Общее понятие мифа и мифологии




Мифология славянский дом


 

Введение

 

Сотворив Землю, Бог посадил посреди нее ореховое дерево. Поэтому мировое дерево определяет центр мира, которое задает вертикальную ось Вселенной и горизонтальные координаты пространства. Например, в русской загадке оно символизирует дорогу: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился и теперь лежит» (дорога). Мир ориентирован по сторонам света. Когда Бог заснул на сотворенной земле, дьявол задумал столкнуть его в море. Он стал тащить Бога к воде, но земля под ними расширилась на восток и вода отодвинулась. Тогда дьявол тащил его во все четыре стороны, и на земле образовался крест, указывающий на четыре стороны света. В Сербии верили, что Землю держат четыре быка: черный на западе, сивый на юге, белый на севере и рыжий на востоке.

Древние славяне ставили свои святилища с учетом сторон света. Восток и запад, связанные с восходом и заходом солнца и сменой дня и ночи, имели особое значение. Восток считался жилищем Бога, а запад - сатаны.

У мира есть граница. Это край света - место, где небо сходится с землей, и куда не ступала ни одна нога простого смертного. Пространство, не освоенное человеком, - чуждое, зловещее, противоположное реальному. В заговорах болезнь отсылают туда, где солнце не греет, петух не поет, собака не лает, где ничего нет. Границей между своим и чужим пространством служили порог дома, окна, ворота, межа в поле, граница села, река. Здесь, где можно было соприкоснуться с внешним, чужим миром, совершали магические действия и гадали. Жилище человека повторяло пространственное устройство мира. Четыре стены дома символизировали четыре стороны света. Фундамент, жилая часть и крыша соответствовали трем уровням Вселенной: преисподней, земле и небесам. Печь, как и мировое дерево, обозначала центр жилища. Одновременно она играла роль границы, поскольку через дымоход и печную трубу осуществляется связь с внешним миром и тем светом.

Исследуя историю язычества древних славян, такие ученые как Д.К.Зеленин, П.Г.Богатырев, Б.А.Рыбаков пришли к выводу, что язычество являлось первоосновой не только из духовной жизни, но также и бытовой стороны, социальной и материальной культур, и укоренилось так прочно в славянском сознании, что позже существовала параллельно с христианством на всем протяжении его истории на Руси.

Язычество переплеталось с христианскими учениями, дополняя и обогащая картину мира, делая ее более выразительной и яркой. Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство, принявшее в себе языческие начала, или язычество, поглотившее христианское учение.

Остатки язычества сохранились до наших дней в виде символов и знаков, которые имеют огромное значение и смысл для языческого учения. Весь мир стал полем действия всеохватывающей символизации и покрылся каменными цветами символов. Одним из таких знаков или символов язычество является дом. Дом или жилище, как предмет или элемент материальной культуры несет в себе сакральную информацию, зашифрованную в нем самом, в его структуре, отдельных элементах. Современные ученые (В.Н.Топоров, А.Л.Топорков, А.К.Байбурин, В.В.Иванов, Т.В.Цивьян) посвятили свои труды исследованию данной темы. Они утверждают, что вещи и предметы, создаваемые в традиционных обществах, имели кроме утилитарной, еще и символическую, знаковую функцию. Основные материалы, из которых изготовлялись необходимые человеку вещи (металлы, глина, дерево, шерсть и т. д.) обладали особым статусом: именно они послужили исходным сырьем для сотворения мира и самого человека.

То есть предметы материальной культуры традиционного общества, в том числе и восточных славян, несли в себе сакральный, мифологический смысл.


 

Общее понятие мифа и мифологии

 

Российский ученый-филолог, историк культуры, а также основатель исследовательской школы теоретической фольклористики Мелетинский е.м. дает следующие определения мифа и мифологии. Ознакомимся с ними.

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его природных и культурных элементов. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

Предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и его мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной аффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы и всеобщая персонификация. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и конкретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику. Для мифа характерно, что различные духи, боги (а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны семейно-родовыми отношениями.

Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, "предтеатральными" и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами). С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: