Проблема – объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес [философский энциклопедический словарь, 1989].
Проблема - это вопрос, который возникает на основе изучения какого-то источника (книга, общение, личный опыт, исследование и пр.), но на который невозможно ответить, опираясь на данный источник т.к. в нем информации для ответа недостаточно
Этап технологии | Действия ученика | Действия преподавателя | Форма реализации |
Выявление нехватки в знаниях о педагогике | Знакомиться с педагогическими источниками: 1) Что соответствует области изучения, а что не соответствует? 2) Что является важным для формулирования проблемы, а что второстепенным? 3) Что это за источник, можно доверять или нет? 4) Для описания проблемы этого источника достаточно, или нужно привлекать еще источники? | А) предоставляет источники Б) предоставляет инструкции по самостоятельному поиску и обработке источников В) ставит цель найти информацию из определенной области знаний | Подготовка и написание эссе или доклада |
Описание проблемы на житейском или околонаучном языке | Описывает результат анализа источников: 1. что узнал? 2. как к этому отношусь? 3. с чем согласен, с чем не согласен? 4. что бы изменил? 5. как бы это изменил? | 1А) сравнивает выводы ученика с целевой формулировкой 1Б) определяет глубину, полноту и достоверность (реалистичность) описания 1В) определяет адекватность описания студента той области знаний, которая была задана 2) поддерживает самостоятельность и личностную позицию при анализе информации | |
Формулирование проблем на научно-педагогическом или языке педагогической практики | Формулирует свою точку зрения (тезис) Формулирует противоположную точку зрения (антитезис) Формулирует альтернативную точку зрения Формулирует точки зрения с разных позиций Конкретизирует проблему Резюмирует и обобщает результаты разработки проблемы Понимает противоречие и стремиться его устранить | Предлагает 1) Сформулировать противоположную точку зрению на ситуацию 2) Сформулировать альтернативную точку зрения на ситуацию 3) Рассмотреть ситуацию с разных позиций (ученик, учитель, декан, работодатель) 4) Конкретизировать проблемную ситуацию (где, кто, когда) 5) Обобщить, резюмировать сделанные описания 6) Сжать и обострить формулировку проблемы 7) Создает противоречие: теория противоречит фактам, цели противоречат результатам, одно мнение противоречит другому мнению | Обратная связь по эссе Обратная связь на выступления на практических занятиях Диалог в процессе лекции |
Генерирование вариантов решения проблемы | Предлагает разные варианты решения проблемы | 1) Поддерживает свободное безоценочное обсуждение 2) Поддерживает выдвижение большого количества идей и выдвижение разных идей | Мозговой штурм (работа в малых группах от 3 до 8 человек) Обсуждение в парах |
Подбор аргументов в пользу предлагаемых решений | 1) Приводит аргументы 2) Обсуждает аргументы других участников его микрогруппы | 1) Предлагает обосновать выдвинутые идеи опытом, фактами, логическими рассуждениями 2) Поддерживает реалистичность, критичность и учет разных позиций при обсуждении 3) Препятствует уклонению от темы, быстрому соглашательству, спорам и «застреванию» на отдельных аргументах. | Работа в малых группах по 2 или 3 (максимум 4) человека |
Представление своих решений и аргументов | 1. Планирует презентацию 2. Готовится к возможной критике (варианты ответов и т.п.) 3. Распределяет роли в публичном выступлении 4. Формулирует проблему, решения и аргументы логично и последовательно | 1. Организует процесс презентации так, чтобы 1) Высказались все 2) Высказывания были услышаны 3) Высказывания были поняты 2. Контролирует организацию работы в группе (как распределяются роли все ли участники задействованы). | Публичное выступление - дискуссия: кол-во выступающих 1,2 - все |
Критика предлагаемых решений и аргументов | 1. (Анализирует, конкретизирует, обобщает, приводит аналогии, сопоставляет предлагаемые аргументы и решения) 2. Выражает согласие или не согласие с аргументами (с каждым) 3. Выражает собственное отношение и свою позицию по решению (каждому) | Поддерживает конкретизацию, реалистичность и анализ продуктивности найденных решений Организует обсуждение так, чтобы 1) Были высказаны максимальное количество решений и аргументов 2) Высказались все у кого возникло несогласие или желание поддержать то или иное решение 3) Высказались те, кто молчал на предыдущих этапах разработки проблемы | Публичное выступление – дискуссия (не спор): сначала приводят все решения и все аргументы, затем идет обсуждение. |
Отбор наиболее понятных, интересных, близких решений | Выбирают наиболее понятные, интересные, продуктивные и пр. решения | 1. (Оценивает найденные решения на соответствие эталонному) 2. Дает экспертную оценку найденных решений 3. Организует процесс принятия решения группой 4. Дает возможность высказаться тем, кто не согласен с групповым решением 5. Дает обратную связь о развитии умений критически мыслить, ставить и разрабатывать проблему | Голосование, третейский суд, экспертная оценка преподавателя Обратная связь на процесс группового обсуждения |