Технология постановки и разработки проблемы




Проблема – объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес [философский энциклопедический словарь, 1989].

Проблема - это вопрос, который возникает на основе изучения какого-то источника (книга, общение, личный опыт, исследование и пр.), но на который невозможно ответить, опираясь на данный источник т.к. в нем информации для ответа недостаточно

Этап технологии Действия ученика Действия преподавателя Форма реализации
Выявление нехватки в знаниях о педагогике Знакомиться с педагогическими источниками: 1) Что соответствует области изучения, а что не соответствует? 2) Что является важным для формулирования проблемы, а что второстепенным? 3) Что это за источник, можно доверять или нет? 4) Для описания проблемы этого источника достаточно, или нужно привлекать еще источники? А) предоставляет источники Б) предоставляет инструкции по самостоятельному поиску и обработке источников В) ставит цель найти информацию из определенной области знаний Подготовка и написание эссе или доклада
Описание проблемы на житейском или околонаучном языке Описывает результат анализа источников: 1. что узнал? 2. как к этому отношусь? 3. с чем согласен, с чем не согласен? 4. что бы изменил? 5. как бы это изменил? 1А) сравнивает выводы ученика с целевой формулировкой 1Б) определяет глубину, полноту и достоверность (реалистичность) описания 1В) определяет адекватность описания студента той области знаний, которая была задана 2) поддерживает самостоятельность и личностную позицию при анализе информации
Формулирование проблем на научно-педагогическом или языке педагогической практики Формулирует свою точку зрения (тезис) Формулирует противоположную точку зрения (антитезис) Формулирует альтернативную точку зрения Формулирует точки зрения с разных позиций Конкретизирует проблему Резюмирует и обобщает результаты разработки проблемы Понимает противоречие и стремиться его устранить Предлагает 1) Сформулировать противоположную точку зрению на ситуацию 2) Сформулировать альтернативную точку зрения на ситуацию 3) Рассмотреть ситуацию с разных позиций (ученик, учитель, декан, работодатель) 4) Конкретизировать проблемную ситуацию (где, кто, когда) 5) Обобщить, резюмировать сделанные описания 6) Сжать и обострить формулировку проблемы 7) Создает противоречие: теория противоречит фактам, цели противоречат результатам, одно мнение противоречит другому мнению Обратная связь по эссе Обратная связь на выступления на практических занятиях Диалог в процессе лекции
Генерирование вариантов решения проблемы Предлагает разные варианты решения проблемы 1) Поддерживает свободное безоценочное обсуждение 2) Поддерживает выдвижение большого количества идей и выдвижение разных идей Мозговой штурм (работа в малых группах от 3 до 8 человек) Обсуждение в парах
Подбор аргументов в пользу предлагаемых решений 1) Приводит аргументы 2) Обсуждает аргументы других участников его микрогруппы 1) Предлагает обосновать выдвинутые идеи опытом, фактами, логическими рассуждениями 2) Поддерживает реалистичность, критичность и учет разных позиций при обсуждении 3) Препятствует уклонению от темы, быстрому соглашательству, спорам и «застреванию» на отдельных аргументах. Работа в малых группах по 2 или 3 (максимум 4) человека
Представление своих решений и аргументов 1. Планирует презентацию 2. Готовится к возможной критике (варианты ответов и т.п.) 3. Распределяет роли в публичном выступлении 4. Формулирует проблему, решения и аргументы логично и последовательно 1. Организует процесс презентации так, чтобы 1) Высказались все 2) Высказывания были услышаны 3) Высказывания были поняты 2. Контролирует организацию работы в группе (как распределяются роли все ли участники задействованы). Публичное выступление - дискуссия: кол-во выступающих 1,2 - все
Критика предлагаемых решений и аргументов 1. (Анализирует, конкретизирует, обобщает, приводит аналогии, сопоставляет предлагаемые аргументы и решения) 2. Выражает согласие или не согласие с аргументами (с каждым) 3. Выражает собственное отношение и свою позицию по решению (каждому) Поддерживает конкретизацию, реалистичность и анализ продуктивности найденных решений Организует обсуждение так, чтобы 1) Были высказаны максимальное количество решений и аргументов 2) Высказались все у кого возникло несогласие или желание поддержать то или иное решение 3) Высказались те, кто молчал на предыдущих этапах разработки проблемы Публичное выступление – дискуссия (не спор): сначала приводят все решения и все аргументы, затем идет обсуждение.
Отбор наиболее понятных, интересных, близких решений Выбирают наиболее понятные, интересные, продуктивные и пр. решения 1. (Оценивает найденные решения на соответствие эталонному) 2. Дает экспертную оценку найденных решений 3. Организует процесс принятия решения группой 4. Дает возможность высказаться тем, кто не согласен с групповым решением 5. Дает обратную связь о развитии умений критически мыслить, ставить и разрабатывать проблему Голосование, третейский суд, экспертная оценка преподавателя Обратная связь на процесс группового обсуждения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: