство красноречия обладает огромной силой воздействия на аудиторию, искусные ораторы необходимы в делах управления государства. Философ считал, что все политические деятели должны владеть ораторским искусством. В своих знаменитых трактатах по ораторскому искусству «Об ораторе» Цицерон ставит три основные задачи:

- доказать свое положение, т. е. продемонстрировать истинность приводимых фактом и аргументов;

- доставить эстетическое удовольствие;

- воздействовать на волю и поведение, побудить людей к активной деятельности.

Римское общество высоко оценило заслуги Цицерона, еще при его жизни его называли отцом латинской литературы и красноречия. Интерес к наследию трудов Цицерона возник в эпоху Возрождения.

В эпоху Великой французской буржуазной революции 18 века вновь обратились к наследию Цицерона, уже как политическому оратору. Его цитировали, изучали его труды. М.В. Ломоносов, также ценил великого философа античности. Труды Цицерона оказали влияние и на русских декабристов, которые увидели в нем борца за республиканские свободы.

Другим знаменитым оратором римской империи можно считать Марка Фабия Квинтилиана (30-96 гг. до н. э.). Марк Фабий Квинтилиан жил во времена, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка. Как когда то в Древней Греции, ораторское искусство и в Риме стало терять значение орудия социальной борьбы, все более замыкаясь в себе и превращаясь в камерное, декламационное искусство для избранных. Квинтилиан стал одним из тех, кто пытался противостоять этому. Марк Фабий Квинтилиан, выступил с лозунгом возврата к классическому красноречию Цицерона, возглавил борьбу против сторонников нового, «театрализованного» стиля. «Риторические наставления» Квинтилиана - капитальный труд из 12 книг, это настоящая энциклопедия риторики, итог достижений ораторского искусства классического периода. Квинтилиану не удалось воскресить «большое красноречие». Оно исчезло с Римской республикой. И с падением Рима заканчивается древний, классический период в развитии ораторского искусства.

 

Гай Юлий Цезарь - это один из величайших полководцев и государственных деятелей всех времён и народов. Имя Гай Юлий Цезарь стало нарицательным. Юлий Цезарь, будучи еще юношей, окунулся в политику. Молодой политик и полководец проявил себя и в искусстве красноречия. Перед Цезарем стоял пример Цицерона, сделавшего свою карьеру, благодаря владению ораторским искусством. Искусство, которое, помогало убеждать аудиторию в своей правоте. Цезарь начал свою карьеру, став жрецом верховного бога Рима Юпитера. Скоро, после первого выступления, он просил руки Корнелии. Получив согласие выбранной им невесты, он получил и поддержку в структурах власти. Именно это,вкупе с красноречием, помогло Г. Ю. Цезарю определить свое блестящее и великое будущее.

Свою военную карьеру Гай Юлий Цезарь начинает с похода на Восток.Он принял участие в своей первой военной кампании под началом Минуция (Марка) Терма. Целью этого похода стало подавление очагов сопротивления власти в римской провинции Азия (Малая Азия, Пергам). Таким образом, после первого военного похода к Юлию Цезарю пришла и первая воинская слава.

В 66 году до н. э. Ю. Цезаря избирают курульным эдилом на следующий год. В его обязанности входила организация городского строительства, транспорта, торговли, повседневной жизни Рима и торжественных мероприятий. Более того, как правило, все перечисленные мероприятия проводились за собственный счёт. В апреле 65 года до н. э. новый эдил организовал и провел Мегалезийские игры, а в сентябре и Римские игры, которые поразили всех своей роскошью - удивлялись даже искушенные развлечениями римляне. Затраты на эти оба мероприятия Ю. Цезарь разделил поровну со своим соратником Марком КальпурниемБибулом, а слава досталась только Цезарю.

Гай Юлий Цезарь известен и тем, что возглавлял уголовный суд по особым делам, разбоям, убийствам. Ораторское искусство неоднократно помогало Цезарю в его политической карьере, в итоге вознеся его на самую вершину власти.

 

Римское общество развивалось и на смену рабовладельческому строю пришел феодализм. Вместе с новым строем пришли и другие ценности - с провозглашением незыблемости существующего порядка, божественной предопределенностью феодального неравенства. Таким образом, традиции древних философов Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждения и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами смирения и беспрекословной веры.

На вопрос, кому принадлежит крылатая цитата: «Разделяй и властвуй», у историков точного ответа нет. Одни предполагают, что автор этой цитаты Гай Юлий Цезарь. Другие историки считают, что автором цитаты был македонский царь Филипп, отец Александра Македонского, 359--336 гг. до Р. Х. Однозначного ответа не найдено, но, так или иначе, «разделяй и властвуй», эта была формула именно римского сената. Такая формула была просто необходима, так как Римская империя имела огромные колонии и применяла этот главный принцип власти к своим врагам. Имея многочисленные колонии в разных частях света, именно разжиганием вражды между колониями и внутри самих колоний Великая империя поддерживала относительный порядок. Цезарь часто произносил эту цитату, когда ему нужно было победить своих соперников в борьбе за власть.

Прослеживая человеческую историю, можно прийти к утверждению, что именно в Римской империи принцип «Разделяй и властвуй» отслеживается как главный принцип действий. Практически все Восточное Средиземноморье находилось в полном распоряжении прокураторов, и при этом к их гражданским стычкам и несогласованностям прибавились в качестве противовеса еще и римская культура, религия, обычаи и политический строй.

Подводя итог, можно отметить, что именно Рим возвёл общественные дискуссии на новую для них высоту. На общественных формах Рима решались практически все государственные и общественные вопросы. Темы дискуссий были разными: это и правовые, гражданские, внутренние и внешние политические проблемы, известные всем, как ежедневные акты. Таким образом, граждане Рима узнавали о новостях страны. «Ежедневные акты» многие считают подобием современных газет. С самого начала такие газеты были написаны на камнях или металле и распространялись по всем местам в Риме. В местных газетах писали о военных победах, проведенных играх, предстоящих боях гладиаторов и о победителях этих боев. Именно Гай Юлий Цезарь постановил, чтобы в таких газетах освещали все проводимые им реформы, говоря при этом: «…слово, это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово есть могучее средство самовыражения - насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?».

Увлекаясь своим красноречием, Цицерон часто говорил, что слово есть наука и мастерство убеждать, завлекать и услаждать слушающую аудиторию.

С падением Древнего Рима под натиском варваров в истории Европы наступает совершенно новая эпоха – эпоха Средневековья. Но едва теплящаяся античность с её идеалами и развитым искусством не умерла, пышным цветом распустившись во времена Возрождения. Возродилось и ораторское искусство, которое и по сей день есть лучшее средство просвещения и убеждения.

Мария Хомская, 2 курс. Факультет мировой музыкальной культуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: